Решение по делу № 2-4428/2022 от 29.09.2022

Дело № 2-4428/2022

25RS0029-01-2022-007601-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2022 года

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Ивановой О.В.,

при секретаре Демидовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыжина В. В. к администрации Уссурийского городского округа о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером XXXX, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с участием третьих лиц Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, КФХ «Нива»,

выслушав представителя истца по доверенности Подвалова С.Н.,

представителя ответчика по доверенности Иванову И.А.,

установил:

Лыжин В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является ветераном труда и проживает на территории Уссурийского городского округа Приморского края. В силу указанных обстоятельств, истец был поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности бесплатно. В апреле 2022 г. истец обратился с заявлением в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с целью предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Земельный участок площадью 2051 кв. м, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположен примерно в 102 м по направлению на юго-запад от ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

В ответе начальника управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа за XXXX от ДД.ММ.ГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В обоснование отказа начальник управления градостроительства сослался на тот факт, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объекта коммунально-складского назначения (земельный участок с кадастровым номером XXXX, вид разрешенного использования - объекты коммунально-складского назначения). В соответствии с законодательством РФ в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Кроме того, в случае предоставления земельного участка уменьшится ширина полосы отвода автомобильной дороги регионального значения по улице XXXX (ширина магистральной дороги принимается 50-100 метров), а также уменьшится ширина полосы отвода дороги по XXXX, нарушая существующую линию застройки.

В начале июля 2022 года из публичной кадастровой карты Росреестра истец узнал, что на месте испрашиваемого земельного участка ответчик сформировал и поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером XXXX.

Истец с отказом не согласен, считает его незаконным. Для восстановления нарушенного права просит снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером XXXX, площадью 1950 кв.м вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный примерно в 185 м по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, XXXX. Возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2051 кв. м, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположен примерно в 102 м по направлению на юго-запад от ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель администрации Уссурийского городского округа с иском не согласилась, суду пояснила, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объекта коммунально-складского назначения (земельный участок с кадастровым номером XXXX, вид разрешенного использования - объекты коммунально-складского назначения). Предоставление земельного участка приведет к уменьшению ширины полосы отвода автомобильной дороги регионального значения по улице XXXX, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен. Земельный участок с кадастровым номером XXXX, площадью 1950 кв.м вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный примерно в 185 м по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, XXXX сформирован и поставлен на кадастровый учет с целью исключения обращений граждан с заявлением о предоставлении земельных участков на указанной территории для ведения личного подсобного хозяйства.

Третьи лица Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, КФХ «Нива» в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Лыжин В. В. является ветераном труда и постоянно проживает в Уссурийском городском округе.

    В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 10 Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края: ля ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан - ветеранам труда.

     ДД.ММ.ГГ истец обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2051 кв. м, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположен примерно в 102 м по направлению на юго-запад от ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

    В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

    Порядок подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории закреплен статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что указанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была представлена истцом к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Ответом начальника управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа за XXXX от ДД.ММ.ГГ истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В обоснование отказа начальник управления градостроительства сослался на тот факт, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объекта коммунально-складского назначения (земельный участок с кадастровым номером XXXX, вид разрешенного использования - объекты коммунально-складского назначения). В соответствии с законодательством РФ в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Кроме того, в случае предоставления земельного участка уменьшится ширина полосы отвода автомобильной дороги регионального значения по улице XXXX (ширина магистральной дороги принимается 50-100 метров), а также уменьшится ширина полосы отвода дороги по XXXX, нарушая существующую линию застройки.

    Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Порядок предоставления в собственность, аренду, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Аналогичное положение содержит в себе часть 1 статьи 12 Закона Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», однако часть 2 данной статьи дополнительно определяет, что граждане-заявители, указанные в пункте 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ (включая ветеранов груда), самостоятельно осуществляют подбор интересующих их земельных участков.

