Изготовлено 16.07.2020
Дело № 2-576/2020
УИД: 76RS0015-01-2020-000309-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 июля 2020 г. город Ярославль
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Плотниковой Л.В.,
при секретаре Смирновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать мэрию г. Ярославля в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: восстановить работоспособность инженерной системы вентиляции, восстановить работоспособность инженерной системы энергоснабжения, восстановить работоспособность инженерной системы водоснабжения, укомплектовать пожарный щит ЗС ГО пожарным имуществом, восстановить герметичность защитного сооружения, обеспечить ЗС ГО емкостями запаса питьевой воды, окрасить стены, потолки, перегородки защитного сооружения в светлые тона, окрасить металлические двери синтетическими красками, воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздухоотводы внутри помещений для укрываемых в белый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) в желтый цвет, трубы электропроводки и канализационные трубы в черный цвет, водопроводные трубы, трубы системы отопления в коричневый цвет, обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления (мэрией г. Ярославля) требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Защитное сооружение гражданское обороны № <данные изъяты> расположено по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что мэрии ей не обеспечена готовность указанного защитного сооружения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения находятся в нерабочем состоянии, нарушена герметичность и работоспособность дверей и ставней, окрасочное светлое покрытие стен, потолков, перегородок находится в неудовлетворительном состоянии, металлические двери, воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздухоотводы внутри помещений для укрываемых не окрашены в белый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) не окрашены в желтый цвет, трубы электропроводки и канализационные трубы не окрашены в черный цвет, водопроводные трубы, трубы системы отопления не окрашены в коричневый цвет, емкости запаса питьевой воды отсутствуют, отсутствует следующая документация: паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим убежища, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схем эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов. Защитное сооружение не обеспечено первичными средствами пожаротушения в необходимом количестве.
Заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля Ерохин Я.С. в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик - мэрия г. Ярославля - в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом, представила письменные отзыв, в котором просила в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, направило в суд отзыв, в котором указало, что в настоящее время из мэрии г. Ярославля документов, входящих в комплект документации по изменению типа ЗС ГО (снятия с учета ЗС ГО) не поступало.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 2 Закона о гражданской обороне установлено, что основной задачей в области гражданской обороны является, в том числе, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Задачами в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о гражданской обороне органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в пунктах «а», «г» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите населения и территорий).
В силу статьи 7 Закона о защите населения и территорий федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение.
Согласно пункту 14 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» министерство Российской Федерации по делам ГО и ЧС принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с пунктом 2 Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утв. приказом Министерства по ГО и ЧС от 21.07.2005 № 575, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО.
Согласно пункту 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования.
Несоблюдение указанных требований законодательства влечет также нарушение требований статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии которой противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации последствий проявлений терроризма.
Обеспечение надлежащего функционирования защитных сооружений гражданской обороны, приведет к минимизации последствий, в том числе, от проявления угроз террористического характера.
Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны № <данные изъяты> по адресу: <адрес>, вместимостью 150 человек, встроено в четырехэтажное здание, принято в эксплуатацию в 1956 г., находится в казне г. Ярославля, не используется.
Лицом, ответственным за поддержание объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию, в том числе и данного защитного сооружения, является мэрия г. Ярославля.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО инв. № <данные изъяты> от 28.08.2018 (<адрес>) защитное сооружение не готово к приему укрываемых, выявлены следующие недостатки: защитно-герметическая дверь ЗГД, герметические двери отсутствуют, защитно-герметические и герметические ставни отсутствуют, уплотнительная резина отсутствует, запорные устройства ржавые, состояние стен неудовлетворительное, имеется отслоение штукатурного слоя и краски, состояние потолков, пола во всех помещениях неудовлетворительное, имеются выбоины и сколы, санитарный узел в неудовлетворительном состоянии: дверные коробки разбиты, двери сломаны, фильтры-поглотители ржавые, электроручной вентилятор отсутствует, предфильтр ржавый, разводящие воздухоотводы ржавые, водопроводные трубы, вентили, задвижки, краны не работают, проржавели, емкость для запаса воды в неудовлетворительном состоянии, не очищена от грязи и ржавчины, водоуказатель отсутствует, теплоснабжение в неудовлетворительном состоянии, демонтировано, отключающая задвижка отсутствует, электросети в неудовлетворительном состоянии, электропроводка и оборудование требуют замены.
Доводы ответчика о том, что необходимости в проведении ремонтных работ не имеется, поскольку ГУ МЧС России по Ярославской области рекомендовало перевести указанное защитное сооружение в укрытие, необоснованны. Согласно сведениям, представленным ГУ МЧС России по Ярославской области, документы об изменении типа ЗС ГО, в частности № <данные изъяты>, а также о переводе их на эксплуатацию в качестве укрытия в соответствии с требованиями Правил эксплуатации ЗС ГО в ГУ МСЧ России по Ярославской области не поступали, выявленные нарушения ответчиком не оспариваются.
При указанных обстоятельствах требования заместителя прокурора Ленинского г. Ярославля являются законными и обоснованными, на мэрию г. Ярославля подлежит возложению обязанность обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Заявленный заместителем прокурора Ленинского района г. Ярославля срок для выполнения ремонтных работ равный одному году является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: восстановить работоспособность инженерных систем вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения защитного сооружения гражданской обороны, укомплектовать пожарный щит ЗС ГО пожарным имуществом, восстановить герметичность защитного сооружения, обеспечить ЗС ГО ёмкостями запаса питьевой воды, окрасить потолки, стены, перегородки защитного сооружения в светлые тона, окрасить металлические двери синтетическими красками, воздухозаборные трубы чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых в белый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) в желтый цвет, трубы электропроводки и канализационные трубы в черный цвет водопроводные трубы, трубы системы отопления в коричневый цвет, обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п.3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Л.В. Плотникова