Судья Ситникова С.Ю. дело 7-16/2020 (7-297/2019)
(в 1 инст. дело №12-441/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
05 февраля 2020 года г. Майкоп
Судья Верховного Суда Республики Адыгея Панеш Ж.К., рассмотрев жалобу Меденцова В.А. на решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «АльфаСтрахование»,
у с т а н о в и л :
Меденцов В.А. обратился в Центральный банк Российской Федерации с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении АО «АльфаСтрахование».
Определением начальника юридического отдела Отделения Национального банка по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Фроловой О.А. от 19.09.2019 №106051/1040-1 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении АО «АльфаСтрахование» отказано.
Не согласившись с указанным определением Меденцов В.А. обратился в суд с жалобой, в результате рассмотрения которой решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.11.2019 определение начальника юридического отдела Отделения Национального банка по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Фроловой О.А. от 19.09.2019 №106051/1040-1 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В настоящей жалобе Меденцов В.А. просит решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.11.2019 отменить и возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении АО «АльфаСтрахование» на новое рассмотрение в отделение Национального банка по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Доводы жалобы сводятся к тому, что обжалуемые определение и решение приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, должностным лицом и судьей не проведено объективное, всестороннее и полное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела.
Письменных возражений на жалобу не поступило.
Извещенный 03.01.2020 надлежащим образом о времени и месте слушания дела Меденцов В.А. в судебное заседание 05.02.2020 не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил.
В судебном заседании начальник юридического отдела Отделения Национального банка по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Фролова О.А. в удовлетворении жалобы просила отказать за необоснованностью ее доводов.
Выслушав должностное лицо, участвующее в деле, проверив доводы жалобы, изучив административный материал, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном Федеральном округе от Меденцова В.А. поступило обращение от 18.07.2019 №ОЭТ-5137 на действия страховой организации АО «АльфаСтрахования» по факту нарушения страхового законодательства Российской Федерации, выразившееся в неполучении почтового отправления с пакетом документов, направленных для выплаты страхового возмещения.
Определением начальника юридического отдела Отделения Национального банка по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Фроловой О.А. от 19.09.2019 №106051/1040-1 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении АО «АльфаСтрахование» отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Отказывая в отмене указанного определения судья исходил из того, что во исполнение требования закона АО «АльфаСтрахование» имеет в Республике Адыгея свое представительство, а обязанность по приему корреспонденции, приему пакета документов на урегулирование убытков и регистрации убытков в учетных системах Страховщика возложены на Ведущего специалиста Адыгейского филиала Страховщика, суд не усматривает в действиях АО «АльфаСтрахование» нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении Обществом предпринимательской деятельности.
Правовых оснований не согласиться с указанными выводами судьи по имеющимся в материалах дела доказательствам не имеется.
АО «АльфаСтрахование» осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС №2239-03 от 13.11.2017.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Согласно статье 12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», заявление потерпевшего, содержащее требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков.
Место нахождения и почтовые адреса страховщика, а также всех представителей страховщика, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в перечне представителей страховщика, являющемся приложением к страховому полису.
В силу части 1 статьи 21 указанного Закона, страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков, организацию осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, а также на осуществление страхового возмещения и прямого возмещения убытков. При осуществлении страхового возмещения путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания по месту нахождения представителя страховщика последний на основании решения страховщика организует осуществление такого ремонта.
Судом установлено, что в соответствии с требованиями законодательства об ОСАГО на территории Республики Адыгея у АО «АльфаСтрахование» имеется представительство, уполномоченное на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страхового возмещения и прямого возмещения убытков, которое находится по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Жуковского / ул. Пролетарская, д. 29/219, где находится Адыгейский филиал страховщика.
Обязанности по приему корреспонденции, приему пакета документов на урегулирование убытков и регистрации убытков в учетных системах Страховщика возложены на Ведущего специалиста Адыгейского филиала Страховщика согласно должностной инструкции, утвержденной 11.01.2016.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что его заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по договору ОСАГО с приложением всех необходимых документов было направлено им по вышеуказанному адресу 28.12.2018, но не было получено АО «АльфаСтрахование» и было возвращено отправителю.
Однако, из представленных в материалы дела доказательств, в частности из отчета отслеживания отправления с почтовым идентификатором №, копии конверта с данным отправлением, а также ответа УФПС Республики Адыгея – Филиала ФГУП «Почта России» директору АО «АльфаСтрахование» от ДД.ММ.ГГГГ № не следует, что страховщик уклонился от получения, адресованной ему почтовой корреспонденции. Данных, о неполучении страховщиком почтового отправления по причинам, зависящим от него, материалы дела не содержат.
Кроме того, факт неполучения представителем страховщика, адресованного ему почтового отправления заявителя, в отсутствие доказательств уклонения от получения этого отправления, а также достоверных доказательств надлежащего доставления отправления в его адрес, сам по себе не может свидетельствовать о допущении им нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ является основанием для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, представленные доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами права, судья районного суда правомерно не усмотрел оснований для отмены обжалуемого определения должностного лица, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм КоАП РФ, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судьей районного суда при принятии решения допущено не было, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «АльфаСтрахование» оставить без изменения, жалобу Меденцова В.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Ж.К. Панеш