Статья 13 Закона Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ определяет, что уполномоченный орган принимает решение, в том числе об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным статьей 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также при наличии одного из следующих оснований: 1) гражданин не относится к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона; 2) гражданин не состоит на учете в соответствии со статьей 11 или статьей 11(1) настоящего Закона; 3) гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с требованиями указанного Федерального закона вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №74 (далее - СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03)).

Из содержания пунктов 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 следует, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны; оценки риска здоровью населения), а для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны).

Вместе с тем, сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка в какой-либо санитарно-защитной зоне ответчиком не представлено.

Кроме того, Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округу не является организацией, устанавливающей расположение границ санитарно-защитных зон.

Порядок установления санитарно-защитных зон определяется «Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Согласно пункту 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра, рядом с испрашиваемым земельным участком, расположен земельный участок в установленных границах, с кадастровым номером XXXX, с видом разрешенного использования - объекты коммунально-складского назначения, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира - магазина, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Приморский край, XXXX.

Из Выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером XXXX следует, что на земельном участке расположены два здания с кадастровыми номерами XXXX (ремонтная мастерская) и 25:34:000000:9453 (магазин). Склад на участке отсутствует.

Выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером XXXX санитарно-защитная зона в отношении земельного участка не установлена.

Согласно п. 14 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и: 1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения; 2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки; 3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров; 4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств; 5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Расчетные параметры улиц и дорог сельских населенных пунктов установлены "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве доказательства соблюдения законодательства РФ при образовании спорного земельного участка истцом представлено заключение специалиста ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГ из которого следует, что на момент проведения кадастровых работ в отношении образуемого участка Лыжина В.В. ширина дороги по XXXX составила - 6,2 метров, по XXXX - 5,3 метров.

Образование земельного участка Лыжина В.В. не уменьшает ширину указанных автомобильных дорог, поскольку граница участка находится от края проезжей части дороги по XXXX – от 10,65 до 14,04 метров, от края проезжей части дороги по XXXX – от 5,2 до 6,13 метров.

Кроме того, специалистом отмечено, что согласно информации размещенной на портале ИСОГД по Приморскому краю, образуемы земельный участок расположен в функциональной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и территориальной зоне «Зона жилой застройки сел Ж7».

С учётом изложенного, специалист пришел к выводу, что образование земельного участка Лыжина В.В. предусмотрено генеральным планом Уссурийского городского округа, Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа Приморского края.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком в нарушение требований законодательства не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объекта коммунально-складского назначения, при предоставлении земельного участка уменьшится ширина полосы отвода автомобильной дороги регионального значения по улице XXXX (ширина магистральной дороги принимается 50-100 метров), а также уменьшится ширина полосы отвода дороги по XXXX, нарушая существующую линию застройки, отказ нарушает право истца па предоставление в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», заявленные требования подлежат удовлетворению. В целях восстановления нарушенного права суд считает необходимым возложить на администрацию Уссурийского городского округа Приморского края обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность бесплатно земельного, в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером XXXX, площадью 1950 кв.м вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный примерно в 185 м по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, XXXX был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, после принятия решения об отказе Лыжину В.В. в предоставлении земельного участка, отказ по вышеуказанным основаниям признан незаконным, для восстановления нарушенного права истца данный земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета, а требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лыжина В. В. к администрации Уссурийского городского округа о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером XXXX, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером XXXX, площадью 1950 кв.м вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный примерно в 185 м по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.

Возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Лыжина В. В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2051 кв. м, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположен примерно в 102 м по направлению на юго-запад от ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2022 года.

    

2-4428/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лыжин Владимир Всеволодович
Ответчики
Администрация Уссурийского городского округа
Другие
КФХ "Нива"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Приморскому краю
Управление Росреестра Приморского края
Суд
Уссурийский районный суд Приморского края
Судья
Иванова Оксана Валентиновна
Дело на сайте суда
ussuriysky.prm.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2022Передача материалов судье
05.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2022Подготовка дела (собеседование)
31.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2022Судебное заседание
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее