Решение по делу № 2-137/2021 от 14.04.2021

УИД 11RS0014-01-2021-000222-48

Дело № 2-137/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Корткерос                     02 июня 2021 года.

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием представителя истца Кирилюк З.В., представителя ответчика АМР «Корткеросский» Батищевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Усачева И.А. к

администрации МР «Корткеросский»

о признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании

и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Усачев И.А. обратился в суд с заявлением к АМР «Корткеросский», с учетом уточнения, о признании распоряжения главы муниципального района «Корткеросский» - руководителя администрации от <дата> ХХХ «О наложении дисциплинарного взыскания» незаконным, о взыскании с АМР «Корткеросский» компенсации морального вреда в сумме <...> руб. В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что истец работал у ответчика в должности <...>. Приказом работодателя ХХХ от <дата> привлечен к дисциплинарной ответственности в виде <...> за <...>. Считает данный приказ незаконным, поскольку в нарушение требований трудового законодательства он не содержит описание дисциплинарного проступка, не указано время и дата дисциплинарного проступка, в чем выразилось ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей. Считает, что им были выполнены требования инструкции и алгоритм действий <...>.

На судебное заседание истец Усачев И.А. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В предыдущих судебных заседаниях на требованиях настаивал, суду поясняя, что представленные ответчиком инструкции и алгоритм действий применяются при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (далее-ЧС), при этом, по сообщению ФИО8 данной угрозы не было.

В судебном заседании представитель истца Кирилюк З.В. на требованиях настаивала в полном объеме. Считая действия работодателя не правомерными, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку Усачевым не было допущено нарушений должностной инструкции, своих трудовых обязанностей. Он принял информацию от <...>, записал в журнал аварийной ситуации на объектах ЖКХ и энергетики и уведомил лично уполномоченное лицо, осуществляющее контроль за ходом устранения неисправностей и аварийных ситуаций. В результате авария была устранена, которая не подпадала под критерии ЧС, поскольку не представляла угрозу для жизни и здоровью людей, распространение каких либо заболеваний представляющие опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могли бы повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и имуществу, либо значительные материальные потери.

Представитель ответчика АМР «Корткеросский» (далее –администрация) Батищева С.В. с требованиями истца не согласна, поддержала представленные письменные возражения, просив отказать в удовлетворении исковых требований Усачева в полном объеме. Суду пояснила, что при проверке действий Усачева, комиссия посчитала произошедшую ситуацию чрезвычайной. В соответствии с положением о <...>, <...> должен все свои действия документировать, для этого в <...> ведется журнал учета полученной и переданной информации, в которую Усачев информацию о случившемся не внес и не проконтролировал исполнение, одновременно нарушив инструкцию по действиям <...> при поступлении распоряжений, сигналов, с которой он был ознакомлен. Считает, что по результатам объективной и всесторонней оценки действий Усачева в указанной ситуации, анализа документов, а также, учитывая, что Усачев ранее привлекался к дисциплинарной ответственности, администрацией района вынесено обоснованно оспариваемое распоряжение о привлечении его к дисциплинарной ответственности. В части требований истца о компенсации ему морального вреда в размере <...> т.р., поскольку последний в результате привлечения его к дисциплинарной ответственности испытал нравственные страдания, полагает, требование не подлежащим удовлетворению, поскольку доводы носят голословный характер, ничем не подтверждены, <...> Запрашиваемая истцом сумма в качестве морального вреда несоизмерима с теми доказательствами, которыми истец обосновывает свои требования.

Заслушав мнение и доводы сторон, представителей, показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствие с нормами ст. 5, 15 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором (ст. 21 ТК РФ). Согласно ч.1 ст.22 ТК РФ работодатель имеет право, в том числе привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу положений ст.ст. 192, 193 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Таким образом, из названных норм права следует, что дисциплинарным проступком, влекущим наложение на работника дисциплинарного взыскания, признается совершение им виновного действия (бездействия), которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении работником обязанностей, возложенных на него федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, должностной инструкцией.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от <дата> ХХХ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. При рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.)

С учетом вышеизложенных требований законодательства, регулирующих спорные правоотношения, из содержания приведенных выше норм ТК РФ и разъяснений Верховного суда РФ в их системной взаимосвязи следует, что под незаконностью применения дисциплинарного взыскания понимается, либо отсутствие законного основания для его применения (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка), либо несоблюдение работодателем установленного законом порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, дисциплинарным проступком может быть признано только виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (в форме умысла или неосторожности).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Усачев И.А. с <дата> работает в администрации МР «<...>», с <дата> переведен на должность <...>

Распоряжением администрации от <дата> ХХХ Усачев И.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде <...> утвержденной врио руководителя АМР «<...>» <дата>. Основанием для применения дисциплинарного взыскания явились: докладная записка ФИО8 от <дата>, докладная записка ФИО10 от <дата>, объяснительная Усачева И.А. от <дата>, ст. 192 Трудового кодекса РФ.

Согласно должностной инструкции <...>), утвержденной <дата>, с которой истец ознакомлен <дата>, <...> обязан: принимать от населения и организаций сообщения о любых происшествиях, в том числе несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС и принимать необходимые меры реагирования (п.2.1); представлять доклады (донесения) об угрозе или возникновении ЧС, о сложившейся обстановке, о возможных вариантах решений и действий по ликвидации ЧС взаимодействующим органам управления РСЧС (п.2.5); в полном объеме исполнять требования инструкций и алгоритмов действий <...> (п.2.23); добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, использовать все рабочее время для производительного труда (п.2.33).

Вместе с тем, из п.1.5, 1.6 Должностной инструкции следует, что <...> руководствуется Конституцией РФ, Указами Президента РФ, Трудовым законодательством РФ, постановлениями Правительства РФ и РК, Конституцией РК, Указами Главы РК, Решениями Совета МО МР «Корткеросский», постановлениями и распоряжениями АМР «Корткеросский», Уставом МО и иными муниципальными правовыми актами и настоящей должностной инструкцией и должен знать законодательство, регулирующее его порядок, способы и методы работы.

Постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ в соответствии с Законом от <дата> № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ от <дата> ХХХ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и др. утверждено Положение о <...> муниципального района» (далее по тексту - Положение).

Согласно данному постановлению и Положению, <...> на базе администрации МР «Корткеросский» и является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайный ситуаций (далее по тексту- РСЧС). <...> в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и организаций МР «Корткеросский» по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и совместных действий при угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. Целью создания <...> является повышение готовности органов местного самоуправления и служб района к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств Корткеросского муниципального районного звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе экстренных оперативных служб, организаций, объектов, при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в также обеспечение исполнения органами местного самоуправления МР «Корткеросский» полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения территорий от ЧС, в т.ч. по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

<...> муниципального образования предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами Корткеросского звена Коми Республиканской РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена МО МР «Корткеросский» и населения МО МР «Корткеросский» об угрозе возникновения или возникновения ЧС (происшествий)

В п.1.2.1, 1.3.1 Положения предусмотрены задачи <...> и возложенные функции, в т.ч.: прием вызовов (сообщений) о чрезвычайных ситуациях (происшествиях); оповещение и информирование руководства гражданской обороны, Корткеросского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории МО МР «Корткеросский», предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств Гражданской обороны на территории МО МР «Корткеросский», населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о чрезвычайных ситуациях (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе чрезвычайных ситуациях (происшествиях) через местную (действующую на территории МО МР «Корткеросский») систему оповещения, оповещение населения по сигналам гражданской обороны; организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС с органами управления РСЧС, органами местного самоуправления и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов0 МО МР «Корткеросский»; информирование ДДС экстренных оперативных и организаций (объектов), сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах; регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам; осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий); анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение; обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования; сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения МО МР «Корткеросский» вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий); представление докладов (донесений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящий орган управления по подчиненности и др.

