28RS0004-01-2021-006023-16
Дело № 7/1-143/2021
Р Е Ш Е Н И Е
03 июня 2021 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника гражданина КНР Ли Цинмин – Гришина А.Г. на постановление судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Ли Цинмин,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года гражданин КНР Ли Цинмин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, защитник Гришин А.Г. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Благовещенского городского суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, неверно применены нормы материального права, в результате чего по делу принято незаконное и необоснованное постановление. Гражданин КНР Ли Цинмин въехал на территорию Российской Федерации на основании действующей многократной обыкновенной рабочей визы <номер>, выданной <данные изъяты> в установленном законом порядке. Ли Цинмин не участвовал в непосредственном оформлении документации, на основании которой принималось решение о выдаче визы, в связи с чем не мог знать о действиях принимающей стороны – <данные изъяты> и допущенных нарушениях при оформлении визы. Проверка законности выданного разрешения на въезд и пребывание в Российской Федерации в полномочия иностранного гражданина не входит. Нарушения миграционного законодательства, указанные должностным лицом ОВМ МО МВД России «Благовещенский» в протоколе об административном правонарушении, не связаны с действиями иностранного гражданина, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения. При рассмотрении дела судья вышел за пределы вменяемого Ли Цинмин обвинения, что является недопустимым, поскольку это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
На основании изложенного просит постановление судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании гражданин КНР Ли Цинмин поддержал доводы жалобы и позицию защитника, просил отменить постановление о назначении административного наказания.
Защитник Гришин А.Г. настаивал на доводах жалобы, просил об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ОВМ МО МВД России «Благовещенский», при надлежащем извещении административного органа о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяются в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Порядок выезда иностранных граждан из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее Федеральный закон № 114-ФЗ).
В силу ст. 24 Федерального закона №114-ФЗ иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
Виза представляет собой выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве. Виза выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или его представительством на территории Российской Федерации (в том числе находящимся в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации), федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом (ст. 25.1 Федерального закона № 114-ФЗ).
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ч. 1 ст. 25.6 Федерального закона № 114-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 114-ФЗ одним из оснований для выдачи иностранному гражданину визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе по ходатайству юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальном органе.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 114-ФЗ указанные в части первой настоящей статьи документы, являющиеся основаниями для выдачи иностранному гражданину визы, могут быть представлены в форме электронных документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено п. 2 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.
Ходатайство о выдаче приглашения, а в случаях и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, и документы, указанные в настоящем пункте, могут быть поданы в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 2.1 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 335 утверждено Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (далее Положение).
Согласно п. 35 указанного Положения обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на основании приглашения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы.
В силу п. 13 Положения цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об облегчении поездок граждан (заключено в г. Москве 22.03.2013 г.) граждане государства одной Стороны, на которых не распространяются правила безвизового въезда, въезжают (выезжают, следуют транзитом, пребывают) на территорию государства другой Стороны на основании действительных проездных документов и действительных виз, выдаваемых в установленном порядке дипломатическим представительством, консульскими учреждениями и другими компетентными органами государства другой Стороны.
Дипломатическое представительство и консульские учреждения государств Сторон принимают решение об оформлении визы в течение пяти рабочих дней с даты получения документов, необходимых для оформления визы (ст. 15 Соглашения).
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Из протокола об административном правонарушении № 2105 от 24.05.2021 г. следует, что 24 мая 2021 года в 18 часов 30 минут в отделе по вопросам миграции МО МВД России «Благовещенский», расположенном по адресу: г<адрес>, был выявлен гражданин КНР Ли Цинмин, <дата> года рождения, регистрационные документы которого проверены инспектором Ф.И.О.1 на предмет соблюдения требований миграционного законодательства. По результатам проверки установлено, что данный иностранный гражданин въехал на территорию Российской Федерации на основании многократной обыкновенной рабочей визы <номер>, выданной <данные изъяты> 28 сентября 2018 года со сроком действия до 02 сентября 2021 года. Виза оформлена на основании электронного приглашения № <номер>, приглашающая сторона – <данные изъяты>», <адрес>. Сведений об оформлении территориальными органами МВД России электронного приглашения в отношении гражданина КНР Ли Цинмин в Центральном банке данных учета иностранных граждан не имеется. Согласно информации, представленной УВМ ГУ МВД России по г. Москве, приглашение № <номер>, послужившее основанием для выдачи визы, сотрудниками Управления не оформлялось. Таким образом, виза выдана гражданину КНР Ли Цинмин без законных оснований к ее оформлению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении гражданина КНР Ли Цинмин производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и передачи административного материала на рассмотрение в Благовещенский городской суд.
По результатам рассмотрения дела судья пришел к выводу о нарушении гражданином КНР Ли Цинмин правил въезда в Российскую Федерацию, в связи с чем вынес постановление о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности.
Между тем при рассмотрении дела судьей Благовещенского городского суда не учтено следующее.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ разрешение вопроса о виновности лица в совершении вменяемого правонарушения имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в том числе в нарушении правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации вследствие нарушения установленных правил въезда в Российскую Федерацию.
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Из материалов дела следует, что многократная обыкновенная рабочая виза <номер> выдана <данные изъяты> на основании документов, поступивших из авторизированного российского Визового центра, а именно: визовой анкеты от 26.09.2018 г., цветной фотографии, краткой формы электронного приглашения № <номер>, справки об отсутствии ВИЧ-инфекции, копии и оригинала загранпаспорта гражданина КНР Ли Цинмин.
Комплектность документов была проверена ответственным сотрудником консульства, после чего визовая информация передана в программу «<данные изъяты>». Проверка по соответствующим учетам программы не выявила причин для отказа в выдаче визы гражданину КНР Ли Цинмин, в связи с чем оформленная многократная обыкновенная рабочая виза <номер> вместе с паспортом иностранного гражданина возвращена в визовый центр (л.д. 14).
Таким образом, гражданин КНР Ли Цинмин въехал на территорию Российской Федерации 01 февраля 2020 года на основании действующей визы <номер> с соблюдением правил, установленных миграционным законодательством.
Выявленные в последующем нарушения связанны с оформлением приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, обусловлены действиями приглашающей стороны – <данные изъяты> которое зарегистрировано по адресу: <адрес>, и сами по себе не свидетельствуют о нарушении гражданином КНР Ли Цинмин правил въезда на территорию Российской Федерации.
При этом обстоятельства оформления электронного приглашения № <номер>, выданного <данные изъяты> (л.д. 11), и его направления в Визовый центр, исходя из норм действующего миграционного законодательства и положений Административного регламента по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 21.09.2017 г. № 735 и применявшегося до 12.12.2020 г., не зависят от иностранного гражданина, а определяются действиями заявителя – приглашающей стороны и административного органа.
Вышеизложенное опровергает вывод судьи Благовещенского городского суда о наличии в действиях Ли Цинмин состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление от 25 мая 2021 года не отвечает требованиям законности и обоснованности, в связи с чем оно подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Ли Цинмин – отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренную п. 12 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ – отменить.
Освободить гражданина КНР Ли Цинмин, 29.08.1975 года рождения, из специализированного учреждения – Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Амурской области в зале судебного заседания, немедленно.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко
28RS0004-01-2021-006023-16
Дело № 7/1-143/2021
Р Е Ш Е Н И Е
03 июня 2021 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника гражданина КНР Ли Цинмин – Гришина А.Г. на постановление судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Ли Цинмин,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года гражданин КНР Ли Цинмин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, защитник Гришин А.Г. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Благовещенского городского суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, неверно применены нормы материального права, в результате чего по делу принято незаконное и необоснованное постановление. Гражданин КНР Ли Цинмин въехал на территорию Российской Федерации на основании действующей многократной обыкновенной рабочей визы <номер>, выданной <данные изъяты> в установленном законом порядке. Ли Цинмин не участвовал в непосредственном оформлении документации, на основании которой принималось решение о выдаче визы, в связи с чем не мог знать о действиях принимающей стороны – <данные изъяты> и допущенных нарушениях при оформлении визы. Проверка законности выданного разрешения на въезд и пребывание в Российской Федерации в полномочия иностранного гражданина не входит. Нарушения миграционного законодательства, указанные должностным лицом ОВМ МО МВД России «Благовещенский» в протоколе об административном правонарушении, не связаны с действиями иностранного гражданина, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения. При рассмотрении дела судья вышел за пределы вменяемого Ли Цинмин обвинения, что является недопустимым, поскольку это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
На основании изложенного просит постановление судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании гражданин КНР Ли Цинмин поддержал доводы жалобы и позицию защитника, просил отменить постановление о назначении административного наказания.
Защитник Гришин А.Г. настаивал на доводах жалобы, просил об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ОВМ МО МВД России «Благовещенский», при надлежащем извещении административного органа о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяются в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Порядок выезда иностранных граждан из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее Федеральный закон № 114-ФЗ).
В силу ст. 24 Федерального закона №114-ФЗ иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
Виза представляет собой выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве. Виза выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или его представительством на территории Российской Федерации (в том числе находящимся в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации), федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом (ст. 25.1 Федерального закона № 114-ФЗ).
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ч. 1 ст. 25.6 Федерального закона № 114-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 114-ФЗ одним из оснований для выдачи иностранному гражданину визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе по ходатайству юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальном органе.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 114-ФЗ указанные в части первой настоящей статьи документы, являющиеся основаниями для выдачи иностранному гражданину визы, могут быть представлены в форме электронных документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено п. 2 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.
Ходатайство о выдаче приглашения, а в случаях и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, и документы, указанные в настоящем пункте, могут быть поданы в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 2.1 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 335 утверждено Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (далее Положение).
Согласно п. 35 указанного Положения обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на основании приглашения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы.
В силу п. 13 Положения цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об облегчении поездок граждан (заключено в г. Москве 22.03.2013 г.) граждане государства одной Стороны, на которых не распространяются правила безвизового въезда, въезжают (выезжают, следуют транзитом, пребывают) на территорию государства другой Стороны на основании действительных проездных документов и действительных виз, выдаваемых в установленном порядке дипломатическим представительством, консульскими учреждениями и другими компетентными органами государства другой Стороны.
Дипломатическое представительство и консульские учреждения государств Сторон принимают решение об оформлении визы в течение пяти рабочих дней с даты получения документов, необходимых для оформления визы (ст. 15 Соглашения).
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Из протокола об административном правонарушении № 2105 от 24.05.2021 г. следует, что 24 мая 2021 года в 18 часов 30 минут в отделе по вопросам миграции МО МВД России «Благовещенский», расположенном по адресу: г<адрес>, был выявлен гражданин КНР Ли Цинмин, <дата> года рождения, регистрационные документы которого проверены инспектором Ф.И.О.1 на предмет соблюдения требований миграционного законодательства. По результатам проверки установлено, что данный иностранный гражданин въехал на территорию Российской Федерации на основании многократной обыкновенной рабочей визы <номер>, выданной <данные изъяты> 28 сентября 2018 года со сроком действия до 02 сентября 2021 года. Виза оформлена на основании электронного приглашения № <номер>, приглашающая сторона – <данные изъяты>», <адрес>. Сведений об оформлении территориальными органами МВД России электронного приглашения в отношении гражданина КНР Ли Цинмин в Центральном банке данных учета иностранных граждан не имеется. Согласно информации, представленной УВМ ГУ МВД России по г. Москве, приглашение № <номер>, послужившее основанием для выдачи визы, сотрудниками Управления не оформлялось. Таким образом, виза выдана гражданину КНР Ли Цинмин без законных оснований к ее оформлению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении гражданина КНР Ли Цинмин производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и передачи административного материала на рассмотрение в Благовещенский городской суд.
По результатам рассмотрения дела судья пришел к выводу о нарушении гражданином КНР Ли Цинмин правил въезда в Российскую Федерацию, в связи с чем вынес постановление о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности.
Между тем при рассмотрении дела судьей Благовещенского городского суда не учтено следующее.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ разрешение вопроса о виновности лица в совершении вменяемого правонарушения имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в том числе в нарушении правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации вследствие нарушения установленных правил въезда в Российскую Федерацию.
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Из материалов дела следует, что многократная обыкновенная рабочая виза <номер> выдана <данные изъяты> на основании документов, поступивших из авторизированного российского Визового центра, а именно: визовой анкеты от 26.09.2018 г., цветной фотографии, краткой формы электронного приглашения № <номер>, справки об отсутствии ВИЧ-инфекции, копии и оригинала загранпаспорта гражданина КНР Ли Цинмин.
Комплектность документов была проверена ответственным сотрудником консульства, после чего визовая информация передана в программу «<данные изъяты>». Проверка по соответствующим учетам программы не выявила причин для отказа в выдаче визы гражданину КНР Ли Цинмин, в связи с чем оформленная многократная обыкновенная рабочая виза <номер> вместе с паспортом иностранного гражданина возвращена в визовый центр (л.д. 14).
Таким образом, гражданин КНР Ли Цинмин въехал на территорию Российской Федерации 01 февраля 2020 года на основании действующей визы <номер> с соблюдением правил, установленных миграционным законодательством.
Выявленные в последующем нарушения связанны с оформлением приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, обусловлены действиями приглашающей стороны – <данные изъяты> которое зарегистрировано по адресу: <адрес>, и сами по себе не свидетельствуют о нарушении гражданином КНР Ли Цинмин правил въезда на территорию Российской Федерации.
При этом обстоятельства оформления электронного приглашения № <номер>, выданного <данные изъяты> (л.д. 11), и его направления в Визовый центр, исходя из норм действующего миграционного законодательства и положений Административного регламента по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 21.09.2017 г. № 735 и применявшегося до 12.12.2020 г., не зависят от иностранного гражданина, а определяются действиями заявителя – приглашающей стороны и административного органа.
Вышеизложенное опровергает вывод судьи Благовещенского городского суда о наличии в действиях Ли Цинмин состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление от 25 мая 2021 года не отвечает требованиям законности и обоснованности, в связи с чем оно подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Благовещенского городского суда от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Ли Цинмин – отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренную п. 12 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ – отменить.
Освободить гражданина КНР Ли Цинмин, 29.08.1975 года рождения, из специализированного учреждения – Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Амурской области в зале судебного заседания, немедленно.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко