Дело №2-328/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
пгт.Ольга 13 ноября 2018 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Савина А.А.,
при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н..,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Борисенко Рћ.Р’., Борисенко Р.Рќ. Рє администрации Милоградовского сельского поселения, Департаменту труда Рё социального развития РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Рѕ признании права РЅР° получение единовременной материальной помощи Рё возложении обязанности включения РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан, нуждающихся РІ оказании единовременной материальной помощи,
установил:
Рстцы обратились РІ Ольгинский районный СЃСѓРґ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края СЃ РёСЃРєРѕРј Рє администрации поселения Рѕ признании пострадавшими РІ результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указали, что получили ответ от администрации об отказе во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с тем, что не пострадали в период чрезвычайной ситуации во время тайфуна в августе-сентябре 2016 года. С указанным ответом не согласны, в период чрезвычайной ситуации (ЧС) постоянно находились в зоне ЧС, не было энергоснабжения более 10 суток, несколько дней не было воды, связи. Несли дополнительные расходы по своему содержанию.
Рстцы РїСЂРѕСЃСЏС‚ признать РёС… пострадавшими РѕС‚ тайфуна «Лайонрок», произошедшего РІ августе-сентябре 2016 РіРѕРґР° РЅР° территории Ольгинского муниципального района Рё обязать администрацию включить РІ СЃРїРёСЃРєРё пострадавших РѕС‚ чрезвычайной ситуации РЅР° получение единовременной материальной помощи.
В судебное заседание истцы не явились, обратились с заявлением о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, отзыв на исковые требования не представил.
Ответчик – Департамент труда и социального развития Приморского края, представил в суд отзыв, в котором указал, что возражает по требованиям о признании пострадавшим и включении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи, поскольку истец не был включен в список пострадавших, права на единовременную материальную помощь у нее отсутствуют, поскольку имущество не пострадало. Просит рассмотреть дело без участия представителя Департамента.
Рсследовав материалы гражданского дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам РІ РёС… совокупности РІ соответствии СЃ правилами статьи 67 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В силу абзаца 7 и 8 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам «з» и «м» статьи 10 указанного Федерального Закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с подпунктами «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2016 года №1860-р «О выделении Администрации Приморского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края» Администрации Приморского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 718,5млн.рублей, в дом числе до 85млн.рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 21октября 2016 года №2219-р Администрации Приморского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 г., выделены бюджетные ассигнования в размере 110 млн. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года №470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно пункта 7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению №9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями №10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1. постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016 «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года за счет средств, выделяемых из краевого бюджета» (в ред. Постановлений Администрации Приморского края от 28.09.2016 N 447-па, от 11.10.2016 N 477-па) граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право, в том числе на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 31 августа 2016 №191 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации – нарушения жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» (в редакции Постановления №193 от 5 сентября 2016 года) на территории муниципального Ольгинского муниципального района с 14.00 часов 31 августа 2016 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. В связи с длительным (более 5 суток) нарушением жизнедеятельности жизнеобеспечения населения в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августа-сентября 2016 года и выразившегося нарушением энергоснабжения, отсутствии связи, транспортного сообщения, централизованного подвоза продовольствия, воды и предметов первой необходимости на территории Ольгинского муниципального района определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территории Ольгинского муниципального района. Признаны пострадавшими граждане данных населенных пунктов.
Согласно приложению к указанному постановлению №193 населенный пункт с.Милоградово включен в число пунктов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Судом исследованы следующие доказательства.
Согласно копии паспорта Борисенко О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имеет регистрацию в <адрес>.
Борисенко Р.Рќ. родился ДД.РњРњ.ГГГГ РІ <адрес>, имеет регистрацию РІ <адрес>.
Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГГГ Рі.СЂ., уроженка <адрес>, РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.20 ГПК Р Р¤ местом жительства несовершеннолетних признается место жительства РёС… законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с ответом главы администрации Милоградовского сельского поселения от 16.11.2016 № истец и члены его семьи не включены в списки граждан, нуждающихся в получения единовременной материальной помощи.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы в период чрезвычайной ситуации постоянно проживали в зоне данной ситуации, следовательно, в соответствии с п.1.1. Постановления Администрации Приморского края № 413-па, являются лицами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации.
При этом ни подпункт «г» пункта 2 Постановления Правительства РФ №110, ни пункт 1.1. Постановления Администрации Приморского края №413-па, не содержат обязательных условий в виде причинения какого-либо ущерба, либо утраты имущества, именно для получения единовременной материальной помощи. Данные последствия необходимы для получения финансовой помощи, либо разовой материальной помощи.
Доводы истцов о том, что им причинены нравственные страдания и материальный ущерб, суд находит обоснованными, поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности сведениями предоставленными АО «Кавалеровские электросети», Администрацией Ольгинского муниципального района, в зоне чрезвычайной ситуации на территории всего Ольгинского района на протяжении 5 суток с 31 августа по 4 сентября 2016 года отсутствовала электрическая энергия, размыты и полностью смыты мосты и дорожное полотно на трассе «Находка – Кавалерово», отсутствовала стационарная и мобильная связь. В некоторых населенных пунктах отсутствовало водоснабжение. При этом в период отсутствия электрической энергии температура наружного воздуха составляла в среднем 18гр. по Цельсию.
В силу федерального законодательства для включения в списки пострадавших и получения единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей, от гражданина не требуется представления доказательств повреждения, утраты его имущества первой необходимости – необходимо своевременно подать заявление для получения единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей. (п. 11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110, п. 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 №470. В данном случае истец обратился в администрацию с заявлением, однако администрация бездействовала, комиссию к истцу не направила, факт причинения ущерба не обследовала, следовательно в данном случае на Администрации лежит обязанность доказать факт того, что ущерб истцу не причинен. Доводы ответчика в данной части о недоказанности ущерба, суд расценивает, как необоснованные, поскольку доказательств этому Администрацией не представлено.
В силу Федерального законодательства, в частности подпункта «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона №68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Таким образом, при определении круга пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации надлежит руководствоваться нормативными актами принятыми органами государственной власти субъектов, в данном случае Администрацией Приморского края, в частности Постановлением №413-па.
В силу ст. 18 ч. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, п. 11 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110), установлено, что истцы действительно являются пострадавшими от ЧС, иму причинен ущерб, и, как следствие, они нуждается в единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей.
Гражданин, проживающий в зоне в момент ЧС, обратившийся за помощью и представивший доказательства повреждения любого принадлежащего ему имущества, является пострадавшим и претерпевшим ущерб, поэтому вправе рассчитывать на получение установленной государством минимальной и единой для всех в суммарном выражении стандартной единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей, в отличие от получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 50 000 или 100 000 руб., для приобретения права на которую гражданину требуется доказать частичную или полную утрату имущества первой необходимости.
Так, в силу Постановления Правительства РФ №110, Приказа МЧС России №470 и Постановления Администрации Приморского края №413-па, для включения в списки граждан, нуждающихся в оказании ЕМП гражданину достаточно подать заявление и приложить документ удостоверяющий личность со сведениями о регистрации. Каких-либо других документов, гражданин предоставлять не обязан.
Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи РІ СЃСѓРјРјРµ 10 000 рублей являются заявления граждан, СЃРїРёСЃРѕРє граждан, нуждающихся РІ оказании единовременной материальной помощи, сводные данные Рѕ количестве граждан, нуждающихся РІ оказании единовременной материальной помощи, Рё необходимых бюджетных ассигнованиях. Рстец подал заявление ответчику РїРѕ установленной форме, указав, что является пострадавшим РѕС‚ Р§РЎ. РђРєС‚ РїРѕ указанному заявлению соответствующей комиссией РЅРµ составлялся, РїРѕ причине бездействия ответчика. Внесение истца РІ СЃРїРёСЃРєРё граждан, нуждающихся РІ оказании единовременной материальной помощи РІ результате чрезвычайной ситуации, зависело РѕС‚ своевременных действий администрации, Р° РЅРµ истца. Однако РІ установленном упомянутыми нормативными актами РїРѕСЂСЏРґРєРµ ответчиком этого сделано РЅРµ было. Бездействие ответчика привело Рє нарушению установленного СЃС‚.18 Закона 68-ФЗ права истца РЅР° получение единовременной материальной помощи РёР· муниципального Рё вышестоящих бюджетов. Вследствие этого именно администрация поселения обязана включить истцов РІ СЃРїРёСЃРєРё граждан, нуждающихся РІ оказании единовременной материальной помощи РІ размере 10000 рублей, что соответствует обстоятельствам дела.
Рстцы РїСЂРё подаче РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления просили СЃСѓРґ РѕР± обращении решения СЃСѓРґР° Рє немедленному исполнению.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 и 212 ГПК РФ, суд
решил:
Рсковые требования Борисенко Рћ.Р’., Борисенко Р.Рќ. Рє администрации Милоградовского сельского поселения, Департаменту труда Рё социального развития РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Рѕ признании права РЅР° получение единовременной материальной помощи Рё возложении обязанности включения РІ СЃРїРёСЃРѕРє пострадавших граждан, нуждающихся РІ оказании единовременной материальной помощи, удовлетворить.
Признать Борисенко Рћ.Р’., ДД.РњРњ.ГГГГ Рі.СЂ., Борисенко Р.Рќ., ДД.РњРњ.ГГГГ Рі.СЂ., Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГГГ Рі.СЂ., пострадавшими РІ результате чрезвычайной ситуации, произошедшей РЅР° территории Ольгинского муниципального района РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РІ августе-сентябре 2016 РіРѕРґР°.
Возложить РЅР° администрацию Милоградовского сельского поселения обязанность включить Борисенко Рћ.Р’., Борисенко Р.Рќ., Р¤РРћ3 РІ СЃРїРёСЃРѕРє пострадавших граждан, нуждающихся РІ оказании единовременной материальной помощи, выплачиваемой Р·Р° счет средств резервного фонда Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ предупреждению Рё ликвидации чрезвычайных ситуаций Рё последствий стихийных бедствий РІ соответствии СЃ Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 15 февраля 2014 РіРѕРґР° в„– 110, РІ размере 10000 рублей РЅР° каждого человека.
В силу статьи 212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба либо представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в гражданскую коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Председательствующий А.А.Савин