Решение по делу № 2а-2530/2021 от 19.08.2021

УИД 79RS0002-01-2021-007147-34

Дело № 2а-2530/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 г.                                                                       г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.,

при секретаре Гуреевой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Лопацкой Марии Богдановне о взыскании обязательных платежей,

у с т а н о в и л:

УФНС России по Еврейской автономной области обратилось в суд с административным иском к Лопацкой М.Б. о взыскании обязательных платежей, мотивируя тем, что в период с 30.09.2005 по 09.11.2020 Лопацкая М.Б. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась налогоплательщиком и плательщиком страховых взносов. В установленные Налоговым кодексом РФ сроки налоги, взносы не оплачены, на сумму недоимки начислены пени. Налоговым органом в отношении Лопацкой М.Б. выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в которых сообщалось о наличии задолженности и сумме пени; вынесено и направлено в службу судебных приставов на исполнение постановление от от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Срок подачи административного искового заявления пропущен. Просит суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Лопацкой М.Б. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 46645,00 руб., пеня в размере 345,52 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 10430,00 руб., пеня в размере 68,59 руб.; всего взыскать 60789 рублей 11 копеек.

В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Еврейской автономной области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик Лопацкая М.Б. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, и, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 11 НК РФ индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 621-0-0 указал на то, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие органы. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Пунктом 2 статьи 46 этого же Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Поскольку требования налогового органа об уплате задолженности Лопатиной И.В. не исполнены в добровольном порядке, в отношении него приняты решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а затем постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, в соответствии с положениями статей 46 и 47 НК РФ.

Из материалов дела следует, что Лопацкая М.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась налогоплательщиком и плательщиком страховых взносов.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области в адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам в размере 27990,00 руб., пени в размере 50,62 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам в размере 32385,00 руб., пени в размере 363,49 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом вынесены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика № от ДД.ММ.ГГГГ которые направлены на исполнение в УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1.6 раздела 1 соглашения ФССП России от 04.04.2017 № 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 № ММВ-23-8/3@ «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов».

На основании приказа ФНС России № ЕД-7-4/639 от 7 сентября 2020 г. внесены изменения в приказ ФНС России № ЕД-7-4/587 от 17 августа 2020 г., ИФНС России по г. Биробиджану Еврейской автономной области, Межрайонная ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области считаются реорганизованными путем присоединения к УФНС России по Еврейской автономной области с 14 декабря 2020 г.

Таким образом, налоговый орган реализовал свое право, предусмотренное статьями 46, 47 НК РФ, на взыскание задолженности в бесспорном порядке.

Поскольку задолженность ответчиком не погашена и ДД.ММ.ГГГГ Лопацкая М.Б. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Согласно статье 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, срок для обращения в суд с настоящим административным иском истек ДД.ММ.ГГГГ, в суд административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока.

Налоговым органом представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления. Причины пропуска процессуального срока в административном иске не указаны.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как видно из хронологии событий, связанных с обращением налогового органа в суд, установленный статьей 48 НК РФ срок обращения в суд, истцом пропущен.

Возможность восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного иска закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

К уважительным причинам пропуска срока для обращения в суд относятся обстоятельства объективного характера, которые не зависят от налогового органа и находятся вне его контроля, при соблюдении им такой степени внимательности и предусмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного законом порядка для обращения в суд.

Поскольку административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, он обязан соблюдать сроки и правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что налоговым органом установленный законом срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления пропущен, причины пропуска срока суд расценивает как не уважительные, оснований для восстановления срока не имеется.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч. 5 ст. 138 КАС РФ).

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах учитывая, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания налога, пени, суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по вышеуказанному налогу, пени утрачена, ввиду чего требования УФНС России по Еврейской автономной области удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 174-177, 219 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявления Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Лопацкой Марии Богдановне о взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья                                                                                               Т.В. Хроленок

2а-2530/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы
Ответчики
Лопацкая Мария Богдановна
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Хроленок Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
19.08.2021Регистрация административного искового заявления
19.08.2021Передача материалов судье
23.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2021Подготовка дела (собеседование)
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2021Дело оформлено
22.11.2021Дело передано в архив
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее