Дело № 21-66/2019
Судья: Никитин А.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
29 января 2019 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики Константинова Ю.Н. на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Касаткиной Л.И.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики № от 17 октября 2018 года Касаткина Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Прокурор Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30.10 КоАП РФ, принес протест в Московский районный суд г. Чебоксары, в котором просил отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование протеста указал, что в постановлении не указан адрес совершения административного правонарушения.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2018 года названное постановление отменено и направлено на новое рассмотрение (так указано в резолютивной части решения).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель административной комиссии при администрации Московского района г. Чебоксары Константинов Ю.Н. просит решение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указывает, что постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, содержит все необходимые данные; решение суда вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Касаткина Л.И., прокурор Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики на рассмотрении жалобы не явились, о рассмотрении жалобы извещены надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, изучив материалы административного дела, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу следующим выводам.
Частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 09 мин. на остановке общественного транспорта «<данные изъяты>» г. Чебоксары, Касаткина Л.И. осуществляла торговлю в нарушение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Касаткиной Л.И. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Отменяя постановление административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики, судья районного суда пришел к выводу о том, что вынесенное постановление не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, а именно: в постановлении не указан адрес совершения административного правонарушения, и направил дело на новое рассмотрение.
С таким решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары согласиться нельзя.
При рассмотрении дела судьей районного суда не учтено нижеследующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», составляет 2 месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 30 августа 2018 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 30 октября 2018 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
На момент вынесения судьей Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики 14 декабря 2018 года решения об отмене постановления административного органа срок давности привлечения Касаткиной Л.И. к административной ответственности истек.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления об отмене постановления, решения по делу об административном правонарушении в связи с допущенными процессуальными нарушениями производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Таким образом, при отмене постановления административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары от 17 октября 2018 года производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению.
В нарушение положений приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 14 декабря 2018 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, судья направил дело на новое рассмотрение.
Кроме того, из анализа содержания ст.ст. 28.2, 29.7, 29.11 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении выносятся с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении либо при надлежащем его извещении. Копии указанных процессуальных документов вручаются либо направляются указанному лицу по почте.
Исходя из положений статьи 25.15 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол № б/н об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», составлен должностным лицом администрации Московского района г. Чебоксары в отношении Касаткиной Л.И. 03 октября 2018 года в 10 часов 45 минут в ее отсутствие (л.д. 3).
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении Касаткиной Л.И. о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 3 октября 2018 г.
В материалах дела имеется копия, адресованного Касаткиной Л.И. уведомления от 10 сентября 2018 г. №, в котором ей предложено явиться в администрацию Московского района г. Чебоксары для дачи объяснений по факту административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и возбуждения дела об административном правонарушении 2 октября 2018 г. в 8 часов 30 минут (л.д. 9).
Однако протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Касаткиной Л.И. не 02 октября 2018 г., а 03 октября 2018 г.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Касаткина Л.И.. о составлении протокола об административном правонарушении 03 октября 2018 г. не извещалась.
При рассмотрении протеста прокурора судья районного суда не принял во внимание, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Касаткиной Л.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении, вручении постановления о назначении наказания. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении Касаткиной Л.И. копии протокола об административном правонарушении.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 1, 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 г. № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Из материалов дела следует, что Касаткиной Л.И. вменено осуществление торговли на остановке общественного транспорта «<данные изъяты>» г. Чебоксары, в нарушение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Между тем, постановление административной комиссии не содержит указания на то, что размещение нестационарного торгового объекта на остановке общественного транспорта «<данные изъяты>» г. Чебоксары, осуществлено с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов. Пункты Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Московского района г. Чебоксары, которые нарушены Касаткиной Л.И., кем разработана и утверждена схема, в постановлении не указаны.
Следует также отметить, что судья районного суда, отменяя постановление административной комиссии, сослался на п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которой по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания (п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ).
При этом в резолютивной части решения судьей указано: «постановление отменить и направить на новое рассмотрение», что не соответствует приведенным положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О том, что дело направлено на новое рассмотрение в административную комиссию администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики, в решении не указано.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики № от 17 октября 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», подлежат отмене.
С учетом того, что срок давности привлечения Касаткиной Л.И. к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», постановление административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики № от 17 октября 2018 года, в отношении Касаткиной ФИО6, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова