Решение по делу № 2-96/2017 от 18.04.2017

Дело № 2-96/2017 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2017 года г.Весьегонск

Весьегонский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего и.о.судьи Весьегонского районного суда Павловой С.О.

с участием пом.прокурора Тверского межрайонного природоохранного прокурора Крайновой М.Г.

при секретаре Ивановой Л.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

У С Т А Н О В И Л:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Свои требования мотивировал тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте 2017 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области.

Установлено, что муниципальное учреждение «Администрация Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области», в качестве юридического лица осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе, эксплуатирует здание, расположенное по адресу: <адрес>

В результате указанной деятельности, у администрации образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класса опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класса опасности (код по ФККО 4 05 122 02 60 5) и другие виды отходов.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

На основании ст. 18 вышеуказанного закона применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Муниципальное учреждение «Администрация Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 24.08.2011 № 687 (ред. от 31.01.2014), следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.05.2016 № 8-нп (далее -Порядок).

Согласно п. 4 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемых хозяйствующими субъектами.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым администрация не относится) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах нормативы образования и лимиты на размещение отходов.

Вопреки изложенным требованиям законодательства, администрация Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение.

Данные нарушения выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи с чем, в адрес администрации направлено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих от 27.02.2017 № 01-09-2017/2. Согласно поступившему ответу на представление от 06.03.2017 № 88 администрацией реальных мер по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не принято, подтверждающих документов об устранении выявленных нарушений не приложено.

Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Несоблюдение требований природоохранного законодательства является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.

Именно через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическое лицо обеспечивает безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление, последующую транспортировку, использование и размещение.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит обязать администрацию Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.05.2016 № 87-кв;     представить в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В судебном заседании пом.прокурора Тверского межрайонного природоохранного прокурора Крайнова М.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Уточнила исковые требования, в части срока исполнения решения, просила установить срок исполнения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили заявление.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области района в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, администрация Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области является юридическом лицом.

Согласно Уставу муниципального образования ответчик администрация Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области является органом местного самоуправления.

Из представленных материалов следует, что в феврале 2017 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области, выявлены нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, внесено представление об устранении нарушений закона и условий им способствующих.

Из информации администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района от 06. 03.2017 года следует, что представление прокурора рассмотрено, по результатам рассмотрения установлено, что в настоящее время, из-за отсутствия денежных средств администрация не имеет возможности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, объявлено замечание.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; и т.д.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Муниципальное учреждение «Администрация Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 24.08.2011 № 687 (ред. от 31.01.2014), следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.05.2016 № 8-нп.

Согласно п. 4. «Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), разрабатываемых хозяйствующими субъектами.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что проект нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение, в нарушение требований законодательства, администрацией Романовского сельского поселения Весьегонского района не разработан.

В статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Аналогичные требования установлены в статье 11 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Невыполнение обязательных требований нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Согласно ст. 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

При определения сроков исполнения обязанностей суд учитывает социальную значимость и неотложный характер мер по устранению нарушений в сфере природоохранного законодательства, необходимость материальных затрат, в связи с чем, установление срока исполнения решения суда: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным, с учетом объема работ и предъявляемых требований.

В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – удовлетворить.

Возложить на администрацию Романовского сельского поселения Весьегонского района Тверской области обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.05.2016 № 87-кв; представить в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Весьегонский районный суд.

Решение принято в окончательной форме 11.05.2017 года.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья С.О.Павлова

Решение не вступило в законную силу.

Судья С.О.Павлова

2-96/2017

Категория:
Гражданские
Ответчики
Администрация Романовского сельского поселения
Другие
Администрация Весьегонского района
Министерство природный ресурсов и экологии Тверской области
Суд
Весьегонский районный суд Тверской области
Дело на сайте суда
vesiegonsky.twr.sudrf.ru
18.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2017Передача материалов судье
18.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2017Судебное заседание
11.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее