Решение по делу № 2-660/2015 от 20.08.2015

Дело № 2-660/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2015 года                         г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи     - Богатыревой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания            - Федоровой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Николаевой Т.В.,

представителя ответчика - Мироновой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах Российской Федерации, о признании незаконным бездействия ОМВД России по Комсомольскому району Хабаровского края и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о воинской обязанности и военной службе,

установил:

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края, действующей в интересах Российской Федерации, обратился в суд с указанными требованиями по тем основаниям, что в прокуратуру Комсомольского района 6 августа 2015 года поступила информация о том, что в нарушение законодательства о воинской обязанности и военной службе, мероприятия по розыску лиц, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом по обращению начальника отдела военного комиссариата Хабаровского края ОМВД России по Комсомольскому району не проводятся. Исходя из ст. 3 Федерального закона «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Совместным приказом Министра обороны № 366, МВД РФ № 789 и ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов ФМС в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности. В нарушение пункта 5 Инструкции отделом МВД России по Комсомольскому району на поступившие 09 июня 2015 от отдела по Комсомольскому и Солнечному районам, району им. Полины Осипенко военного комиссариата Хабаровского края обращения об установлении местонахождения 15 граждан, которые скрываются и которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, розыск не проведен со ссылкой на отсутствие нормативно-закрепленных в Федеральном законе «О полиции» полномочий по осуществлению розыска данной категории лиц. Считает, что действия ответчика противоречат Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», требованиям Федерального закона «О полиции», Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» и Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Просит признать с 09 июня 2015 года до даты вынесения решения судом, бездействие ОМВД России по Комсомольскому району, в части не принятия мер к устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, в виде непроведения мероприятий по розыску лиц на основании обращения начальника отдела военного комиссариата незаконным. Возложить обязанность в срок до 01 октября 2015 года устранить нарушения законодательства о воинской обязанности и военной службе и законодательства ополиции: - исполнять обращения начальника отдела военного комиссариата по связанные с принятием мер направленных на осуществление призыва граждан на действительную военную службу всоответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; еженедельно, в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва па военную службу, направлять председателям призывных комиссий муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения информацию о результатах проведения мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

7 сентября 2015 года прокурор Комсомольского района Хабаровского края уточнил исковые требования, указывая, что исходя из Федерального кона «О полиции», утвержденной совместным приказом Министра обороны № 366, МВД РФ № 789 и ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов ФМС в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности начальник ОМВД России по Комсомольскому району обязан был принять меры по установлению фактического местонахождения граждан, которым не удалось вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Просит признать с 3 июня 2015 года и до даты вынесения решения судом бездействие ОМВД России по Комсомольскому району в части неисполнения обязанностей законодательства о воинской обязанности и военной службе в виде непроведения мероприятий по установлению места нахождения лиц на основании обращения начальника отдела военного комиссариата и вручении им повесток незаконным. Возложить обязанность в срок до 1 ноября 2015 года устранить нарушения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе и законодательства о полиции, исполнять обращения начальника отдела военного комиссариата, связанные с принятием мер, направленных на установлении места нахождения и вручения повесток при осуществлении призыва граждан на действительную военную службу в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, направить в отдел военного комиссариата материалы о проведенных мероприятиях.

В судебном заседании прокурор Николаева Т.В. на заявленных требованиях настаивала, по доводам изложенных в заявлении, пояснив, что до настоящего времени требования законодательства должностным лицом не исполнены.

Представитель ОМВД России по Комсомольскому району Миронова Л.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что статьями 4 и 31 Закона РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на органы внутренних дел возложены обязанности производить розыск и осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, а также обеспечивать прибытие граждан, в случае невозможности вручения им повесток уполномоченными должностными лицами, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Вместе с тем, из буквального толкования Федерального закона «О полиции» следует, что федеральный закон содержит исчерпывающий перечень обязанностей полиции, в который вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае невозможности вручения повесток уполномоченными должностными лицами, не входят и являются несвойственными для органов внутренних дел, поскольку основания для их выполнения не соответствуют назначению и основным направлениям деятельности полиции. Принимая во внимание, что осуществление должностными лицами органов внутренних дел действий по установлению местонахождения уклоняющихся от воинского учета лиц является, по сути, розыском, а последующее принудительное препровождение к месту проведения мероприятий, связанных с призывом - доставлением, проведение названных процессуальных действий вне рамок возбужденного уголовного дела либо дела об административном правонарушении связано с прямым нарушением норм УПК РФ и КоАП РФ, и, соответственно, с нарушением конституционных прав граждан. Согласно абзацу второму пункта 18 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663», в случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет, военный комиссар в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет. Поскольку, по мнению Верховного Суда РФ (Решение Верховного Суда РФ от 06.08.2008 № ГКПИ08-1339), предписание данной нормы адресовано военным комиссарам, а не органам внутренних дел, названная норма не определяет действия сотрудников органов внутренних дел при получении извещения военного комиссара и меры, которые должны быть ими предприняты по обеспечению прибытия гражданина на заседание указанной комиссии, не наделяет их какими-либо полномочиями и не позволяет действовать вне рамок, установленных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Насильственное доставление лица, уклоняющегося от постановки на воинский учет, на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет, противоречит содержанию оспариваемой нормы. Сказанное в равной мере относится к подпункту «а» пункта 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации, МВД России, ФМС РФ от 10.09.2007 № 366/789/197, в части, предусматривающей направление военными комиссарами в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списка граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности и не разысканных к началу текущего года. Указанная норма не наделяет военных комиссаров правом устанавливать наличие или отсутствие в действиях гражданина, подлежащего призыву, состава преступления. Выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления, а основания и порядок реализации в достаточной степени урегулированы законодательством Российской Федерации (статьи 4, 8, 26, 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663). Изложенное согласуется и с позицией законодателя - в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции» к полномочиям полиции в указанной сфере относится только задержание военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления. Кроме того, в связи с возникающими противоречиями в законодательстве Российской Федерации Конституционный Суд РФ в Определении от 05.10.2000 № 199-О указал, что в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы. В своем Постановлении от 29.06.2004 № 13-П Конституционный Суд РФ уточнил данную позицию, отметив, что «в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «последующий закон отменяет действие предыдущего». При этом если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон. В связи с вышеизложенным, УМВД России по Хабаровскому краю дано указание начальникам подчиненных территориальных органов МВД России обеспечить реализацию требований приказа Министра обороны России, МВД России, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» в части, не противоречащей Закону РФ № 3-ФЗ; осуществлять розыск граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, только в рамках уголовного или административного производства; при получении информации о преступлениях, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, связанных с призывом граждан на военную службу, обеспечить проведение качественных и своевременных проверок в порядке, установленном статьями 144-145 УПК РФ. Просит отказать в удовлетворении заявления прокурора Комсомольского района Хабаровского края о признании с 03.06.2015 и до даты вынесения решения судом незаконным бездействия ОМВД России по Комсомольскому району в части неисполнения обязанностей законодательства о воинской обязанности и военной службе в полном объеме в связи с отсутствием правового обоснования.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

При этом ч. 1 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (статья 4 Конституции РФ).

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правового регулирования поступления на военную службу и военной службы принят Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», в силу статьи 1, которого воинская обязанность предусматривает, в том числе, и призыв на военную службу.

В силу ст. 26 Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» в основном мероприятия по организации призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют соответствующие военные комиссариаты и их структурные подразделения. Обязательным этапом в мероприятиях по призыву является вручение гражданину, подлежащему призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Статьями 4 и 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» на органы внутренних дел возложены обязанности производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, а также обеспечивать прибытие граждан, в случае невозможности вручения им повесток уполномоченными должностными лицами, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Частью 2 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Совместным приказом Министра обороны № 366, МВД РФ № 789 и ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов ФМС в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, пунктом 5 которой установлено, что начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестки, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

19 мая 2015 года начальнику ОМВД России по Комсомольскому району поступили обращения начальника отдела (военного комиссариата Хабаровского края по Комсомольскому и Солнечному районам, району им. Полины Осипенко об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.

Согласно сообщению зам.начальника ОМВД России по Комсомольскому району ФИО11 исходя из положений Федерального закона «О полиции» вручение повесток, доставление лиц, уклоняющихся от мероприятий, связанные призывом на военную службу, в обязанности полиции не входит. Обращения возвращены военному комиссару без исполнения.

Отказ ОМВД России по Комсомольскому району от исполнения вышеуказанных обращений не соответствуют требованиям законодательства в нарушение Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы Федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности также находятся в ведении Российской Федерации.

Министерство внутренних дел РФ входит в систему федеральных органов исполнительной власти

Из статьи 4 Федерального закона от 07 февраля 2011 года «О полиции» следует, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статьей 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3 - ФЗ « О полиции» закреплено, что правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативно- правовые акты Правительства РФ, а так же нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Таким образом, согласно действующему законодательству у начальника ОМВД России по Комсомольскому району отсутствовали правовые основания для оставления без исполнения персональные письменные обращения военного комиссара.

Также совместный приказ Министра обороны России, МВД России, ФМС России от 10 сентября 2007 года № 366/ 789/197 « Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» подлежит исполнению.

Изложенные ОМВД России по Комсомольскому району доводы об отсутствии обязанности по исполнению письменных обращений военных комиссариатов об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия несостоятельны, противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Комсомольского района Хабаровского края требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах Российской Федерации, о признании незаконным бездействия ОМВД России по Комсомольскому району и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о воинской обязанности и военной службе удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОМВД России по Комсомольскому району выразившееся в неисполнения требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части непроведения мероприятий по установлению места нахождения лиц на основании обращения начальника отдела военного комиссариата и вручении им повесток незаконным.

Обязать ОМВД России по Комсомольскому району в месячный срок после вступления решения в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: исполнить обращения начальника отдела военного комиссариата, связанные с принятием мер, направленных на установлении места нахождения и вручения повесток при осуществлении призыва граждан на действительную военную службу в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, направить в отдел военного комиссариата материалы о проведенных мероприятиях.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 21 сентября 2015 года.

Председательствующий                  Н.Ю.Богатырева

2-660/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Комсомольского района
Другие
ОМВД по Комсомольскому району
Суд
Комсомольский районный суд Хабаровского края
Дело на сайте суда
komsomolsky.hbr.sudrf.ru
20.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2015Передача материалов судье
20.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2015Подготовка дела (собеседование)
26.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2015Судебное заседание
02.09.2015Судебное заседание
08.09.2015Судебное заседание
15.09.2015Судебное заседание
21.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее