ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Саая А-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Капсаргин И.Е. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка находящегося по адресу: <адрес> возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца. В обоснование административного иска указано, что истец обращался в адрес ответчика 18.06.2018 года с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес> в чем ответчиком ему было отказано. Данный отказ считает не обоснованным и незаконным, так как ответчик не провел процедуры согласно ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Просит признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 22.01.19 года и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 1004 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В судебное заседание административный истец Капсаргин И.Е. не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административный иск без его участия.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, о причинах неявки не сообщил, поэтому суд рассматривает дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08 февраля 2013 года N 81, органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения такими земельными участками является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Из материалов дела следует, что 01.06.2018 года Капсаргин И.Е. на основании ст.ст. 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, обращался в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предварительном согласовании предоставленного земельного участка с утверждение схемы расположения земельного участка общей площадью 1004 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поступившее в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва 18.06.2018 года.
Уведомлением № от 22.01.19 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп.1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и пп. «а», «в» п.1 раздела 2.10.3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в собственности Республики Тыва, а также находящегося на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, для предоставления на торгах», утв. приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12.05.2017 №40.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1); Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
Вопросы предварительного согласования предоставления земельного участка регламентированы ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу пп.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В настоящем случае в уведомлении административного ответчика об отказе содержатся лишь выписки из нормативных положений, но не имеется указаний о конкретных причинах отказа, в частности не указано, в чем именно представленная схема не соответствует требованиям закона, не имеется сведений о нахождении испрашиваемого участка в конкретной территориальной зоне, а также отсутствует решение по возможности предоставления данного участка в аренду.
При данных обстоятельствах, поскольку административный ответчик не разрешил по существу вопросы, поставленные истцом в заявлении, ограничившись формальной ссылкой на нормы закона, то отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва является преждевременным и не основанным на нормах Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому требования истца о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, изложенного в уведомлении от 05.09.2018 года, подлежат удовлетворению; следует обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление Капсаргин И.Е. от 01.06.2018 года в установленном законом порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.
Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка в настоящее время также не имеется, поскольку ответчиком заявление по существу фактически не рассмотрено.
Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Капсаргин И.Е. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от 22.01.2019 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Капсаргин И.Е.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Капсаргин И.Е. путем рассмотрения его заявления от 18.06.2018 года в установленном законом порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья И.И.Успун