<...> включает в себя: руководство <...>, дежурно-диспетчерский персонал и комплекс средств автоматизации и связи (п.1.4.1 Положения). В состав дежурно-диспетчерского персонала <...> входит: оперативные <...> отдела по делам ГО и ЧС. При эксплуатации системы-112 выполнение функций операторского персонала (диспетчера) системы – 112 исполняет <...> <...> отдела по делам ГО и ЧС (п.1.4.2).

В соответствии с п. 3.1.2 Положения личный состав <...> обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, применять их в практической работе.

Согласно должностной инструкции <...>, утвержденной <дата>, кроме пунктов, указанных в обжалуемом распоряжении, <...> в своей деятельности подчиняется административно руководителю администрации, функционально-начальнику отдела по делам ГО и ЧС и руководителю <...> (п.1.3). <...> должен знать, помимо прочего: структуру Корткеросского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС; состав сил и средств постоянной готовности Корткеросского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС; их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий); организацию взаимодействия; схему организации связи дежурно-диспетчерских служб Корткеросского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС; организацию и алгоритм действий в различных режимах функционирования; зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории МО МР «Корткеросский»; порядок составления прогнозов и донесений; оперативную обстановку на территории МО МР «Корткеросский»; порядок оформления, ведения документации; порядок составления установленной отчетности и т.д. (п. 1.6).

<...> обязан осуществлять обмен информацией по вопросам зашиты населения и территорий с дежурно-диспетчерскими службами предприятий и организаций, расположенных на территории МР «Корткеросский»; обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения, должностных лиц администрации МО МР «Корткеросский», ДДС спасательных служб, организаций и предприятий об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного или техногенного характера; осуществлять своевременное представление донесений о прохождении сигналов (распоряжений) об угрозе и чрезвычайных ситуациях согласно табеля срочных донесений, а также сигналов ГО; проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации; обеспечивать оперативное реагирование сил постоянной готовности при получении сообщений о пожарах, происшествиях и ЧС; принимать и обрабатывать вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие в <...> в рамках функционирования системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; вести учет и обобщать информацию (за сутки дежурства) о чрезвычайных ситуациях, происшествиях, пожарах, аварийных и плановых отключениях на объектах жизнеобеспечения населения и представлять соответствующие доклады руководству отдела; осуществлять ведение служебной документации, знать порядок составления установленной отчетности.

По материалам дела судом установлено, что <дата> в администрацию МР «Корткеросский» поступила докладная записка от главы СП «<...>» ФИО8 с жалобой на действия <...> Усачева И.А. о непринятии <дата> сообщения об угрозе ЧС в <адрес> и о некорректном поведении в адрес ФИО8 Довод представленный дежурному о необходимости принять сообщение были в безразличной форме проигнорированы. Данная докладная записка была передана ФИО10 для проведения разъяснительной работы с <...>.

<дата> на основании докладной ФИО8 в адрес главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации направлена докладная ФИО10, <...> о нарушении Усачевым И.А. требований должностной инструкции и Положения в части отказа приема сообщения от ФИО8 некорректном поведении его при общении ФИО8

<дата> в адрес руководителя АМР «Корткеросский» ФИО8 ФИО8 по просьбе ФИО10 направлена дополнительная информация к докладной о том, что <дата> ею был осуществлен звонок в <...> <...>, в ходе которого она довела <...> Усачеву И.А. информацию о том, что по <адрес> произошел затор воды в доме и обратила внимание на проживание в доме <...>, что все жители данного дома оставались без возможности осуществить санитарно-гигиенические мероприятия. <...> информацию не принял и сослался, что у него на данный момент проходит учеба, «порекомендовал» обратиться в отдел жилищной политики администрации. Аналогичные показания были даны ФИО8 в судебном заседании в ходе опроса ее в качестве свидетеля.

