Судья Васильев Д.В.
№ 33-1379/2024
10RS0007-01-2023-000707-88
2-34/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 мая 2024 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Курчавовой Н.Л., Балицкой Н.В.
при секретаре П.Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 22 января 2024 года по иску С.С.А. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании заработной платы, возложении обязанности совершить определенные действия и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.С.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с 09.09.2022 по 16.05.2023 состоял в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», работал слесарем-ремонтником 4 разряда. 25.09.2023 вновь принят на работу в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» машинистом экскаватора 5 разряда. В сфере жилищно-коммунального хозяйства РФ принято Федеральное отраслевое тарифное соглашение на 2023-2025 г.г. (далее по тексту - ФОТС), которое распространяет свое действие на ответчика. В приложении № 3 к указанному соглашению установлены условия оплаты труда работников данной сферы с учетом тарифных коэффициентов по соотношению к тарифному коэффициенту первого разряда. Также подп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС установлена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, размер которой не может быть ниже 5% ставки (оклада) работника. В 2023 г. работодатель выплачивал истцу заработную плату без учета указанного соглашения. Истец просил взыскать с ответчика заработную плату за период с января по ноябрь 2023 г. в размере 84791,11 руб., компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб., перерасчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск в мае 2023 г.; возложить на ответчика обязанность установить истцу с 01.12.2023 заработную плату в соответствии с ФОТС, включая должностной оклад в размере 21959 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК, Управление Федеральной налоговой службы по РК, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельская республиканская организация Общественной организации - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения, Министерство имущественных и земельных отношений РК, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана заработная плата за период с января по ноябрь 2023 г. и компенсация за неиспользованный отпуск в общей сумме 92413,98 руб., компенсация морального вреда в размере 1000 руб. Также на ответчика возложена обязанность с 01.12.2023 и на период действия ФОТС установить истцу заработную плату в соответствии с положениями ФОТС: месячная ставка - 21959 руб., доплата за работу с вредными (опасными) условиями труда - 5 %. В остальной части иска отказано.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» Т.А.Ю. просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что заработная плата истцу выплачивается в соответствии с трудовым договором и Положением об оплате труда, действующим на предприятии. ФОТС установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (ММТС) в размере 16242 руб. При этом ФОТС не регламентирует применение определенной системы оплаты труда. Работодатель должен обеспечить начисление и выплату заработной платы работникам на основании ММТС и не менее МРОТ с учетом диапазона ставок, установленных работодателем самостоятельно, исходя из квалификации, сложности выполняемой работы по конкретной должности. Установление повышенного ММТС является правом работодателя, исходя из его финансового и экономического состояния. Удовлетворение требований истца может привести к дискриминации по оплате труда на предприятии. Разрешая спор, суд не учел, что источником обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются доходы от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Тарифы для предприятия утверждены постановлениями Государственного комитета РК по ценам и тарифам на долгосрочный период, в течение которого они не пересматриваются. Кроме того, стоит принять во внимание, что по состоянию на 01.01.2024 дебиторская задолженность потребителей составляет 602,05 млн. рублей, что существенным образом отражается на финансовом состоянии ответчика. Оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда у суда не имелось, поскольку доказательств причинения истцу морального вреда не представлено.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК Г.М.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Положения ст. 21 Трудового кодекса РФ предусматривают, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Судом установлено, что с 09.09.2022 по 16.05.2023 С.С.А. работал в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» слесарем-ремонтником 4 разряда. Местом работы истца являлась котельная, расположенная в п. Тунгозеро Лоухского района РК (л.д. 45-46).
Согласно условиям трудового договора заработная плата истца состояла из оклада (месячная ставка) - 15695 руб., выплат компенсационного характера за работу в районах Крайнего Севера (районный коэффициент - 40%, северная надбавка - 80%), за работу с вредными условиями труда (4 %).
С 01.12.2022 истец работал слесарем-ремонтником 4 разряда на ремонтно-эксплуатационном участке котельной ЦПК, расположенной в пгт. Пяозерский Лоухского района РК (л.д. 46 оборот).
В соответствии с дополнительным соглашением от 03.02.2023 к трудовому договору с 01.01.2023 оклад (ставка заработной платы) С.С.А. составлял 16658 руб. (л.д. 46 оборот).
Приказом ответчика от 16.05.2023 № л/с истец уволен по основанию п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
25.09.2023 С.С.А. вновь принят на работу в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» машинистом экскаватора 5 разряда (л.д. 49).
С 05.10.2023 С.С.А. переведен на должность слесаря-ремонтника 4 разряда ремонтно - эксплуатационного участка котельной ЦПК пгт. Пяозерский (л.д. 49). Истцу установлен должностной оклад в размере 16658 руб.
В силу ч. 8 ст. 45 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В ч. 2 ст. 46 Трудового кодекса РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов).
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. ч. 3 и 4 ст. 48 Трудового кодекса РФ.
На федеральном уровне социального партнерства заключено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 - 2025 г. г. (ФОТС) между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения. Согласно п. 1.20 ФОТС оно вступило в силу с 01.01.2023, действует до 31.12.2025. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.07.2022 № 14-4/10/В-8784 работодателям организаций жилищно- коммунального хозяйства РФ, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Из п. 1.3 ФОТС следует, что настоящее Соглашение - правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Организации ЖКХ, на которые распространяет действие данное ФОТС, определены в п. 1.5 Соглашения и приложениях № № 4, 5 (в зависимости от вида экономической деятельности).
Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что основным видом деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (код ОКВЭД 35.30). Согласно п. 12 Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» основной целью деятельности предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (л.д. 71).
Учитывая вид деятельности ответчика, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения ФОТС распространяют свое действие на ответчика. Предприятие не представило в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к ФОТС.
Из п. 2.2 ФОТС следует, что в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда.
Согласно п. 2.3 ФОТС минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к данному Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте РФ минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов РФ.
В приложении № 1 к Соглашению установлено, что ММТС рабочих 1 разряда для Организаций ЖКХ составляет МРОТ в РФ на соответствующий год.
Приложением № 3 к Соглашению предусмотрено, что месячная оплата труда рабочих для предприятий устанавливается из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяется соотношением в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда. Так, соотношение тарифных коэффициентов для повременщиков 4 разряда к 1 разряду составляет 1,352, для повременщиков 5 разряда к 1 разряду составляет 1,537.
Согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами Организации ЖКХ и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.
Исходя из изложенного, заработная плата истца с учетом положений ФОТС должна рассчитываться с 2023 г. в размере должностного оклада для слесаря-ремонтника 4 разряда - 21959 руб. (16242 руб. x 1,352), для машиниста экскаватора 5 разряда - 24963 руб. (16242 руб. x 1,537 тарифный коэффициент). Кроме того, доплата за работу с вредными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки.
Разрешая спор, суд согласился с расчетом истца относительно задолженности по заработной плате за спорный период и с расчетом ответчика относительно денежной компенсации за неиспользованный отпуск, в соответствии с которыми за период с января по май и с сентября по ноябрь 2023 г. с учетом положений ФОТС и выплаченных сумм с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 92413,98 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ суд отклонил довод ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, принимая во внимание период образования взыскиваемой задолженности и дату обращения истца в суд.
Руководствуясь ч. 2 ст. 9, ст. 57 Трудового кодекса РФ, суд удовлетворил требования истца, возложив на ответчика обязанность по установлению истцу с 01.12.2023 заработной платы в соответствии с условиями ФОТС, включая должностной оклад, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5%.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы ответчика о том, что предприятие самостоятельно устанавливает оплату труда, на которую влияют доходы от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам и тарифам, утвержденным постановлениями Государственного комитета РК по ценам и тарифам, основанием для отмены решения суда не являются.
Согласно ст. 45 Трудового кодекса РФ и п. п. 1.3, 1.7 ФОТС положения указанного Соглашения являются обязательными для ответчика, имеют силу правового акта, регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с п. 1.13 Соглашения его положения должны учитываться в процессе ценообразования ЖКУ федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении цен и тарифов на ЖКУ, а также на соответствующие услуги ЖКХ, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере ЖКХ, в том числе на жилищные услуги общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах (перечень Организаций ЖКХ установлен п.п. 1.4, 1.5 и соответствующими приложениями к ФОТС). В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере ЖКХ на долгосрочный период до принятия ФОТС соответственно без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя в порядке, установленном п. 1.21 ФОТС.
Положения п. 1.21 ФОТС предусматривают, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует соглашение (п. 1.7 ФОТС), вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС. Наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ и настоящим Соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК (п. 10.8 ФОТС).
Из изложенного следует, что ответчик по причинам экономического характера был вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия положений Соглашения в части оплаты труда. Своим правом не воспользовался. Условия ФОТС в части оплаты труда являются для ответчика действующими и обязательными для исполнения.
Ссылка ответчика в жалобе о том, что удовлетворение требований истца может привести к дискриминации по оплате труда на предприятии, является несостоятельной. ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» обязано обеспечить единый порядок оплаты труда всем работникам предприятия в соответствии с положениями ФОТС.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, судебной коллегией отклоняется.
В силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ, разъяснений п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», п. п. 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Таким образом, трудовым законодательством презюмируется возмещение морального вреда, причиненного работнику, любым нарушением его прав со стороны работодателя, в том числе при невыплате заработной платы.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер и длительность нарушения трудовых прав истца, степень его нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости, оснований для ее изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы жалобы ответчика выводы суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, в этой связи не могут служить основанием для отмены судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 22 января 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи