Дело № 2 - 274/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Сернур 18 ноября 2016 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., с участием истца Петуховой А.А., представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл Скопиной И.А., при секретаре Сидоркиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петуховой ФИО6 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл о включении в специальный страховой стаж периодов работы, признании права на досрочную страховую пенсию по старости и понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
Петухова А.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сернурском районе РМЭ о включении в специальный страховой стаж периодов работы, признании права на досрочную страховую пенсию по старости и понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, указывая, что 02 сентября 2016 года она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сернурском районе РМЭ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сернурском районе РМЭ своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказало в назначении трудовой пенсии по старости, исключив из специального стажа периоды прохождения курсов повышения квалификации по подготовке кадров с отрывом от производства с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года, с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года, с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года, с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года, с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года. Считает отказ в назначении пенсии неправомерным, поскольку в указанные периоды с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года занимала должность заведующей <данные изъяты> медпунктом, с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года - заведующей <данные изъяты> медпунктом, с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года, с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года, с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года – заведующей, фельдшером <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта. ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сернурском районе РМЭ признало ее специальный стаж на момент подачи заявления 24 года 04 месяца 09 дней. Просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, периоды прохождения курсов повышения квалификации по подготовке кадров с отрывом от производства с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года, с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года, с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года, с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года, с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года в календарном исчислении, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения с момента обращения с заявлением о назначении пенсии – 02 сентября 2016 года.
В судебном заседании истец Петухова А.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сернурском районе РМЭ Скопина И.А. исковые требования не признала.
В возражениях к иску ответчик просит отказать в удовлетворении иска, указывая, что в периоды повышения квалификации Петухова А.А. не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Решением комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сернурском районе РМЭ № от ДД.ММ.ГГГГ года Петуховой А.А. отказано в назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, так отсутствует требуемый стаж осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения - 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, курсы повышения квалификации по подготовке кадров с отрывом от производства с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года, с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года, с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года, с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года, с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года, так как факт выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня, предусмотренный постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, отсутствует.
Согласно записи № в трудовой книжке на имя Петуховой ФИО6 с 01 февраля 1993 года она переведена на должность заведующей <данные изъяты> медпунктом (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ.), согласно записи № с ДД.ММ.ГГГГ года переведена на должность заведующей <данные изъяты> медпунктом (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ г.), из записи № следует, что с 01 июля 2006 года должность заведующей <данные изъяты> медпунктом переименована на должность заведующей, фельдшера <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ г.), согласно записи № с ДД.ММ.ГГГГ года переведена на должность заведующей, фельдшера <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Статьей 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.
Согласно ч. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (под. «н» п. 1 указанного постановления Правительства РФ).
В вышеуказанных первых двух списках имеются должности и учреждения: заведующая медпунктом, заведующая, фельдшер фельдшерско-акушерского пункта, в третьем - врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, истец Петухова А.А. является лицом, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
В силу подп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «н» пункта 1 настоящего постановления, применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Указанным постановлением не предусмотрено выполнение работы лечебной и иной работы по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня.
В силу п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
Согласно п.п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По общему правилу необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Однако в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ).
В п. 8 ч.1 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-Ф «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
По смыслу ранее действовавшей ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 право на занятие медицинской деятельностью предполагало, в том числе прохождение дополнительного образования (повышения квалификации).
В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ в ред. Федерального закона от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ). Согласно ранее действовавшей ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные гарантии работнику были предусмотрены в ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации (Кодекса законов о труде РСФСР).
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из должностной инструкции заведующей ФАП – фельдшера, утвержденной главным врачом ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заведующий ФАП обязан повышать профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в учреждениях последипломного образования не менее одного раза в пять лет (п. №.).
Согласно справке № ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» за период работы в данном учреждении Петухова А.А. проходила курсы повышения квалификации с отрывом от производства в периоды: усовершенствование по теме: «<данные изъяты>» с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ года), с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года (пр. №№ от ДД.ММ.ГГГГ), с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ года), усовершенствование по теме: «<данные изъяты>» с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ года), усовершенствование по теме: «<данные изъяты>» с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ), усовершенствование по теме: «<данные изъяты>» с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Прохождение Петуховой А.А. курсов повышения квалификации с отрывом от производства подтверждается также свидетельствами (удостоверениями) о повышении квалификации.
То, что за истцом Петуховой А.А. в указанные периоды сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены пенсионные отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд Российской подтверждается материалами выплатного дела, согласно которым спорные периоды включены в общий страховой стаж Петуховой А.А.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды прохождения Петуховой А.А. курсов повышения квалификации с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года, с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года, с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года, с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года, с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Петуховой А.А. на социальное обеспечение.
Таким образом, периоды прохождения Петуховой А.А. курсов повышения квалификации с отрывом от производства следует исчислять в календарном порядке, а именно:
с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года - 2 месяца 13 дней;
с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года - 2 месяца;
с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года - 2 месяца;
с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года - 12 дней;
с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года - 1 месяц 28 дней;
с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года - 5 дней.
Всего: 8 месяцев 28 дней.
С учетом признаваемого специального стажа ответчиком на 02 сентября 2016 года - 24 года 04 месяца 09 дней, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения на 02 сентября 2016 года составляет 25 лет 1 месяц 7 дней (24 года 04 месяца 09 дней + 8 месяцев 28 дней), продолжительность которого в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является достаточной для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку Петухова А.А. обратилась за назначением пенсии в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сернурском районе РМЭ 02 сентября 2016 года, досрочная страховая пенсия по старости в связи осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения должна быть назначена истцу со 02 сентября 2016 года.
Таким образом, требования о признании права истца на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, понуждении ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом Петуховой А.А. при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ, которая подлежит взысканию в пользу истца с ответчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петуховой ФИО6 удовлетворить полностью.
Признать за Петуховой ФИО6 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл:
- включить в специальный страховой стаж Петуховой ФИО6, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения периоды прохождения курсов повышения квалификации по подготовке кадров с отрывом от производства с 05 октября 1993 года по 17 декабря 1993 года, с 25 января 2006 года по 24 марта 2006 года, с 17 января 2011 года по 16 марта 2011 года, с 06 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 18 января 2016 года по 16 марта 2016 года, с 06 июня 2016 года по 10 июня 2016 года в календарном исчислении.
- назначить Петуховой ФИО6 досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения со дня со дня обращения за указанной пенсией, то есть со 02 сентября 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл в пользу Петуховой ФИО6 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Э.Э. Игнатьева
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2016 года