По сведениям акта служебной проверки следует, что <дата> в адрес главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации поступила докладная ФИО10 о том, что <дата> при обращении ФИО8 в <...> Усачевым И.А. были даны рекомендации по самостоятельному решению вопроса отсутствия воды в жилом доме <адрес>, чем нарушены п.<...>

Свидетель ФИО10 суду пояснил, что в ходе рассмотрения докладной ФИО8, по записи в журнале учета аварийных ситуаций на объектах ЖКХ и энергетики им было установлено, что Усачевым было принято сообщение, которое он передал в отдел жилищной политики, однако не проконтролировал результаты данного сообщения, при наличие на территории района метеорологических условий, свидетельствующих о возможности возникновения ЧС, связанных с авариями в ЖКС.

Факт того, что Усачев изначально отказался принимать сообщение ФИО8 истцом подтвержден в судебном заседании, который пояснил, что не посчитал данное сообщение как ЧС, но в последующем его зарегистрировал в журнале и передал сообщение в отдел жилищной политики АМР «Корткеросский», вместе с тем, не оспаривал, что контроль по результатам данного сообщения каким-либо образом им не осуществлялся.

Фактические обстоятельства дела в части передачи Усачевым И.А. сообщения ФИО25 поступившего в <дата>, в отдел жилищной политики АМР «Корткеросский» в <дата> того же дня нашло свое подтверждение в судебном заседании, в том числе расшифровкой внутризоновых, МГ/МН разговоров и платных услуг за <дата> по телефону <...> ХХХ и с номера телефона <...> на номер <...>, объяснительной Усачева И.А. от <дата>, скриншотом заявки, направленной отделом Жилищной политики администрации в адрес МУП «Успех» <дата> на устранение аварийной ситуации работоспособности системы водоотведения в <адрес>, показаниями свидетелей ФИО7, ФИО9

Согласно журналу учета аварийных ситуаций на объектах ЖКХ и энергетики на территории МР «Корткеросский» <дата> зафиксировано Усачевым И.А. сообщение о факте замерзания воды в <адрес> в домах адм. МО МР «Корткеросский», сообщила <...> Доведено до отдела по жилищной политике АМР. Сведения о количестве сил и средств, дате, времени ликвидации аварии в соответствующей в журнале графе отсутствуют.

Согласно акту проведения служебной проверки по докладной <...>» от <дата> комиссия, посчитав, что по состоянию на <дата> ввиду погодных условий, а также по причине ветхости и изношенности жилищно-коммунальной инфраструктуры, на территории МР «Корткеросский» сохланялся высокий уровень аварийности в ЖКХ, поэтому любая аварийная ситуация в жилищно-коммунальной сфере представляет угрозу возникновения ЧС и требует отработки действий и алгоритмов, применяемых при угрозе возникновения ЧС, чего не было сделано <...> Усачевым И.А. при получении обращения от ФИО8, пришла к выводам, что Усачевым не исполнены пункты <...> должностной инструкции, не выполнен алгоритм действий <...> МО МР «Корткеросский» при возникновении ЧС, связанных с авариями на объектах жизнеобеспечения (тепло-, водо-, энергоснабжения, системах канализации и водоотведения, очистных сооружениях).

По результатам служебной проверки и.о. руководителя администрации ФИО11 принято распоряжение о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде <...>. Не согласие с которым, послужило основанием обращения истца Усачева И.А. с настоящим исковым заявлением. Истец, не соглашаясь с наложенным дисциплинарным взысканием, указывает, что прекращение подачи воды в многоквартирный дом не относится к ЧС, в связи с чем не подлежат применению алгоритм действий, разработанный при угрозе ЧС инструкции.

Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; уровень реагирования на ЧС - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и т.п.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются на муниципальном уровне - <...> муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют на муниципальном уровне - <...> муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией и др. (ст. 11 данного Закона),

Согласно инструкции по действиям при угрозе и возникновении ЧС для <...> отдела по делам ГО и ЧС АМР «Корткеросский», утвержденной <дата>, в обязанности <...> входят в режиме повседневной деятельности: проверка состояния связи и порядка взаимодействия с АСС и АСФ; прием текущей информации независимо от источника информации; анализ и ее оценка по «Критериям информации о ЧС», учитывая ее в отдельном журнале; при приеме дежурства уточнять у прежнего дежурного неисполненные или находящиеся на контроле заявки, происшествия и другую информацию и добиваться их исполнения или уточнять причины невыполнения; при получении информации об авариях в системах водо-, тепло-, газо-, энергоснабжения, регистрировать информацию в журнале и передавать ее соответствующим должностным лицам, осуществлять контроль за ходом устранения неисправностей и аварийных ситуаций. В режиме повышенной готовности: знать инструкцию о сроках и формах предоставления информации в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера; принимать, анализировать и оценивать достоверность любой поступающей текущей информации; с получением информации об угрозе возникновения ЧС немедленно докладывать руководителю администрации, начальнику отдела по делам ГО и ЧС, оценивать ее по критериям ЧС; выполнять все распоряжения руководящего состава администрации по координации совместных действий по предотвращению ЧС; полученную информацию (донесение) об угрозе ЧС передавать в письменном виде в вышестоящий орган; знать силы и средства, привлекаемые для предупреждения угрозы ЧС. В режиме чрезвычайной ситуации: принимать сообщения о возникновении ЧС, регистрировать их в журнале учета и немедленно докладывать руководителю администрации, начальнику отдела по делам ГО и ЧС; анализировать и оценивать достоверность оперативной информации по критериям о ЧС, определять ее масштаб, уточнить состав сил и средств, привлеченных для ликвидации ЧС; всю полученную информацию докладывать руководителю администрации, начальнику отдела по делам ГО и ЧС; организовывать взаимодействие с ДДС других организаций, силами и средствами привлеченными к ликвидации ЧС; организовывать сбор и обмен оперативной информации между привлеченными к ликвидации ЧС силами и средствами. В порядке действий персонала ОДС (п.3) при повседневной деятельности ОД ЕДДС должен: осуществлять прием, оформление и анализ сообщений о деятельности организаций, происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного и техногенного характера; осуществлять передачу сообщений (информации), распоряжений, соответствующих руководителей должностным лицам и аварийным службам, в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации ЧС; обеспечивать своевременную передачу поступивших заявок жизнеобеспечения района соответствующей аварийной службе и контролировать ход их выполнения и т.<адрес> получении информации об угрозе возникновения ЧС ОД должен: уточнить первоначально поступившие сведения (примерный район угрозы возникновения ЧС, время, ожидаемые последствия и т.д.), не позднее 5 минут после получения сообщения доложить полученную информацию об угрозе ЧС руководителю администрации, начальнику отдела по делам ГО и ЧС и т.д., не позднее 20 минут с момента получения информации об угрозе ЧС передать донесение по форме 1/ЧС (2/ЧС) (в последующем обстановку уточнять и докладывать каждые 4 часа, при резком ухудшении обстановки докладывать немедленно); по указанию руководителя администрации оповестить по всем имеющимся средствам оповещения и связи руководящий состав организаций, а также вблизи проживающее население о предполагаемой ЧС и ее последствиях; дать предварительные указания аварийной службе по подготовке к действиям в ЧС; уточнить состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации, предполагаемой ЧС, маршруты движения и способы связи с ними; организовать обмен информацией с ДДС и оперативно-экстренными службами района и т.д.

Сведений о переводе <...> и привлекаемых ДДС по решению КСЧ и ПБ администрации при получении информации об угрозе ЧС, в т.ч. руководителем АМР «Корткеросский», которому ФИО8 лично было сообщено об аварии в <адрес> <дата>, а затем путем написания докладной записки, как того требует Инструкция <...> МО «Корткеросский» при «повышенной готовности», утвержденная <дата>, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, согласно должностной инструкции <...>, именно <...> обязан принимать от населения и организаций сообщения о любых происшествиях, в т.ч. несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, и принимать необходимые меры реагирования, осуществлять контроль за изменениями обстановки на территории МО МР «Корткеросский», представлять доклады (донесения) об угрозе или возникновении ЧС, о сложившейся обстановке, о возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС взаимодействующим органам управления РСЧС, организовать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), обеспечить своевременное оповещение и информирование, в т.ч. должностных лиц МО МР «Корткеросский», об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Возложение обязанности на <...>, в части оценки ситуации, поступающего сообщения, его критерии, в судебном заседании подтвердил также истец.

Из предоставленных ответчиком доказательств судом установлено, что <дата> в адрес глав (руководителей) МО РК, Центр обработки вызовов Системы -112, <...>, в т.ч. Корткеросский, поступило штормовое предупреждение о распространении на территории республики Коми новой волны арктического воздуха, в связи с чем по <дата> на всей территории РК, включая южные районы с 16.02., сохранится аномально морозная погода со среднесуточной температурой воздуха на 10…16 градусов ниже климатической нормы. Минимальная температура воздуха будет понижаться в основном до -30…-35 градусов, местами до -44 градусов. В соответствие с прогнозом гидрометеорологического явления возможны риски возникновения ЧС и происшествий, в т.ч. аварии на объектах ЖКХ по причине изношенности оборудования, производимыми ремонтными работами и испытаниями, повышенного давления на теплосети. ГУ МЧС по РК рекомендовало организовать контроль со стороны ЕДДС МО за выполнением службами и организациями комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и уменьшению их последствий; организовать непрерывный сбор, анализ и обмен по линии ДДС информаций по обстановке в период действия прогнозируемого неблагоприятного явления, обеспечить предоставление докладов и донесений ЕДДС МО в ОДС ЦУКС ГУ МЧС по РК. По оперативному ежедневному прогнозу возникновения и развития ЧС на территории РК на <дата>., направленному ГУ МЧС по РК письмом от <дата>, следует, что аномально холодная погода на всей территории РК сохранится по <дата>, на крайнем северо-востоке- по <дата>, в Сыктывкаре температурные показатели до – 32..-34 градусов сохранятся в ночное врем. Возможны ЧС и происшествия, по критериям не подпадающие по ЧС, в частности нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно. На селекторном совещании по уточнению оперативной обстановки на территории МО РК <дата> было рекомендовано организовать выполнение комплексных превентивных мероприятий и рекомендаций, указанных в оперативном ежедневном прогнозе на <дата>, в штормовом предупреждении от <дата> всем <...> МО держать на контроле функционирование систем ЖКХ и электроэнергетики на территории МО; МО МР «Корткеросский» держать на контроле эпизоотическую обстановку на территории МО.

Таким образом, судом однозначно установлено, с учетом положений приказа МЧС России от <дата> ХХХ «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», что на момент подачи заявки, сообщения ФИО8 в <...> <дата> о замерзании воды в жилом доме <адрес>, случившееся происшествие на коммунальных системах водоснабжения чрезвычайной ситуацией не являлось, поскольку аварийное отключение системы жизнеобеспечения населения составляло менее суток, отсутствовали погибшие, госпитализированные, отсутствовал прямой ущерб гражданам.

Вместе с тем, с учетом вышеуказанных метеорологических условий, объявленного штормового предупреждения на территориях Республики Коми, в т.ч. МО МР «Корткеросский», увеличения аварийных ситуаций в ЖКХ в указанный период времени, что истцом Усачевым И.А. не оспаривалось и подтверждается материалами дела, суд считает, что на территории МО МР «Корткеросский» на <дата> имелась угрозы возникновения ЧС, в т.ч. в жилом многоквартирном <адрес>.

В соответствии с должностной инструкцией <...> <...> должен знать, помимо прочего: трудовое законодательство, нормативно-правовые акты, положения, инструкции и т.д. (п.1.6), обязан: вести учет и обобщать информацию (за сутки дежурства) о чрезвычайных ситуациях, происшествиях, пожарах, аварийных и плановых отключениях на объектах жизнеобеспечения населения и представлять соответствующие доклады руководству (п.2.19); в полном объеме исполнять требования инструкции и алгоритмов действий <...>.

Согласно п.3.2 ГОСТ Р 22.7.01-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. <...>. Основные положения (утв. и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.06.2016 N 723-ст) (действовавшего в период спорных правоотношений), что также закреплено в п.1.3.1 Положения, а также Положения о <...> МО, утвержденного протоколом заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7, на <...> возложены следующие функции: осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий); информационное обеспечение координационных органов Корткеросского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС; анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение; обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования; сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения МО МР «Корткеросский» вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).

Из анализа данных нормативных актов следует, что они подлежат применению не только при ЧС, но и при поступлении сообщений о происшествиях.

Доводы свидетеля ФИО8, на основании заявления которой была проведена проверка действий (бездействий) истца по ее сообщению об аварии в ЖКС жилого дома в <адрес>, о не принятии Усачевым заявки, т.к. он не спросил точного адреса, не соответствует действительности, поскольку в отдел жилищной политики ФИО7 от <...> были переданы данные сведения. В последствие отделом жилищной политики АМР «Корткеросский» была направлена заявка на устранение аварии в жилом <адрес> в <адрес>.

При этом Усачевым фактически заявка была принята, передана в отдел жилищной политики. После принятия сообщения Усачевым сведения о нем были внесены в журнал и сообщены в отдел жилищной политики АМР «Корткеросский», который в свою очередь отправил заявку по электронной почте, продублировав письменно в соответствующую организацию – МУП «Успех» для устранения аварийной ситуации.

Вместе с тем, Усачевым заявка не была проконтролирована, что является обязательным требованием вышеуказанных законодательных и нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, должностные обязанности <...>, что не оспаривалось истцом.

Отсутствие контроля со стороны <...> привело к тому, что длительное время заявка на устранение аварийной ситуации в системе водоотведения в многоквартирном доме не была исполнена, согласно акту выполненных работ заявка выполнена лишь <дата>. В силу критериев ЧС, установленных приказом МЧС от <дата> ХХХ, через сутки аварийного отключения системы жизнеобеспечения населения в жилых кварталах, ситуация могла быть объявлена чрезвычайной. Однако отсутствие контроля в период <...> Усачева И.А. привело к тому, что данные меры не были приняты, в т.ч. с учетом наличия предпосылок, а именно: аномального понижения температурного режима, многочисленности аварий в коммунальной сфере на территории МО МР «Корткеросский» в данный период. Кроме того, сведения об авариях на ЖКХ Усачевым не были отражены в оперативной информации на <дата> в п.10.

В связи с изложенным судом усматривается ненадлежащее исполнение Усачевым И.А. своих должностных обязанностей.

Не выполнение своих должностных обязанностей иными работниками <...>, руководителями Усачева в данном случае на результаты рассмотрения иска не влияют, как и наличие предвзятого отношения к нему со стороны ФИО10, поскольку ненадлежащее исполнение возложенных на <...> должностных обязанностей со стороны истца по его вине нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

С учетом того, что ранее Усачев привлекался к административной ответственности, суд считает, что вынесенное дисциплинарное взыскание в виде замечания соответствует требованиям, соразмерно выявленным нарушениям. Нарушения проведения процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности со стороны ответчика не установлено.

В связи с изложенным требование Усачева И.А. о признании распоряжения от <...> «О наложении дисциплинарного взыскания» незаконным и соответственно требование о взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей, как вытекающее из основного требования, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Усачева И.А. к администрации МО МР «Корткеросский» о признании распоряжения от <...> «О наложении дисциплинарного взыскания» незаконным и взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Буян Э.Ф.

В окончательной форме решение вынесено 09.06.2021

2-137/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Усачев Игорь Анатольевич
Ответчики
администрация МО МР "Корткеросский
Другие
Представитель истца Кирилюк Зинаида Владимироовна
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее