Дело № 2-648/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца Юмшанова М.С.,
представителя ответчика администрации МОГО «Ухта» - Хомец А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
19 февраля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Юмшанова М.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,
установил:
Юмшанов М.С. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании принять семью на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что 10.07.2018 он обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Решением от 04.09.2018 ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья истца не проживает совместно и не ведет общего хозяйства, а также то, что обеспеченность жильем семьи истца составляет более учетной нормы. Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с указанным иском.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по определению суда от 11 января 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта»).
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 31 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Юмшанова Н.А.
В судебном заседании истец Юмшанов М.С. на исковых требованиях настаивал. Пояснив, что с <...> г. он состоит в брачных отношениях с Юмшановой (до брака ....) Н.А. От брака имеют сына Т.., <...> г. рождения, и дочь С.., <...> г. рождения. Несмотря на то, что он, сын Т.. и дочь С. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: ...., а его супруга Юмшанова Н.А. по адресу: 1, семья истца совместно проживает в квартире, расположенной по адресу: ...., принадлежащей истцу.
Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» Хомец А.В.., выступая в суде, исковые требования не признала, поддержав отказ Комитета от 04.09.2018, законность которого оспаривает истец.
Ответчик КУМИ МОГО «Ухта», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В ранее представленном отзыве, представитель КУМИ МОГО «Ухта» Канева М.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования истца не признала по изложенным в отзыве основаниям.
Третье лицо Юмшанова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.
В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи, семьи, имеющие трех и более детей.
Согласно подп. 1 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п. 2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Как следует из материалов дела, <...> г. между Юмшановым М.С. и Юмшановой (до брака ....) Н.А. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке .... № .... от 09.09.2011.
От брака Юмшановы имеют несовершеннолетних детей: сына Т.. – <...> г., и дочь С.. - <...> г. рождения.
Согласно справке МУ «ИРЦ» МОГО «Ухта» № .... от 10.07.2018, Юмшанов М.С. зарегистрирован по адресу: ..... Кроме него в указанном жилом помещении также числятся зарегистрированными: несовершеннолетние дети Т.. и С.., в также мать истца Ю. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности истцу. Общая площадь жилого помещения составляет 40,3 кв.м.
В свою очередь супруга истца Юмшанова Н.А. значится зарегистрированной по адресу: 1, что подтверждается справке ОУ и РЖФ КУМИ МОГО «Ухта» № .... от 10.08.2018. Указанное жилое помещение общей площадью 27,9 кв.м является собственностью И.
10 июля 2018 годаЮмшанов М.С.обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи он, его супруга Юмшанова Н.А. и их несовершеннолетние дети Т.. и С.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» № .... от 04 сентября 2018 года Юмшанову М.С. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья». При этом, в качестве обоснования отказа Комитет ссылаясь на ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, указывает на то, что из представленных документов не подтверждается факт совместного проживания Юмшановых и ведение ими общего хозяйства, а также то, что обеспеченность жильем семьи истца составляет более учетной нормы – 18,34 кв.м.
Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, в том числе из показаний свидетелей Б. и К. ., что Юмшановы состоят в зарегистрированном браке, проживают вместе с несовершеннолетними детьми по адресу: ...., принадлежащем на праве собственности истцу, ведут общее хозяйство. Указанное свидетельствует о том, что Юмшановы являются членами одной семьи. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, Юмшановы не имеют. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Ссылка Комитета по управлению муниципальным имуществом на ст. 31 ЖК РФ в данном случае является несостоятельной. То обстоятельство, что супруги не зарегистрированы совместно по месту жительства, не может являться основанием для отказа в принятии на учет по категории молодая семья при наличии других необходимых условий.
Доводы КУМИ МОГО «Ухта» о том, что обеспеченность жильем семьи истца составляет более учетной нормы – 18,34 кв.м, так как при расчете нуждаемости необходимо учитывать не только общую площадь кв. .... д. .... по ул. .... г. Ухта Республика Коми, где зарегистрирован истец и его дети, но и всю площадь жилого помещения, расположенного по адресу: 1, поскольку в указанном жилом помещении зарегистрирована супруга истца Юмшанова Н.А., а также жилое помещение по адресу: 2, ранее принадлежащее на праве собственности истцу и его матери Ю.. и проданное в ноябре 2008 года, судом также признаются несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, ч. 3 (1) ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ подсчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых членами одной семьи на праве социального найма и (или) праве собственности.
Кроме того, следует учесть, что п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, прямо предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Поскольку иного принадлежащего семье Юмшановых жилья на праве собственности или праве социального найма в ходе рассмотрения дела судом не установлено, то при подсчете нуждаемости судом учитывается только жилое помещение, расположенное по адресу: ...., собственником, которой является истец Юмшанов М.С.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет 10,07 кв.м ((40,3 кв.м / 4 человек (семья истца)), что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах исковые требования Юмшанова М.С. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Юмшанова М.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 04 сентября 2018 года № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Юмшанова М.С. и членов его семьи.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Юмшанова М.С. с составом семьи: супругой Юмшановой Н.А., сыном Т. и дочерью С. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 10 июля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 25.02.2019.
Судья С. С. Логинов