Решение от 20.09.2021 по делу № 2-1738/2021 от 21.07.2021

                                 гр. дело № 2-1738/2021

44RS0002-01-2021-002739-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,

при секретаре Сахаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубина С. П. к ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконным решение и приказ о снятии с учета в качестве безработного, восстановлении в качестве безработного, передаче сведений,

УСТАНОВИЛ:

Шубин С.П. обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве безработного, восстановлении в качестве безработного, назначении пособия, передаче сведений и компенсации материального вреда, указав, что с 14.08.2020г. он был зарегистрирован в качестве безработного и ему выплачивалось пособие. Ответчик обязан проверять все представленные истцом документы и сообщать о правилах постановки на учет по основной прописке. Однако безалаберное отношение сотрудников к документам привело к тому, что у истца образовалась переплата. Истца сняли с учета в качестве безработного с 14.08.2020г. на основании решения от 26.01.2021г. по причине: попытка получения пособия обманным путем. Ответчик не сдал на него сведения о периоде регистрации в качестве безработного с 14.08.2020г. по 26.01.2021г. в Пенсионный фонд, в результате чего в выписке его лицевого счета не учтен в страховой стаж указанный период, а значит он лишился права на перерасчет и получение детских пособий от 3 до 7 лет через Центр социальных выплат на ребенка Шубину А.С., dd/mm/yy года рождения за период с 01.01.2021г. по 31.07.2021г. в сумме 5 200 руб. в месяц в общей сумме 36 400 руб. за семь месяцев, а также лишился выплаты пособия от 8 до 17 лет на сына Шубина С.С., 2009 года рождения по линии Пенсионного фонда с июля 2021г. на сумму 5 620 руб. в месяц. Итоговая сумма материального вреда – 42 020 руб. Истец воспитывает детей один, мать лишена родительских прав. Он зарегистрирован в ..., но постоянно проживает в ... и адрес его регистрации по месту пребывания является для него постоянным местом жительства. Дети проживают с ним в г. Кострома, посещают школу и детский сад.

В иске Шубин С.П. просит признать решение ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о снятии его с учета в качестве безработного с 14.08.2020г. незаконным, обязав ответчика восстановить его на учет в качестве безработного с 14.08.2020г. по 26.01.2021г., выплатить пособие по безработице за период с 01.12.2020г. по 26.01.2021г., сдать на истца сведения по безработице за период с 14.08.2020г. по 26.01.2021г. в Пенсионный фонд г. Костромы и взыскать компенсацию материального вреда в сумме 42 020 руб.

Впоследствии истец уточнил требования, с учетом последних уточнений просил признать незаконными решение ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о снятии его с учета в качестве безработного с 14.08.2020г. и приказ от 26.01.2021г. о снятии его с учета и отменить приказ, обязав ответчика восстановить его на учет в качестве безработного с 14.08.2020г. по 26.01.2021г., сдать на истца сведения по безработице за период с 14.08.2020г. по 26.01.2021г. в Пенсионный фонд г. Костромы. В остальной части требования не поддержал.

Судом в ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица привлечено Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области.

В судебном заседании истец Шубин С.П. исковые требования поддержал с учетом уточнений по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» Романов А.Н. по доверенности исковые требования не признал, указав, что Шубин С.П. обратился с заявлением № 4269201 14.08.2020г. через Единый портал «Государственных услуг» и был зарегистрирован в качестве безработного. При обращении Шубин С.П. указал адрес своего места жительства: ..., что не соответствует отметке о регистрации в его паспорте. На Едином портале указаны правила заполнения электронного заявления. Обязанность по представлению достоверных сведений возлагается на гражданина. При проведении работ по выявлению фактов незаконного получения пособия по безработице было установлено, что Шубин С.П. зарегистрирован по месту жительства по адресу: .... Шубиным С.П. были представлены недостоверные сведения о месте жительства при обращении 14.08.2020г. Решением комиссии по делам безработных от 26.01.2021г. выплата пособия по безработице Шубину С.П. прекращена, он снят с регистрационного учета в качестве безработного с 14.08.2020г. с даты обращения. Оснований для направления сведений Пенсионный фонд российской Федерации сведений о получении пособия не имеется, поскольку определено, что пособие получено незаконно. Материалы по незаконно полученному пособию по безработице до настоящего времени находятся на проверке в Прокуратуре г. Костромы.

Третье лицо Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области представителя в суд не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, допросив свидетелей, суд приходит к следующему выводу.

Порядок и условия признания граждан безработными также установлены статьей 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами документов, указанных в пунктах 4 и 5 данных Правил.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 года N 1868-О, федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Исходя из положений пункта 2 статьи 6 названного Закона это правовое регулирование в полной мере распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан, в том числе признанных беженцами в Российской Федерации.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 года N 189-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 февраля 2003 года N 105-О и др.).

Кроме того, оспариваемое законоположение не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 14.08.2020 Шубин С.П. обратился к ответчику с заявлением № 4269201 через единый портал «Государственных услуг» о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и был зарегистрирован в качестве безработного 14.08.2020г.

При обращении Шубин С.П. указал в заявлении адрес своего места жительства: ... что не соответствует отметке о регистрации в его паспорте. Шубин С.П. зарегистрирован по адресу...

Приказом № 237П522/20ОКS от 24.08.2020г. Шубин С.П. был признан безработным с 14.08.2020г., ему назначено пособие по безработице в соответствии со ст. 30,31,33,34,34.1,34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 14.08.2020г., установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 14.08.2020г. по 13.11.2020г.

За период с августа по ноябрь 2020г. истцу было выплачено пособие по безработице в сумме 6 262 руб. 90 коп.

Данные обстоятельства не оспариваются в ходе рассмотрения дела. Истец согласен с размером назначенного пособия по безработице и периодом его выплаты.

Из пояснений представителя ответчика следует, что при проведении работ по выявлению фактов незаконного получения пособия по безработице было установлено, что Шубин С.П. представил недостоверные сведения о месте жительства при обращении 14.08.2020г., он зарегистрирован по месту жительства по адресу: ....

Комиссия по делам безработных ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» приняла решение от 26.01.2021г. о прекращении выплаты пособия по безработице Шубину С.П. и снятии Шубина С.П. с регистрационного учета в качестве безработного с 14.08.2020г. с даты обращения.

26.01.2021г. был вынесен Приказ № 026П396/21ОКS о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 14.08.2020г. в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем.

Истец считает данное решение незаконным, поскольку перечень случаев, при которых гражданин не может быть признанным безработным, не содержит такого основания как отсутствие регистрации по месту жительства. Обращаясь с заявлением, он указал место своего жительства.

Заявление было заполнено через единый портал «Государственных услуг», поскольку доступ граждан в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции был ограничен, и прилагать дополнительные документы не требовалось.

После обработки полученных в электронном виде сведений, Шубин С.П. был признан безработным с 14.08.2020г., ему назначено пособие по безработице.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 февраля 2003 г. № 105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А.Я. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.

Однако эта позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку данная регистрация не всегда может совпадать с фактическим местом жительства лица.

В иске Шубин С.П. указал, что он постоянно проживает по адресу ..., дети посещают детский сад и школу в .... В ходе рассмотрения дела подтвердил, что проживает в ....

Таким образом, обстоятельства, связанные с установлением факта проживания Шубина С.П., являются основаниями исковых требований и подлежат установлению судом.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик оспаривает само право истца обратиться в ОГКУ «Центр занятости населения по ...» ввиду отсутствия у Шубина С.П. постоянной регистрации по месту проживания в ..., для постановки на учет в качестве безработного ему следовало обратиться в орган по месту его регистрации.

Судом установлено, что истец с 2017 г. проживает по адресу: ..., что подтверждается помимо его пояснений показаниями свидетелей.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Свидетель №1 и Шубина А.И., показали, что Шубин С.П. с 2017г. постоянно проживает по адресу ...

Кроме того, из материалов дела следует, что несовершеннолетние Шубина А.С. и Шубин С.С. переданы на воспитание Шубину С.П. и проживают по адресу:. ...1, их мать Шубина Т.А. лишена родительских прав. Шубина А.С. посещает МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 84» с 13.05.2019г. по настоящее время, что подтверждается справкой от 11.08.2021г. Шубин С.С. является учащимся МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 14» с 25.01.2019г.

При таких обстоятельствах, право на постановку на учет в гор. Костроме безработного Шубина С.П. не может быть ограничено отсутствием у него постоянной регистрации по месту проживания в .... С учетом установления факта проживания Шубина С.П. в ... на день обращения в орган занятости, суд приходит к выводу о том, что у истца имелось право на обращение в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» с заявлением о признании его безработным и назначении пособия с 14.08.2020г.

Шубина С.П. в силу вышеизложенного следует считать безработным с момента его обращения 14.08.2020г.

Таким образом, поскольку установлен факт проживания Шубина С.П. в ... на день обращения в орган занятости и ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» оспариваемый приказ, принятый на основании решения комиссии по делам безработных, на момент вынесения судебного решения не отменен, суд считает требования Шубина С.П. об отмене приказа ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» от 26.01.2021 № 041Д191/21ОКS № 026П396/21ОКS как незаконного подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Согласно ст. 15 Закона № 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В качестве страхователя могут выступать органы службы занятости населения в отношении безработных. На страхователей, являющихся по своей сути связующим звеном между Пенсионным фондом РФ и застрахованным лицом, возложены ответственные обязанности по своевременной и полной передаче индивидуальных сведений граждан с целью формирования достоверной информации, необходимой в дальнейшем для установления пенсии застрахованным лицам.

Учитывая изложенное требование Шубина С.П. о возложении обязанности на ответчика передать в пенсионный орган сведения о периоде получения им пособия по безработице с 14.08.2020г. по 26.01.2021г. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 – ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 2020░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░» ░░ 26.01.2021 № 026░396/21░░S ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 2020░. ░░ 26 ░░░░░░ 2021░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 2020░. ░░ 26 ░░░░░░ 2021░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░░ 2021 ░.

2-1738/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шубин Сергей Петрович
Ответчики
ОГКУ "Центр занятости населения по г. Костроме"
Другие
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Гуляева Г. В.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее