Дело №2а-639/2020
92RS0001-01-2020-000910-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Дьяченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Торопцевой Н. С. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным бездействия, действий,
установил:
15 апреля 2020 года Торопцева Н.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просила признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 15 января 2020 года № о приостановлении государственной регистрации права собственности Торопцевой Н.С. на квартиру № в доме № по <адрес> в городе Севастополе, обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать право собственности Торопцевой Н.С. на квартиру № в доме № по улице <адрес> в городе Севастополе.
Иск мотивирован тем, что 10 сентября 2013 года Торопцева Н.С. на основании договора купли – продажи приобрела квартиру № в доме № по улице <адрес> в городе Севастополе, указанного числа сведения о регистрации права собственности на приобретенную квартиру внесены в государственный реестр имущественных прав о недвижимом имуществе. 21 октября 2017 года истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлениями о регистрации права собственности на квартиру, однако 17 ноября 2017 года государственная регистрация была приостановлена ввиду наличия запрета проведения регистрационных действий на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Крым от 06.06.2016 о наложении ареста на право требования и запрете регистрационных действий. 3 июля 2019 года Балаклавским районным судом города Севастополя вынесено решение об освобождении указанной квартиры от ареста, решение суда вступило в законную силу. 9 января 2020 года Торопцева Н.С. обратилась к административному ответчику через ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» с заявлением о государственной регистрации права на квартиру, предоставив помимо прочих документов, вступившее в законную силу решение суда об освобождении квартиры от ареста. Однако оспариваемым уведомлением от 15 января 2020 года государственная регистрация права по заявлению административного истца приостановлена, в качестве основания для приостановления государственной регистрации указано, что в Севреестре имеются сведения о наложении ареста на право требования и запрета регистрационных действий, в связи с чем в Балаклавский районный суд города Севастополя был направлен запрос о подтверждении факта представленного ею решения суда. При этом административный истец полагает, что уведомление о приостановлении государственной регистрации права вынесено незаконно, унижает ее честь и достоинство, поскольку ею была представлена надлежаще заверенная копия решения суда об освобождении квартиры от ареста. Указывает, что оспариваемое уведомление получила ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» 28 января 2020 года.
13 мая 2020 года административный истец, действуя через своего представителя, уточнила исковые требования, просит признать незаконным приостановление государственной регистрации права собственности Торопцевой Н.С. на квартиру № в доме № по улице <адрес> в городе Севастополе, признать незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившееся в регистрации права собственности на квартиру в неустановленный законом срок.
Уточненные исковые требования мотивированы тем, что представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела представлены доказательства государственной регистрации права на квартиру за административным истцом 20 февраля 2020 года.
В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований, настаивая на том, что приостановление государственной регистрации было незаконным, нарушает права административного истца, унижает ее честь и достоинство.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, указав, что государственная регистрация права была осуществлена еще до обращения с данным административным иском. Пояснила, что на дату обращения Торопцевой Н.С. с заявлением о государственной регистрации права в Севреестре имелись сведения об аресте на спорную квартиру и запрете совершения регистрационных действий, при этом документ, подтверждающий отмену ареста в установленном порядке в Севреестр не поступал, в связи с чем государственный регистратор направил в суд соответствующий запрос, получив ответ на который, осуществил государственную регистрацию права собственности на квартиру за Торопцевой Н.С.
Выслушав пояснения представителей сторон, проверив доводы административного иска, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения административного иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Административный истец просит признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации права от 15 января 2020 года.
С административным иском Торопцева Н.С. обратилась 15 апреля 2020 года, сдав его в отделение почтовой связи, что подтверждается оттиском штемпеля на почтовом конверте.
При таких обстоятельствах, срок на обращение в суд с указанными требованиями ею не пропущен.
Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (часть 6 статьи 131 ГКРФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Установлено, что 10 сентября 2013 года Торопцева Н.С. на основании договора купли – продажи приобрела квартиру № в доме № улице <адрес> городе Севастополе, указанного числа сведения о регистрации ее права собственности на приобретенную квартиру были внесены в государственный реестр имущественных прав о недвижимом имуществе под №.
Имея намерение зарегистрировать право собственности на указанную квартиру в соответствии с действующим Российским законодательством, Торопцева Н.С. 21 октября 2017 года обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя.
Однако 17 ноября 2017 года государственная регистрация права была приостановлена ввиду наличия запрета проведения регистрационных действий на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Крым от 06.06.2016 о наложении ареста на право требования и запрете регистрационных действий.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 3 июля 2019 года исковые требования Торопцевой Н. С. удовлетворены в полном объеме, освобождена из-под ареста принадлежащая ТоропцевойНэли С. квартира № по ул. <адрес>, дом № в г. Севастополе и отменен запрет на производство регистрационных действий по данной квартире, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Крым Долиашвили Г.Г. от 06.06.2016, освобождена из-под ареста принадлежащая Торопцевой Н. С. квартира № по <адрес>, дом № в г. Севастополе и отменен запрет на ее отчуждение, наложенные постановлением государственного исполнителя ОГИС Балаклавского РУЮ г. Севастополя Адамчук Ю.О. от 01.07.2010.
Указанное решение суда вступило в законную силу.
9 января 2020 года Торопцева Н.С. обратилась к административному ответчику через ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» с заявлением о государственной регистрации права на квартиру, предоставив договор купли-продажи от 10.09.2013, извлечение от 10.09.2013, вступившее в законную силу решение суда от 3 июля 2019 года и определение об устранении описки от 30.09.2019.
В соответствии с 4.2. ст. 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС (ред. от 14.02.2020) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственная регистрация ранее возникшего права без одновременной государственной регистрации перехода данного права осуществляются в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, в срок не более 15 рабочих дней.
Вместе с тем, оспариваемым уведомлением от 15 января 2020 года государственная регистрация права по заявлению административного истца Торопцевой Н.С. приостановлена, в качестве основания для приостановления государственной регистрации указано, что в Севреестре имеются сведения о наложении ареста на право требования и запрета регистрационных действий, в связи с чем в Балаклавский районный суд города Севастополя был направлен запрос о подтверждении факта представленного ею решения суда. Разъяснено, что по мере поступления ответа на запрос вопрос о государственной регистрации права собственности будет разрешен в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Частью 1 статьи 26 Закона предусмотрены основания, при наличии которых осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора.
В оспариваемом уведомлении государственный регистратор ссылается в качестве оснований для приостановления государственной регистрации на пункт 5 части 1 статьи 26 Закона (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав) и на пункт 37 части 1 статьи 26 Закона (в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 215 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 216 Приказа предусмотрено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются: 1) наличие всех необходимых документов; 2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; 3) необходимость направления межведомственного запроса; 4) действительность поданных заявителем документов; 5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; 7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; 8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; 9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Согласно пункту 218 Приказа при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждениюподлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности: 1) формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственнойрегистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений; 2) направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим; 3) самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.
Установлено, что 15 января 2020 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в адрес Балаклавского районного суда города Севастополя направлен межведомственный запрос согласно которому в Управлении имеется Постановление о наложении ареста на право требования и запрете регистрационных действий в отношении квартиры № в доме № по улице <адрес> в городе Севастополе от 06.06.2016. В связи с тем, что Торопцева Н.С. с заявлением о государственной регистрации права на указанную квартиру представила копию решения суда о снятии ареста с квартиры, просили подтвердить факт вынесения и актуальность данного решения, и направить его копию в Управление.
Указанный запрос поступил в адрес суда 21 января 2020 года.
4 февраля 2020 года Балаклавским районным судом города Севастополя в адрес административного ответчика направлена копия вступившего в законную силу решения суда от 3 июля 2019 года и определения об исправлении описки от 30 сентября 2019 года.
Административным ответчиком копия решения получена 13 февраля 2020 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
После получения ответа на межведомственный запрос, 20 февраля 2020 года осуществлена государственная регистрация права на квартиру № в доме № по улице <адрес> в городе Севастополе за Торопцевой Н.С.
Учитывая вышеизложенное, государственный регистратор в рамках проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию права документов, имел право направить в адрес суда межведомственный запрос, с целью подтверждения факта вынесения и актуальности решения суда, которым снят арест с квартиры и запрет на совершение регистрационных действий.
Установлено, что государственная услуга по регистрации права собственности на квартиру оказана Торопцевой Н.С. в течение 7 дней после получения административным ответчиком ответа на межведомственный запрос, то есть в установленные законом сроки.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска в части признания незаконным бездействия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившегося в регистрации права собственности на квартиру в неустановленный законом срок, не установлено, поскольку срок на предоставление государственной услуги административным ответчиком не нарушен.
Также суд не находит оснований для признания незаконным приостановления государственной регистрации права собственности Торопцевой Н.С. на квартиру № в доме № по улице <адрес> в городе Севастополе, поскольку действующим законодательством государственный регистратор наделен правом истребования дополнительных доказательств путем направления межведомственного запроса в рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных заявителем на государственную регистрацию права.
При этом суд отмечает, что с административным иском административный истец обратилась только 15 апреля 2020 года, тогда как право собственности на квартиру за ней зарегистрировано 20 февраля 2020 года, что свидетельствует о том, что на дату обращения в суд оспариваемым приостановлением государственной регистрации ее права никак не нарушались.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение прав административного истца, так при оказании государственной услуги по регистрации права собственности, административным ответчиком какие - либо бездействия, приведшие к нарушению прав Торопцевой Н.С., допущены не были.
В силу стать 111 КАС РФ в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Административный иск Торопцевой Н. С. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.В. Милошенко
Решение в окончательной форме составлено 20 мая 2020 года.