Решение по делу № 33-109/2020 от 26.12.2019

Дело № 2-272/2019 судья Куликова Ю.В. (№ 33-109/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2020 года г.Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Климовой К.В.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе Дмитриевой С.И. на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 08 ноября 2019 года, которым постановлено:

«в удовлетворении требований Дмитриевой С.И. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в районах, приравненных к району Крайнего Севера в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости отказать».

Судебная коллегия

установила:

Дмитриева С.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании наличия стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований истец Дмитриева С.И. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 7,5 лет, достигшему установленного пенсионного возраста, необходимого для страхового стажа, и имеющему общий страховой стаж свыше 25 лет.

Решением ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриевой С.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.

С данным решением Дмитриева С.И. не согласна, полагает отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и необоснованным.

В соответствии с действующим законодательством гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и в районах Крайнего Севера, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера, что дает право ухода на пенсию лицам, проработавшим в районах, приравненных к районам Крайнего Севера на 4 месяца раньше за каждый полный календарный год работы.

Дмитриева С.И. проработала в городе <данные изъяты>, приравненном к районам Крайнего Севера, свыше 8 лет.

Периоды ее работы в указанной местности составляют: <данные изъяты>.

Выработанный северный стаж подтверждается трудовой книжкой, справками с места работы.

Кроме того, в течение 1,5 лет Дмитриева С.И. ухаживает за гражданином, достигшим возраста старше 80 лет, что также является основанием для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости.

По мнению Дмитриевой С.И., работниками пенсионного органа нарушены ее права, поскольку при указании сведений о состоянии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ был указан стаж, учтенный для назначения пенсии, продолжительностью <данные изъяты>, который затем был уменьшен до <данные изъяты>. Указанные противоречия не устранены, несмотря на неоднократные обращения истца в УПФР.

В решении об отказе в установлении (выплате) пенсии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что у истца возникнет право на страховую пенсию по старости через <данные изъяты> месяцев, то есть ДД.ММ.ГГГГ, однако конкретный период, с которого возникнет право на пенсию, в решении не оговорен.

Дмитриева С.И. дважды обращалась за разъяснениями в ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ. Сроки рассмотрения ее заявлений были нарушены, имеющиеся в решении противоречия не устранены.

С учетом уточнения исковых требований, Дмитриева С.И. просила суд первой инстанции признать решение ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным; признать периоды ее работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера: <данные изъяты> соответствующими необходимому северному стажу для назначения досрочной пенсии с применением правил исчисления, предусмотренных ранее действующим законодательством до 01 января 2002 года; обязать ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Дмитриева С.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме с учетом дополнений и уточнений.

Представитель ответчика ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) Тиханина Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Дмитриевой С.И. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, предлагается принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В жалобе приводятся положенные в обоснование исковых требований доводы о наличии у истца требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Указывается, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной трудовой деятельности. В частности, статьей 94 Федерального закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось льготное исчисление периодов, работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при подсчете трудового стажа, в связи с чем, по мнению апеллянта, при определении права на трудовую пенсию лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховой стаж за период до 01 января 2002 года исчисляется в льготном порядке (1 год за 1,5 года).

Также судом, по мнению апеллянта, дана ненадлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам. Без внимания оставлены представленные истцом расчеты страхового стажа продолжительностью <данные изъяты>; не дана оценка тому обстоятельству, что работниками пенсионного органа не устранены противоречия, содержащиеся в решении об отказе в назначении досрочной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ.

От ответчика ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем предлагается решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части1 настоящей статьиприменяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001года (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029», город Сыктывкар отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева С.И. обратилась в ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на указанный вид пенсии, который по подсчетам пенсионного органа на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии составил 6 лет 5 дней, при требуемом – не менее 7 лет 6 месяцев.

Полагая решение об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, Дмитриева С.И. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости на момент ее обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, а также о неправильном толковании истцом норм материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными. По убеждению судебной коллегии судом правильно и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют требованиям закона.

В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Как следует из решения ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении (выплате) пенсии, к учету в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» включены следующие периоды трудовой деятельности Дмитриевой С.И.: <данные изъяты>.

Данные сведения полностью подтверждены записями, имеющимися в трудовой книжке истца.

С учетом изложенного, продолжительность специального стажа работы Дмитриевой С.И. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет <данные изъяты>, что соответствует <данные изъяты> специального стажа работы в районах Крайнего Севера (один год работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера равен 9 месяцам работы в районах Крайнего Севера), что меньше установленного законом стажа работы, необходимого для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на указанный вид пенсии у Дмитриевой С.И. не возникло и пенсионным органом в удовлетворении требований истца было правомерно отказано.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции учтены данные нормативные положения при рассмотрении настоящего спора.

Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 04 июня 2004 года № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П», при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно статье 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции, действующей до 01 января 2002 года) при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Положениями абзаца 6 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.

Указанными статьями регулировалось назначение пенсий на общих основаниях (статья 10 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1), на льготных основаниях (статья 11 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1), в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1), по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания (статья 29 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1).

Назначение пенсии при неполном северном стаже предусматривалось статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (не приведенной в статье 94 указанного закона) в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливалась: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имели общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливалась за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считался за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, с учетом приведенных требований закона, стаж работы для определения права на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» подлежал учету в календарном порядке, в связи с чем утверждения апеллянта о том, что стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по нормам ранее действовавшего законодательства подлежал учету в льготном порядке (1 год за 1,5 года) нельзя признать состоятельными.

Предусмотренных законом оснований для льготного исчисления стажа трудовой деятельности истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имевшей место до 01 января 2002 года, при назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях», вопреки доводам апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая, что продолжительность специального стажа Дмитриевой С.И. на момент ее обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости составила <данные изъяты>, что менее требуемого законом стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании наличия стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения.

Доводы апеллянта о допущенных пенсионным органом нарушениях при рассмотрении ее заявления о назначении пенсии не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и повлечь отмены состоявшегося судебного решения, поскольку не нашли подтверждения в ходе разбирательства дела по существу.

Как правильно указано судом первой инстанции, в оспариваемом решении пенсионного органа не указано на возникновение у истца права на досрочную пенсию ДД.ММ.ГГГГ.

Содержание ответов пенсионного органа на обращения Дмитриевой С.И. не являлись предметом рассмотрения заявленных по настоящему делу исковых требований.

Вопреки утверждениям апеллянта, судом дана надлежащая оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку при разрешении заявленных исковых требований юридически значимые обстоятельства судом определены и оценены правильно.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 08 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриевой С.И. – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи Т.В. Кубарева

К.В. Климова

33-109/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дмитриева С.И.
Ответчики
ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кубарева Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
14.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Передано в экспедицию
14.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее