№2- 448/2022
62RS0025-01-2022-001103-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 года г. Скопин
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Стениной О.В.,
при секретаре – Ивановой О.В.,
с участием:
представителя истца – помощника Скопинского межрайонного прокурора – Осипян К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Скопине гражданское дело по иску Скопинского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Скопинский межрайонный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области с иском о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что Скопинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при содержании администрацией МО–Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области маневренного жилого фонда. В соответствии с постановлением администрации МО-Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области от 16 марта 2022 года №25 «Об отнесении жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования –Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области к жилым помещением маневренного фонда» в маневренный фонд поселения отнесена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В соответствии с сообщением администрации МО- Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области указанная выше квартира требует ремонта (замена окон, входных, межкомнатных дверей), смета проведения ремонтных работ отсутствует. Таким образом, в нарушение норм федерального законодательства спорная квартира, относящаяся к маневренному жилому фонду, находится в ненадлежащем для проживания граждан состоянии. С учетом положений п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.210 ГК РФ, ст.65 ЖК РФ, ч.4 ст.17 ЖК РФ ответчик, как собственник спорного жилого помещения, обязан выполнить работы по разработке сметы проведения ремонтных работ в данной квартире и произвести ремонт в соответствии с разработанной сметной документацией. Не проведение административным ответчиком вышеуказанных действий влечет нарушение жилищного законодательства и жилищных прав граждан, которым может быть представлено спорное жилое помещение маневренного фонда в случаях, предусмотренных статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи просит: обязать администрацию муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области разработать смету на проведение ремонтных работ и произвести ремонт квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; установить администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области срок до 01 декабря 2022 года для исполнения вышеуказанных действий.
Определением Скопинского районного суда Рязанской области от 29.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области.
Настоящее дело рассмотрено в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области, третьего лица – администрации МО – Скопинский муниципальный район Рязанской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании помощник Скопинского межрайонного прокурора Осипян К.С. поддержала заявленные требования, повторив изложенные в иске доводы.
В ходе судебного разбирательства от ответчика - администрации МО– Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области поступило заявление о признании исковых требований.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как следует из ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст.14-16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В статье 2.1 Закона Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» в ред. 19.11.2018г. указано, что за сельскими поселениями Рязанской области помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Во исполнение ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ и ст. 2.1 Закона Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» в ред. 19.11.2018 в уставе Шелемишеского сельского поселения Скопинского муниципального района Рязанской области (ст.59 п.6 Устава) предусмотрены обязанность поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно пунктам 1, 9 ч.1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:
1)граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2)граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3)граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1)граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда, содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору – к компетенции администрации МО– Шелемишевского сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации МО– Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области от 16 марта 2022 года №25 утвержден перечень жилых помещений, находящихся в собственности администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области отнесенных к жилым помещениям маневренного фонда.
Согласно приложению к указанному выше постановлению, квартира, расположенная по адресу: <адрес>. относится к жилым помещениям находящимся в собственности администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области отнесенных к жилым помещениям маневренного фонда.
Судом установлено, что Скопинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства по содержанию администрацией МО –Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области маневренного жилого фонда, в ходе которой установлено, что спорная однокомнатная квартира, площадью № кв.м. требует ремонта, смета проведения ремонтных работ отсутствует Данные обстоятельства подтверждаются сообщением администрации МО– Шелемишевского сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области №56//01-23 от 18.03.2022.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на территории МО– Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области наличествуют жилые помещения, в том числе спорная квартира, отнесенная к жилым помещениям маневренного фонда; на момент рассмотрения дела <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, требует ремонта, ремонтные работы не проведены. Данное обстоятельство создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.
В силу п.3 ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что действующим федеральным законодательством на ответчика возложена прямая обязанность по разработке сметной документации на проведение ремонтных работ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и осуществлению ремонта спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Скопинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности - подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом требований разумности, обоснованности и достаточности суд полагает возможным установить срок для исполнения решения, заявленный прокурором- до 01 декабря 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Скопинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования –Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области выполнить работы по разработке сметной документации на проведение ремонтных работ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области выполнить работы по ремонту жилого помещения, площадью № кв.м расположенного по адресу: <адрес>.
Установить администрации муниципального образования – Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области срок для исполнения возложенных судом обязанностей - до 01 декабря 2022 года.
Об исполнении настоящего решения сообщить истцу и суду.
Мотивированное решение изготовлено 01.06.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья-