Дело № 2-630/2021; УИД: 42RS0010-01-2021-000338-10.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Борисенко О.А.
при секретаре - Мироновой Т.Н.,
с участием истцов- Беловой Н.И., Белова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
8 июня 2021 года
гражданское дело по иску Перышковой Марии Степановны, Беловой Натальи Ивановны, Белова Андрея Владимировича к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список на предоставление социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты.
Свои требования мотивируют тем, что заключением СФ ОАО ВНИМИ от 22.07.2014 № «О степени слияния подземных горных работ шахты на техническое состояние 160 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта «Киселёвская», с выдачей рекомендаций по их сохранению и сносу» жилой дом по адресу: <адрес>, признан находящимся на подработанной территории.
Управление городского развития Киселевского городского округа отказало в предоставлении социальной выплаты на основании того, что истцы не включены в списки граждан, подлежащих переселению с подработанной территории, так как дом признан неветхим.
Жилой дом <адрес> принадлежит Перышковой М.С. на основании свидетельства о праве собственности № от 23.11.1983 и свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном доме проживают и зарегистрированы Перышкова М.С. (собственник), ее дочь – Белова Н.И., внук – Белов А.В.
Перышкова М.С. проживает и зарегистрирована в данном жилом доме с 06.02.1962 года.
Белова Н.И. проживает в доме с момента рождения и зарегистрирована в нем с 08.06.1976 года, внук – Белов А.В. также проживает в доме с рождения и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
В данном жилом доме истцы на законных основаниях проживали на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты «Киселевская». Другого жилого помещения в собственности или пользовании не имеют.
Внешний вид дома дал основания для заключения о том, что он не является ветхим: отштукатурен, побелен. О том, что дом включен в вышеуказанное заключение как неветхий, подработанный истцы узнали, когда обратились к ответчику в апреле 2019 года.
Истцами принимаются меры к сохранности жилого дома: постоянный ремонт, замена пришедших в негодность элементов. Однако дом уже на протяжении более 20 лет, несмотря на постоянный уход, проводимые ремонты с каждым годом все больше деформируется, трескаются и отклоняются от горизонтали стены в результате оседания почвы.
Так, согласно заключению технического обследования № строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> обнаружено отклонение стен от горизонтали, вертикальные трещины по периметру стен с раскрытием до 5 мм к верху, прогиб стропила крыши, полы имеют отклонения от горизонтали. По результатам обследования выдано заключение, что жилой дом находится в аварийном состоянии; состояние строительных конструкций дома создает угрозу жизни и здоровья людей.
В результате чего распоряжением администрации Киселевского городского округа от 27.01.2020 № в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 12.12.2019 № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
Ссылаясь на ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 №81-ФЗ, пп. б п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 №840, постановление Правительства РФ от 13.07.2005 №428, указывают, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного непригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства №428 и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна имеет месть на дату принятия решения о ликвидации шахты.
До настоящего времени социальные выплаты за указанный дом никому из истцов предоставлены не были, другого жилого помещения истцы в собственности или пользовании не имеют.
Ссылаясь на пп.9,10 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», указывают, что семье истцов из 3 человек подлежит предоставлению социальная выплата из расчета стоимости жилья площадью 54 кв.м.
Просят обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить истцов в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Киселевская» и заключить с ними договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 54 кв.м. на семью из трех человек.
Истцы Белова Н.И., Белов А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Истец Перышкова М.С. о дне и времени слушания дела извещена надлежаще, представили заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика УГР КГО о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель в судебное заседание не направлен. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения на иск, в которых просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо - Министерство энергетики РФ, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не направлен, причины неявки суду не известны.
Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не направлен, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений по иску не представлено.
Суд, выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье).
Пунктом 8 указанного постановления предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Указанные Правила направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлениемпостановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации ООО Шахта «Киселёвская», то есть на 4 сентября 2015 года; отсутствие иного жилья.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного непригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
По данному делу вышеприведенная совокупность обстоятельств в отношении истцов имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Перышкова М.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что усматривается из копии свидетельства о праве собственности от 23 ноября 1983 года (л.д. 48) и копии свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.49 )
В указанном жилом доме значатся зарегистрированными собственник Перышкова М.С. с 30 декабря 1983 года и члены ее семьи: дочь Белова Н.И. - с 8 июня 1976 года, внук Белов А.В. с 4 июня 2001 года, что подтверждается копиями паспортов, домовой книги, адресными справками (л.д.7--11,50-53,70).
Данный жилой дом расположен в зоне подработки ликвидированной ООО Шахта «Киселёвская», однако истцы не включены в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной угольной шахты «Киселёвская», так как дом по <адрес> был обследован СФ АО ВНИМИ и заключением № от 22 июля 2014 года признан неветхим.
Вместе с тем фактически указанный жилой дом является ветхим и подработанным подземными горными работами ООО Шахта «Киселёвская».
В настоящее время все истцы продолжают проживать и сохраняют регистрацию по месту жительства в жилом доме по <адрес>. Доводы истцов подтверждены исследованными судом доказательствами:
Из копии сообщения ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ КО» Филиал №15 БТИ г.Прокопьевска от 2 июня 2021 года, усматривается, что по данным архива филиала за Перышковой М.С. числится жилой дом по адресу: <адрес> в ? доле на основании свидетельства о праве на наследство по закону. (л.д.194)
Согласно справок ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ КО» Филиал №15 БТИ г.Прокопьевска от 5 марта 2021 года данных о наличии у Беловой <данные изъяты> Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Белова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилых помещений и домовладений по данным архива не имеется. ( л.д. 174-175)
Отсутствие у истцов Беловой Н.И., Белова А.В., Перышковой М.С. в собственности недвижимого имущества подтверждено Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости соответствующих сведений. ( л.д. 176,177,187)
У супруга Беловой Н.И. – Б. с 2002 года имелся в собственности жилой дом по адресу: <адрес>( л.д. 197,203), однако указанное жилое помещение не является общей собственностью супругов Б. и не принадлежит истцу Беловой Н.И., поскольку из свидетельства о праве собственности на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.197) следует, что данный жилой дом является наследственным имуществом. Указанный жилой дом Б. при переселении из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности продан по договору купли-продажи АО «<данные изъяты>» с одновременным приобретением у АО «<данные изъяты>» квартиры, расположенной в <адрес> ( л.д. 198-205), в собственности у Б. имеется только квартира по <адрес>, которая не относится к общему имуществу супругов.
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 22 июля 2014 года жилой дом, расположенный в <адрес> признан подработанным ООО Шахта «Киселёвская», так как в результате ведения горных работ этой шахтой суммарные деформации поверхности превышают допустимые, однако не рекомендован к сносу как не относящийся к категории ветхих по критерию физического износа (л.д. 29-47).
В Список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Киселевская», согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от 22 июля 2014 года № по состоянию на 9 февраля 2016 года истцы не включены (л.д. 82-102).
Согласно заключения технического обследования №, выполненного 19 апреля 2019 года ООО " <данные изъяты>" (л.д.12-27) жилой дом по <адрес> не отвечает требованиям пп. 10,11,15,33,34 Постановления правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, так как несущие и ограждающие конструкции данного дома имеют дефекты и повреждения, находятся в аварийном состоянии, конструкции жилого дома не соответствуют требованиям государственных норм и правил.
Распоряжением администрации Киселевского городского округа на основании заключения Межведомственной комиссии при администрации Киселевского городского округа № от 12 декабря 2019 года (л.д. 26-27) жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания. (л.д.28)
Ввиду наличия противоречий по заключениям относительно ветхости спорного жилого дома определением Киселевского городского суда Кемеровской области от 4 марта 2021 года по делу была назначена судебная горно-геологическая экспертиза, производство которой поручено экспертам СФ АО «ВНИМИ» (л.д.112-114).
Из экспертного заключения СФ АО ВНИМИ № от 14 апреля 2021 года, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на горном отводе ООО Шахта «Киселёвская», в зоне влияния от его подземных горных работ.
Техническое состояние дома находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ООО Шахта «Киселёвская». Рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения подземных горных работ ООО Шахта «Киселёвская», поскольку суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения (л.д.163-172).
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности и обоснованности указанного заключения экспертов, которое составлено на основании всех предоставленных в их распоряжение материалов дела, осмотра спорного объекта.
В заключении экспертов подробно описаны подходы и методы экспертного исследования, анализ всех существенных факторов, указано нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы, имеется описание проведенных исследований.
Отводов экспертам в ходе разрешения дела заявлено не было, доказательств заинтересованности экспертов не представлялось. Учитывая это, оснований не доверять выводам экспертов, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Сторонами экспертное заключение не оспорено, и суд считает его достоверным и допустимым доказательством по делу.
Указанным экспертным заключением установлено, что ветхое состояние жилого дома, в котором проживают истцы, наступило в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте ООО Шахта «Киселёвская», и этот дом непригоден для проживания по критериям безопасности, подлежит сносу.
По сведениям ЕГРЮЛ ООО Шахта «Киселёвская» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией по решению суда 4 сентября 2015 года.
В судебном заседании установлено, что право пользования жилым домом по <адрес> возникло у истцов до признания дома непригодным для проживания и формирования списков на 9 февраля 2016 года, в указанном доме они на законных основаниях проживали: истец Перышкова М.С. с 30 декабря 1983 года, истец Белова Н.И. - с 8 июня 1976 года, истец Белов А.В. - с 4 июня 2001 года, в том числе и на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты ( 4 сентября 2015 года), проживают и в настоящее время, сохраняя регистрацию по своему месту жительства.
До настоящего времени социальная выплата за указанный дом никому предоставлена не была, другого жилого помещения истцы в собственности или пользовании не имеют. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат, при этом более позднее, по сравнению с составлением списков, обследование жилых домов на подработанной шахтой территории не может служить обстоятельством, ограничивающим право истцов на получение социальной выплаты.
В соответствии с пп. 9,10 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:33 кв. метра - для одиноких граждан;42 кв. метра - на семью из 2 человек;18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Соответственно семье истцов из 3 человек подлежит предоставлению социальная выплата из расчета стоимости жилья площадью 54 кв.м.( 18*3).
С учетом вышеприведенных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истцы обоснованно нуждаются в переселении, а установленные обстоятельства в их совокупности дают им право на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истцов об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа включить их в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Киселевская» и предоставить путем заключения соответствующего договора социальную выплату обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Перышкову Марию Степановну, Белову Наталью Ивановну, Белова Андрея Владимировича в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной ООО Шахта «Киселёвская» и заключить с Перышковой Марией Степановной, Беловой Натальей Ивановной, Беловым Андреем Владимировичем договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 54 кв.м. на семью из трех человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, через Киселевский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения (с учетом нерабочих дней) 15 июня 2021 года.
Председательствующий О.А.Борисенко
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.