УИД № 17RS0017-01-2024-001243-22
Дело № 2-2970/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 августа 2024 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре ФИО6, с участием законного представителя материального истца ФИО1, представителя процессуального истца ФИО9, представителя ответчика ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1 к Мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Кызыла ФИО7 обратился в суд в интересах ФИО1 к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение.
В обоснование своих требований указывает, что ФИО1 поставлена на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время состоит в льготой очереди под порядковым номером №.
В собственности жилых помещений не имеет, проживает в аренду по адресу: <адрес>.
ФИО1 является инвалидом № группы по <данные изъяты> заболеванию с диагнозом «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».
В соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» коды заболеваний «F <данные изъяты>», «<данные изъяты>» не входят в указанный перечень.
С ДД.ММ.ГГГГ заболевание ФИО1 исключено из указанного перечня.
С момента постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имела право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, однако Мэрией г. Кызыла право заявителя не реализовано.
Таким образом, Мэрия г. Кызыла обязана предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже № кв.м., с учетом права истца на дополнительную жилую площадь.
Вместе с тем, в нарушение приведенных выше требований закона возложенные законом обязанности Мэрии г. Кызыла не исполнены, жилым помещением по договору социального найма ФИО1 не обеспечена.
С учетом характера имеющегося у ФИО1 заболевания, длительности нахождения ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, также отсутствия жилого помещения для проживания необходимо установить № месяца для предоставления жилого помещения.
Просит обязать Мэрию г. Кызыла предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее № кв.м. с учетом ее права на дополнительную площадь, в течение № месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с иском, представитель ответчика Мэрии <адрес> ФИО8 подал возражение, в котором указал, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма – за счет жилищного фонда субъекта РФ, а не из муниципального жилищного фонда. Поскольку обязанности у органа местного самоуправления по обеспечению жильем инвалида не имеется, то считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения иска к Мэрии г. Кызыла. Просит отказать в удовлетворении иска к Мэрии г. Кызыла.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора г. Кызыла ФИО9 по доверенности поддержал исковое заявление, указав, что материалами дела подтверждается, что ФИО1 состоит на учете, как лицо, нуждающееся в предоставлении жилья. И учитывая, что она имеет заболевание, которое в период постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, входило в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, то истец подлежит обеспечению жильем вне очереди.
Законный представитель материального истца ФИО1- ФИО1 в судебном заседании поддержала исковое заявление по указанным в нем доводам. Указала, что является родной сестрой ФИО2, которая решением суда признана недееспособной. Ее сестре ФИО1 ФИО12 по состоянию здоровья сложно передвигаться. В квартире, в которой они сейчас проживают, условий по уходу за сестрой не имеется.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО8 по доверенности с иском не согласился, поддержав доводы письменного возражения. Также указал, что судебным решением истцу ранее в удовлетворении иска о предоставлении жилья было отказано. Считает, что Мэрия г. Кызыла является ненадлежащим ответчиком.
Представители соответчиков Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается входящими штампами на корешках извещения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 49 ЖК РФ указано, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право:
- малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;
- иным категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иной категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, ЖК РФ относит в частности (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Конституции РФ).
Из материалов дела следует, ФИО1 была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди №, что подтверждается контрольной карточкой.
На основании приказа Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 назначена опекуном ФИО1
Справкой серии МСЭ-2015 № подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет № группу инвалидности, бессрочно.
Из заключения ВК № следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет диагноз: «<данные изъяты>», в связи с заболеванием нуждается в отдельной жилой площади.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на учете у психиатра состоит с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», является инвалидом № группы бессрочно, по решению Кызылского городского суда Республики Тыва признана недееспособной, опекуном назначена ФИО1
Объективная нуждаемость истца ФИО1 в отдельном жилье подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРН сведений о правах на имеющиеся у нее объекты недвижимости.
Ранее представитель истца ФИО1 в интересах ФИО1 обращалась в суд с иском к Мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанных исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд мотивировал тем, что заболевание ФИО1 не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №. Также суду не предоставлено доказательств того, что семья ФИО1 признана малоимущей.
В данном случае с иском в интересах ФИО1 обращается заместитель прокурора <адрес>, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу не имелось.
Как указано выше, ФИО1 ФИО13 страдает заболеваниями «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», которые не входят в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако как правильно указал заместитель прокурора <адрес>, ранее, на момент принятия ФИО1 ФИО17. в число нуждающихся в предоставлении жилья, ее заболевание <данные изъяты> входило в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что, если на момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у заявителя заболевание входило в соответствующий перечень, то право на получение жилого помещения вне очереди возникло у заявителя с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, выделяя граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый уполномоченным органом, фактически сделал исключение из общего правила, позволяющее таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, установив гарантию как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (определение от 26 января 2017 года N 187-О, постановление от 22 января 2018 года N 4-П).
Таким образом, поскольку судом установлено, что истец ФИО1 ФИО16 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, включенным в соответствующий перечень, действовавшим в момент постановки на жилищный учет, то требования прокурора о возложении на Мэрию г. Кызыла обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Относительно доводов представителя ответчика о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а не из муниципального жилищного фонда, суд исходит из следующего.
Законом Республики Тыва «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан» от 07.05.2024 № 1044-ЗРТ установлено, что жилищный фонд Республики Тыва – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Республике Тыва (п. 1 ч. 1 ст. 1).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 указанного Закона Республики Тыва специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва.
Данные нормы Закона Республики Тыва предусматривают возможность представления жилых помещений отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Однако положения данного регионального закона не подменяют, не отменяют положения ЖК РФ.
В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, поскольку жилищным законодательством установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма возложена на органы местного самоуправления, то требования в части к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений республики Тыва не подлежат удовлетворению.
Такой вывод не противоречит и положениям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, где говорится о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Отсутствие у муниципалитета свободных жилых помещений также не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Как следует из норм Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, и мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку предоставляемая норма площади жилого помещения в г. Кызыле установлена в размере 12,5 кв.м., с учетом права истца на дополнительную площадь, а также того обстоятельства, что ФИО1 признана в судебном порядке недееспособной, нуждается постоянном постороннем уходе, имеет опекуна ФИО3 ФИО14 суд полагает необходимым возложить на Мэрию <адрес> обязанность предоставить ФИО1 ФИО15. жилое помещение на условиях социального найма на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже № кв.м., с учетом необходимости проживания с опекуном (№ кв.м.).
При таких обстоятельствах, иск заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 подлежит удовлетворению с возложением обязанности на Мэрию <адрес> по предоставлению жилого помещения истцу во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилого помещения на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже № кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Мэрии <адрес>, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, удовлетворить частично.
Обязать Мэрию г. Кызыла предоставить вне очереди ФИО1 (паспорт № №) жилое помещение на условиях социального найма на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже № кв.м.
В удовлетворении исковых требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2024 года (с учетом выходных дней).
Судья А.Е. Сат