Дело № 333661 судья Мамонтова Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2021 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Гавриловой Е.В., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Провоторовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1750/2021 по апелляционной жалобе Красикова В.П. на решение Щекинского районного суда Тульской области от 19 августа 2021 года по иску Красикова В.П. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Красиков В.П. обратился в суд с административным иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Щекино Тульской области (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности установить страховую пенсию, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал, что является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 по линии Министерства обороны. Обратившись к ответчику с заявлением о признании права на получение страховой пенсии по старости, получил отказ в назначении пенсии с указанием на ч.1 ст. 8 Федерального закона № 400 от 28.12.2013.
На основании ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости он имеет право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Просил признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, признав незаконным решение пенсионного органа от 18 мая 2021 года №165604/21.
Определением Щекинского районного суда Тульской области от 05.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Красиков В.П. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Его представитель, согласно доверенности Климаков С.А. поддержал позицию своего доверителя.
Представитель пенсионного органа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 19 августа 2021 в удовлетворении исковых требований Красикову В.П. отказано.
В апелляционной жалобе Красиков В.П. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
На основании ст.44 ГПК РФ протокольным определением от 10.11.2021 судебной коллегией по гражданским делам Тульского областного суда произведена замена стороны ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Щекино Тульской области (межрайонное) на государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области (ГУ-ОПФ РФ по Тульской области) в связи с реорганизацией учреждения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Красикова В.П., его представителя по доверенности Климакова С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному ФЗ).
В соответствии со статьей 35 выше указанного ФЗ, требуемая продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2015 составляла 6 лет, и начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивалась на 1 год.
Согласно п.3ст.35 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначалась при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Красиков В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 по линии Министерства обороны РФ.
19.10.2020 Красиков В.П. в возрасте <данные изъяты>-х лет обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из ответа пенсионного органа от 18 мая 2021 года следует, что Красикову В.П. отказано в страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), поскольку на дату обращения истец не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Ранее истец был проинформирован пенсионным органом об установленном порядке обращения с заявлением о назначении пенсии, ему было разъяснено, что право на страховую пенсию по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него возникнет по достижении общеустановленного пенсионного возраста и после отказа от получения военной пенсии.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что для мужчин, достигших возраста 60 лет в 2023 г. и в последующие годы возраст выхода на пенсию по старости увеличен на 60 месяцев, следовательно, истец Красиков В.П. приобретет право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» в 2032 г. при достижении возраста 65 лет и при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. На момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд (19.10.2020) у Красикова В.П. необходимые условия для назначения такой пенсии не соблюдаются, отсутствует возраст и нет отказа от получения военной пенсии, поскольку право на одновременное получение пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, и страховой пенсии по старости по ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ в полном объеме, законодательством не предусмотрено.
В исковом заявлении в суд, Красиков В.П., не согласившись с отказом пенсионного органа, просил признать за ним право на пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста по Чернобыльскому закону, в связи с тем, что он продолжительное время проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Действительно, возраст, предусмотренный ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.
На основании ст. 28.1 указанного выше Закона РФ гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом, гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Частью первой ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Согласно ст.34 выше указанного Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Из материалов дела видно, что Красиков В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован проживающим по адресу <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 территория г.Щекино Тульской области отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Ранее на основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 г.Щекино Тульской области также относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Период проживания (работы) истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом на основании ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 дает ему право на пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года, т.е. с 57 лет, но в случае отказа от получения военной пенсии и перехода на получение пенсии по Федеральному закону «О страховых пенсиях».
Красиков В.П. в исковом заявлении ставит вопрос о назначении ему страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), которую он может получать одновременно с военной пенсией, но полагает, что такая пенсия ему должна быть назначена с уменьшением возраста по Чернобыльскому закону.
В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Аналогичное положение закреплено и в ст. 7 п.4 Закона РФ № 4468-1, согласно которой лица, проходившие военную службу, при наличии условий назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты), устанавливаемой в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 не является страховой, принимая во внимание, что положениями Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» назначение страховой пенсии по старости военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста не предусмотрено, суд приходит к выводу, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 Закона РФ № 12440-1 от 15.05.1991, установлена быть не может.
Доводы истца и его представителя о возможности назначения страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) со снижением пенсионного возраста основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку пенсия по старости со снижением пенсионного возраста по Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 и страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) не являются идентичными.
Положениями ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12. 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" возможность назначения страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) со снижением возраста, установленного положениями ст. 8 Федерального закона от 28.12. 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц из числа, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и др. условиями труда (ст. 30), работникам летно-испытательного состава (ст. 31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях ст. 32 настоящего Федерального закона.
Из изложенного следует, что право военных пенсионеров, получающих пенсию по выслуге лет или по инвалидности, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты) по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию, приведенными выше нормами права не предусмотрено.
Право на одновременное получение пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, и страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) у Красикова В.П. возникнет при достижении общеустановленного пенсионного возраста, предусмотренного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких данных, отказ пенсионного органа в назначении Красикову В.П. пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основан на положениях пенсионного законодательства, ввиду не достижения истцом общеустановленного возраста выхода на пенсию, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Щекино Тульской области (межрайонное) от 18.05.2021 № 165604/21 об отказе в назначении Красикову В.П. пенсии по старости, возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости без фиксированной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает и полагает, что нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 19 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Красикова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи