дело № 5-510/2024
УИД 03RS0017-01-2024-013780-09
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 декабря 2024 года г.Стерлитамак
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Кузнецова Эльвира Равилевна (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Каримовой Ю.Н., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой г. Стерлитамак проведена проверка исполнения миграционного законодательства, в ходе которой выявлен факт привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина не имеющего разрешения на работу или патента.
Индивидуальный предприниматель Каримова Ю.Н., осуществляющая деятельность в сфере общественного питания в кафе <данные изъяты> по адресу: <адрес> привлекла гражданина Республики Узбекистана ФИО1 к трудовой деятельности в качестве повара, без разрешения на работу или патента.
Тем самым индивидуальным предпринимателем Каримовой Ю.Н. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Стерлитамак Сагидуллина Э.Р. просит привлечь Каримову Ю.Н. к ответственности.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Каримова Ю.Н., ее защитник Каримов П.Н. с правонарушением согласились.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
При этом, согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно пункту 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом и другими федеральными законами).
Из содержания и смысла п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно пп. 1 п. 4.5 ст. 13 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Согласно положениям п.1 ст.13.3 названного Федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из выписки из ЕГРИП, находящейся в открытом доступе в Сети Интернет, следует, что Каримова Ю.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 21 августа 2020 года.
Из представленных материалов судом достоверно установлено, что индивидуальный предприниматель Каримова Ю.Н., осуществляющая деятельность в кафе общественного питания <данные изъяты> по адресу: <адрес> привлекла гражданина Республики Узбекистана ФИО1 к трудовой деятельности в качестве повара, не имея патента на осуществления трудовой деятельности.
Вина индивидуального предпринимателя Каримовой Ю.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 августа 2024 года, постановлением по делу об административном правонарушении от 15 августа 2024 года, которым гражданин Республики Узбекистан ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ, объяснениями Каримовой Ю.Н. от 25 августа 2024 года, согласно которым она с нарушением согласна, объяснениями Нуритдинова Э.Э. от 15 августа 2024 года, согласно которым он работал в кафе <данные изъяты> поваром, не имея патента на указанную деятельность, 27 августа 2024 года будет готов патент на осуществление им работы поваром.Оснований не доверять представленным материалам не имеется, в связи с чем данные доказательства являются допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Каримовой Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях названной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Вышеуказанные положения закона предоставляют возможность судье, органу либо должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкция части 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц, а в силу примечания к статье 18.1 настоящего Кодекса соответственно и для индивидуальных предпринимателей, назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей либо административного приостановления деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
С учетом указанных выше требований закона, учитывая характер совершенного правонарушения, факта совершения индивидуальным предпринимателем Каримовой Ю.Н. административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, смягчающие обстоятельства по делу – признание вины, наличие на иждивении четверых несовершеннолетних детей, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, исходя из финансового и имущественного положения Каримовой Ю.Н., являющегося индивидуальным предпринимателем, считаю возможным применить в данном случае положения части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить индивидуальному предпринимателю Каримовой Ю.Н. административное наказание в виде административного штрафа в размере 125000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, ст. 19.7 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
признать индивидуального предпринимателя Каримову Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и подвергнуть ее наказанию в виде административного штрафа в размере 125000 (сто двадцать пять тысяч) рублей в доход государства.
При уплате штрафа использовать следующие реквизиты: Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан (Прокуратура Республики Башкортостан), л/с 04011305470, расчетный счет 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ по Республике Башкортостан Банка России г. Уфа, БИК 048073001, ИНН получателя 0274038937, КПП получателя 027401001, ОКАТО 80401000000 по коду бюджетной классификации доходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлекаемым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья Э.Р. Кузнецова