Дело № 2-295/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Далматово Курганской области 5 июля 2024 г.
Далматовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Карелина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задориной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Коноваловой Татьяне Александровне о признании действий противоправными, прекращении противоправных действий,
Установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Курганской области) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Коноваловой Т.А. (далее – ИП Коновалова Т.А.) о признании действий противоправными, возложении обязанности прекратить противоправные действия. В обоснование заявленных требований указано, что при контроле информации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, выявленыповторныепродажиответчиком маркированного товара -табачныхизделий. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований ответчиком не исполнено. Просит признать действия ИП Коноваловой Т.А. противоправными при осуществлении деятельности по повторной продаже табачных изделий; обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, а именно прекратить повторную продажу табачных изделий.
Представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ИП Коновалова Т.А. в судебное заседание не явился, извещена надлежаще, представила письменный отзыв.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей40Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 года № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 года № 308 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» предусмотрено, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу п. 1 ст.Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей (абз. 7 п. 2 ст.40Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Коновалова Т.А. с 11 января 2023 является индивидуальным предпринимателем, осуществляющем экономическую деятельность по розничной торговле незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах (выписка из ЕГРИП от 23.05.2024).
Коновалова осуществляет свою деятельность в торговой точке – магазине, расположенном по адресу: Курганская область, Далматовский район, с. Ясная Поляна, ул. Коновалова, 33.
На основании задания начальника Катайского территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Курганской области №6 на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от 6 февраля 2024 года в отношении ИП Коноваловой Т.А. было проведено мероприятие по наблюдению за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировкитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношениитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 года № 224.
По результатам проведения указанного контрольно-надзорного мероприятия главным специалистом-экспертом Катайского территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Курганской области Мисюк Л.В. составлен акт от 6 февраля 2024 года, из которого следует, что при проведении контрольно-надзорного мероприятия в сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации https://gov.crpt.ru, установлено 57 повторных операций по обороту (продаже табачной продукции) одним продавцом – ИП Коноваловой Т.А. за период с 7 ноября 2023 г. по 6 февраля 2024 г.
В связи с выявлением указанного нарушения, 6 февраля 2024 г. начальником Катайского территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Курганской области ответчику объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 6.
Кроме того, 7 мая 2024 года начальником Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской областиповторнобыло выдано задание № 17 на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия в отношении ИП Коноваловой Т.А. на предмет соблюдения обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировкитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношениитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции. На основании данного задания в отношении ответчика 7 мая 2024 года проводилось соответствующее контрольно-надзорное мероприятие, в результате проведения которого главным специалистом-экспертом Катайского территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Курганской области Мисюк Л.В. составлен акт № 10/17, из которого следует, что в ходе наблюдения установлено 106 отклонений, выразившихся в фиксацииповторнойпродажитабачнойпродукции при выводе из оборота ИП Коноваловой Т.А. за период с 8 февраля 2024 года по 7 мая 2024 года.
Согласно п. 5 ст.4Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу п. 1 ст.3Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ, правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.20.1Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ, государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1). Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (п. 5). Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16).
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 года № 224 утверждены Правила маркировкитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношениитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 года № 224 установлено, что производители и импортерытабачнойпродукции в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами: а) осуществляют свою регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), до 30 июня 2019 г. (включительно) либо после 30 июня 2019 г. в течение 7 календарных дней со дня возникновения у производителя или импортера необходимости осуществления деятельности, связанной с вводом в оборот и (или) оборотомтабачнойпродукции; д) вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировкетабачнойпродукции, а также вводетабачнойпродукции в оборот, ее обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с 1 июля 2019 г.
В соответствии с п. «а» ч. 16 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 года № 1955, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивается доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, в целях обеспечения осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно п. 2 Правил маркировки код идентификации – это последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
Маркировкатабачнойпродукции средствами идентификации – нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую и групповую упаковкитабачнойпродукции или на этикетку, прикрепляемую к потребительской упаковкетабачнойпродукции, и передача сведений о нанесении средств идентификации натабачнуюпродукцию в информационную систему мониторинга.
Пунктом 41 Правил предусмотрено, что информационная система мониторинга не допускаетповторногоформирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенном на упаковкутабачнойпродукции или на этикетку.
Факт повторностипродажиответчикомтабачнойпродукции с одними кодами идентификации установлен Катайским территориальным отделом Управление Роспотребнадзора по Курганской области в результате проведения в отношении ИП Коноваловой Т.А. 6 февраля 2024 года и 7 мая 2024 года контрольно-надзорных мероприятий на основании соответствующих заданий начальника Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области. Данный факт относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнут.
Доводы ответчика о нестабильной работе в населенном пункте сети Интернет правового значения не имеют, так как на ответчика возложена обязанность соблюдения Правил маркировкитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношениитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции без каких-либо ограничений, именно на ответчике - профессиональном участнике оборота рынкатабачнойпродукции лежит обязанность оборудования торговой точки соответстствующими техническими средствами, обеспечивающими стабильную работу оборудования.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ИП Коновалова Т.А., являясь профессиональным участником оборота рынкатабачнойпродукции, допустила нарушение Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ, Правил маркировкитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношениитабачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, данное нарушение в рамках исполнения направленного в ее адрес надзорным органом предостережения не устранила, суд полагает, что указанные обстоятельства повлекли обоснованное обращение истца в суд с настоящим иском, с целью защиты прав неопределенного круга лиц.
По смыслу Статьей 46 Закона о защите прав потребителей целью обращения органа государственного надзора в суд является прекращение противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей в будущем. Указанная позиция отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.08.2016 № 32-КГ16-8.
Таким образом, суд считает обоснованными, подлежащими удовлетворению требования истца о признании противоправными действий ИП Коноваловой Т.А. в отношении неопределенного круга потребителей, выразившихся вповторнойреализации табачных изделий, а также возложении на ответчика обязанности прекратить указанные противоправные действия.
Поскольку имеются основания для удовлетворения требования истца о признании противоправными действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, суд находит необходимым в порядке абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» возложить на ответчика обязанность довести в наглядной и доступной форме до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей в магазине по адресу:Курганская область, Далматовский район, с. Ясная Поляна, ул. Коновалова, 33, сроком на 30 дней в течение 3-х дней с момента вступления в силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать противоправными действия Индивидуального предпринимателя Коноваловой Татьяны Александровны при осуществлении деятельности по повторной продаже табачных изделий.
Обязать Индивидуального предпринимателя Коновалову Татьяну Александровну прекратить повторную продажу табачных изделий.
Обязать Индивидуального предпринимателя Коновалову Татьяну Александровну довести в наглядной и доступной форме до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей в магазине по адресу:Курганская область, Далматовский район, с. Ясная Поляна, ул. Коновалова, 33, сроком на 30 дней в течение 3-х дней с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.
Судья А.В. Карелин