Дело № 2а-1214/2020
64RS0046-01-2020-000958-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бивол Е.А.,
при секретаре Гавриловой Т.С.,
с участием представителя административного истца Черекаевой М.С., представителя заинтересованного лица Мирзоян О.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области к Якуниной Л.Б. взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Якуниной Л.Б. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в сумме 5840 рублей, пени -в сумме 27 рублей 16 копеек., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 26545 рублей, пени - в сумме 123 рубля 43 копейки. Якунина Л.Б. состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области в качестве адвоката, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, с 10 ноября 2010 года по настоящее время. В 2018 году административный ответчик являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам были переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В установленный срок, обязательства по уплате страховых взносов за 2018 год Якуниной Л.Б. исполнены не были. Учитывая изложенное, Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области произведено начисление страховых взносов в фиксированном размере Якуниной Л.Б. за 2018 года. Неисполнение Якуниной Л.Б. обязанности по уплате налогов, страховых взносов за 2018 года явилось основанием для направления в порядке ст. 69 НК РФ плательщику требования № 4034 по состоянию на 28 января 2019 года. Срок исполнения по требованиям истек, однако задолженность по налогу и пени налогоплательщиком не погашена.
09 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 3 Кировского района, г. Саратова выдан судебный приказ о взыскании с Якуниной Л.Б. задолженности по страховым взносам и пени в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Кировского района г. Саратова от 20 августа 2019 года отменен судебный приказ, в связи с поступившими возражениями от административного ответчика.
Посчитав свое право нарушенным, Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области обратилась в суд с настоящим исковым административным иском.
Административный ответчик Якунина Л.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не заявляла. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что у нее отсутствует задолженность страховым взносам и пени за 2018 года, в связи с оплатой заявленных сумм от ее имени коллегией адвокатов Саратовской области «Центр правовых услуг».
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного истцаЧерекаева М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дав объяснения, аналогичные описательной части решения. При этом, обратила внимание суда на тот факт, что, несмотря на оплату страховых взносов за Якунину Л.Б. коллегией адвокатов Саратовской области «Центр правовых услуг» на реквизиты ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, задолженность перед Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области ответчиком не погашена, поскольку у коллегии, как у налогового агента, отсутствует право исчислять страховые взносы за адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в коллегии адвокатов.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова Мирзоян О.Д. поддержала заявленные административным истцом требования, просила удовлетворить их в полном объеме. При этом, пояснила, что адвокаты являются самостоятельными плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов. В целях налогового контроля адвокаты подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ. Вместе с тем, в рассматриваемом случае коллегия адвокатов безосновательно произвела выплаты по страховым взносам на Якунину Л.Б., исходя из справки № 2-НДФЛ, как за штатного сотрудника коллегии.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам были переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно пп. 2, п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) признаются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Якунина Л.Б.10 ноября 2010 года поставлена на учет в качестве адвоката, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области. В 2018 году являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере. Уплата страховых взносов осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката.
Постановка на учет адвоката согласно абз. 2 п. 6 статьи 83 НК РФ осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п 1, п.2 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп.2, п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
С 01 января 2018 года пункт 1 статьи 430 НК РФ подлежит применению в редакции, изложенной в Федеральном законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ, согласно которой плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 НК РФ). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В установленный срок, то есть до 31 декабря 2018 года, обязательства по уплате страховых взносов за 2018 год Якуниной Л.Б. исполнены не были.
Учитывая изложенное, Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области произведено начисление страховых взносов в фиксированном размере Якуниной Л.Б. за 2018 год.
Неисполнение Якуниной Л.Б. обязанности по уплате налогов, страховых взносов за 2018 года явилось основанием для направления через личный кабинет в порядке ст. 69 НК РФ плательщику требования№ 4034 по состоянию на28 января 2019 года (л.д.8-9).
Срок исполнения по требованиям истек (18 марта 2019 года), однако задолженность по налогу и пени налогоплательщиком не погашена. В связи с отсутствием своевременной оплаты задолженности по страховым взносам вотношении налогоплательщика были начислены пени в общей сумме 50 рублей 59 копеек.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Инспекция обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2018 года с Якуниной Л.Б. в следующих размерах: недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 5840 рублей, пени в сумме 27 рублей 16 копеек, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 26545 рублей, пени в сумме 23 рубля 43 копейки.
09 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 3 Кировского района, г. Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с Якуниной Л.Б. задолженности по страховым взносам и пени в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Кировского района г. Саратова от 20 августа 2019 года отменен судебный приказ, в связи с поступившими возражениями от ответчика.
С настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области обратилась в суд 18 февраля 2020 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что доказательств уплаты сумм задолженности административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС № 8 по Саратовской области к Якуниной Л.Б.о взыскании недоимки по страховым взносам и пени. При этом расчет спорной задолженности по страховым взносам проверен, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об исчислении налоговым органом сумм задолженности в соответствии с действующим законодательством.
Проверяя довод административного ответчика об отсутствии задолженности по страховым взносам и пени за 2018 года, судом были исследованы: карточка индивидуального учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов, составленная коллегией адвокатов Саратовской области «Центр правовых услуг» (л.д.45), а также платежные поручения за спорный период (л.д. 56-79), из которых усматривается оплата страховых взносов за Якунину Л.Б. произведена коллегией на счет ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова.
Поступление указанных в платежных документах сумм представителем заинтересованного лица в судебном заседании не оспаривалось.
Вместе с тем, при начислении страховых взносов коллегией было произведено, исходя из налоговой базы доходов, указанных в справке о доходах и суммах налога физического лица. Код дохода 2000 означает вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых обязанностей. По указанному коду ответчику начислено 32400 рублей. Код дохода 2010- это выплаты по договорам гражданско- правового характера. По указанному коду ответчику начислено 28600 рублей.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, коллегия адвокатов Саратовской области «Центр правовых услуг» состоит в качестве налогоплательщика в ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова. Якунина Л.Б. при этом является председателем президиума коллегии.
Согласно статье 34 Федерального закона № 63-ФЗ адвокатам за работу на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации выплачивается вознаграждение.
Учитывая изложенное, работа адвоката в адвокатской палате на выборной должности, в частности в качестве вице-президента, связана с его статусом адвоката и, соответственно, с адвокатской деятельностью.
Таким образом, доход, получаемый адвокатом за работу на выборной должности в качестве вице-президента адвокатской палаты, признается доходом, получаемым адвокатом от адвокатской деятельности, и подлежит обложению страховыми взносами. Тогда как, суммы страховых взносов на ОПС и ОМС исчисляются отдельно и подлежат уплате непосредственно самим адвокатом, осуществляющим частную деятельность. Оплата коллегией взносов, исходя из полученного вознаграждения на выборной должности, не освобождает адвоката от исполнения обязанности по уплате страховых взносов по ч. 1 ст. 430 НК РФ.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1173 рубля 06 копеек.
Руководствуясь статьями 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 5840 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ 27 ░░░░░░ 16 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26545 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ 23 ░░░░░ 43 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1173 ░░░░░ 06 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░