Дело № 2а-879/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Романова С.А.,
при секретаре – Пержинской К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бережновой ... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения, оформленного письмом за исх. .... незаконным и его отмене, обязании заключить с Бережновой З.Я. без проведения торгов договор аренды земельного участка площадью 1 000,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе ..., кадастровый ... в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Бережнова З.Я. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, которым просит решение, оформленное письмом за исх. ...., Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, незаконным и его отменить, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заключить с Бережновой З.Я. без проведения торгов договор аренды земельного участка площадью 1 000,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе бульвара ..., кадастровый ... в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований ... указала, что законом ... «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» № 106-ЗС от 23.01.2015г. устанавливаются правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта – города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан (далее – ЗС № 106).
В силу пункта 3 статьи 17 ЗС № 106 к категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (02 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны). В свою очередь п. 4 ст. 18 ЗС № 106 предусматривает, что гражданам, указанным в п. 3 ст. 17 указанного закона города Севастополя, в качестве меры социальной поддержки предусматривается первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
В связи с наличием у административного истца статуса «...», что подтверждается удостоверением ..., выданным 14.12.1994г. Управлением труда и социальной защиты Балаклавской районной государственной администрацией, Бережнова З.Я. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя, без проведения торгов, а именно: земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, в районе ..., кадастровый ..., вид разрешённого использования – «для индивидуального жилищного строительства».
В результате рассмотрения заявления Бережновой З.Я. Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя, без проведения торгов, которое было оформлено письмом за исх. № ... Не согласившись с принятым решением Бережнова З.Я. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с настоящим административным иском.
В судебное заседание административный истец Бережнова З.Я. не явилась, о времени и мести рассмотрения дела извещена надлежащим способом. Представителем административного истца подано заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и поддержке исковых требований в полном объёме.
В судебное заседание Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не направил своего представителя о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. Административным ответчиком в суд подан отзыв, в котором он сообщает о своём несогласии с исковыми требования, рассмотрение дела просил провести в отсутствие его представителя.
Суд, рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, приходит к выводу об их обоснованности и наличии оснований для их удовлетворения в связи с нижеизложенным.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их прав, свободы и законные интересы, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что законом города Севастополя «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» № 106-ЗС от 23.01.2015г. устанавливаются правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта – города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан (далее – ЗС № 106). Пункт 3 статьи 17 ЗС № 106 к категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относит граждан из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (02 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны). В свою очередь п. 4 ст. 18 ЗС № 106 предусматривает, что гражданам, указанным в п. 3 ст. 17 указанного закона города Севастополя, в качестве меры социальной поддержки предусматривается первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Бережнова З.Я. имеет статус «...», что подтверждается удостоверением ..., выданным ей .... Управлением труда и социальной защиты Балаклавской районной государственной администрацией. При таких обстоятельствах административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя, без проведения торгов, а именно: земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, в районе бульвара ..., кадастровый ..., вид разрешённого использования – «для индивидуального жилищного строительства». Решением, оформленным письмом за исх. № .... Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Бережновой З.Я. было отказано в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.
Суд, изучив текст оспариваемого решения административного ответчика, установил, что основанием для его принятия стал п.п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов является случай, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное п.п. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с п.п. 4 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с п.п. 4 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путём проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина и юридических лиц. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона включает в себя, в том числе обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утверждённым проектом межевания территории или утверждённой в соответствии с п.п. 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка.
Согласно же п.п. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ необходимым условием для проведения аукциона по инициативе заинтересованного лица в предоставлении земельного участка является его обращение в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка.
Из сути п.п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ усматривается, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов является не только поступление заявления заинтересованного в проведении аукциона лица, но также то, что кадастровые работы по образованию такого земельного участка в соответствии с утверждённым проектом межевания территории или утверждённой схемой расположения земельного участка должны быть проведены заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданами и юридическими лицами.
Из текста обжалуемого административным истцом решения административного ответчика не усматривается какое именно лицо обратилось в порядке п.п. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ с заявлением о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:04:004001:700, к тому же в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона в отношении указанного земельного участка опубликовано не было.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регулируется ст.ст. 39.14-39.18 ЗК РФ.
Ст. 39.17 ЗК РФ предусматривает, что уполномоченный орган в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, а именно: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в 3-х экземплярах и их подписание, а т.ж. направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю, в котором должны быть указаны все основания для отказа.
Согласно ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона либо решение об отказе в проведении аукциона принимается уполномоченным органом в срок не более чем 2 месяца со дня поступления соответствующего заявления. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством РФ не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Административным ответчиком вопреки положению ч. 2 ст. 62 КАС РФ не доказана правомерность оспариваемого административным истцом решения, а из возражений на административный иск не усматривается наличия заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка или заключении договора аренды.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бережновой ... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить.
Решение, оформленное письмом за исх. № ...., Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя, без проведения торгов признать незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заключить с Бережновой ... без проведения торгов договор аренды земельного участка площадью 1 000,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе ..., кадастровый ..., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нахимовский районный суд г. Севастополя.
Решение изготовлено 16.03.2022 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя С.А. Романов