Судья Полежаева Т.А.                   № 1-437-22-1473/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 октября 2024 года                                                    Великий Новгород

Судебная коллегия по уголовным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Григорьева А.С.,

судей Колосова Е.М. и Никитина Р.В.,

при секретаре судебного заседания Андреевой Е.А.,

с участием прокурора Антонова Ю.А.,

осужденного Каховского А.Ю., его защитника адвоката Темняк Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Каховского А.Ю. и его защитника - адвоката Темняк Н.В. на приговор Новгородского районного суда Новгородской области от 6 августа 2024 года.

Заслушав доклад судьи Григорьева А.С. о содержании приговора и существе апелляционных жалоб, выступления сторон, проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия

установила:

приговором Новгородского районного суда Новгородской области от 6 августа 2024 года:

Каховский А.Ю,, родившийся 2 <...>, не судимый:

осужден по ч. 3. ст. 30, ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) к наказанию в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Этим же приговором разрешены вопросы о мере пресечения до вступления приговора в законную силу, о зачете времени предварительного содержания под стражей в срок наказания с применением расчета, предусмотренного п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, о судьбе вещественных доказательств. С осужденного в доход федерального бюджета взысканы процессуальные издержки по оплате вознаграждения защитнику в сумме 30 231 руб. В пользу гражданского истца И. с гражданского ответчика Каховского А.Ю. взыскана денежная компенсация морального вреда в сумме 20 000 рублей.

Каховский признан виновным в покушении на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Преступление совершено <...> в отношении И. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционной жалобе адвокат Темняк Н.В. в защиту осужденного Каховского просит приговор изменить: переквалифицировать действия осужденного с ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ на п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, по которой назначить соответствующее квалификации более мягкое наказание. Анализируя показания осужденного Каховского, потерпевшего И., свидетелей Ф. и И1., утверждает, что у Каховского не было умысла причинить смерть И., в то время как в соответствии с руководящими разъяснениями Верховного Суда РФ для квалификации действий виновного как покушение на убийство следует установить наличие у него прямого умысла именно на убийство. Сам по себе факт применения ножа и нанесение им удара в область расположения жизненно важного органа при отсутствии других доказательств, подтверждающих умысел на лишение жизни потерпевшего, не может свидетельствовать о намерении убить потерпевшего. Указание в приговоре на то, что смерть И. не наступила по независящим от Каховского обстоятельствам, так как потерпевший сопротивлялся, подлежит критической оценке, поскольку И. является пожилым, больным человеком, с трудом передвигающимся в пределах своего жилища. В то же время как Каховский является молодым, физически развитым человеком, имеющим опыт боевых действий и навыки обращения с оружием. Своевременно оказание медицинской помощи И. также стало возможным благодаря действиям Каховского, вызвавшего скорую медицинскую помощь. Назначенное наказание является несправедливым вследствие суровости, так как не соответствует содеянному Каховским и его личности.

В апелляционной жалобе и дополнениях осужденный Каховский А.Ю. просит изменить приговор: квалифицировать его действия как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека с применением предмета, используемого в качестве оружия, и назначить наказание, исходя из нормы закона, предусматривающей ответственность за данное преступление, а также исправительную колонию соответствующего режима; исключить из приговора ссылку на отягчающее наказание обстоятельство, предусмотренное ч. 1.1 ст. 63 УК РФ; освободить его от несения процессуальных издержек; изменить решение в части гражданского иска. Цитируя положения уголовного, уголовно-процессуального, гражданского законов, руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, считает, что обжалованный приговор не соответствует нормативным положениям. Приводя подробное содержание своих показаний и показаний потерпевшего И., свидетелей Ф. и И1., считает, что из них не следует наличие у него прямого умысла на причинение смерти И., а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Отсутствие у него прямого умысла на покушение на убийство потерпевшего обосновывает тем, что при наличии подобного умысла он с учетом уровня своего физического развития и наличия смертоносных навыков, полученных в результате участия в боевых действиях, довел бы свой умысел до конца. При этом сопротивление пожилого и больного потерпевшего не смогло бы предотвратить лишение жизни. Причиненные им раны носили поверхностный характер и не привели бы к смерти потерпевшего, которому он своевременно вызвал скорую медицинскую помощь. В свою очередь неверные выводы суда относительно фактических обстоятельств дела привели к неправильному применению уголовного закона и осуждению по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ. Так как мотивом его действий были оскорбления со стороны потерпевшего, а не состояние опьянения, он просит исключить из приговора признание соответствующего отягчающего обстоятельства. При этом заключение судебной экспертизы, установившей у него <...>, просит признать недопустимым доказательством, поскольку не состоит на учете у нарколога <...> и не освидетельствовался на состояние опьянения после прибытия полиции на место преступления. Наказание назначено несправедливо. Решение суда о денежной компенсации морального вреда не мотивировано и не обоснованно со ссылками на нормы гражданского законодательства. Взыскание с него процессуальных издержек осуществлено без учета его имущественного положения и условий жизни его семьи.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым, по следующим основаниям.

Виновность Каховского в покушении на убийство И. подтверждается совокупностью доказательств, которые приведены в приговоре, в том числе:

показаниями осужденного о том, что нанес потерпевшему в шею удар ножом, который выбросил за шкаф; протоколами его явки с повинной и проверки показаний на месте;

показаниями потерпевшего И. о том, что Каховский в ссоре нанес ему удар ножом в шею, после чего И. схватил руку Каховского, в которой он держал нож, чем воспрепятствовал причинению дальнейшего вреда;

показаниями свидетелей Ф., И2., З., К., из которых следует, что И. и Каховский на месте происшествия сообщили им, что именно Каховский нанес ножом ранения И.;

протоколом осмотра места происшествия, из которого следует, что на месте преступления в комнате за шкафом обнаружены два ножа, один из которых был со следами крови;

показаниями свидетелей Л. и И3. об оказании И. скорой медицинской помощи и доставлении его в лечебное учреждение;

заключениями судебно-медицинских экспертиз, из которых видно, что установленная у И. рана передней поверхности шеи является поверхностным повреждением, квалифицирующих признаков вреда здоровью, не имеет; рана шеи, проникающая в просвет шейного отдела трахеи и пищевода, а также ранение щитовидной железы, имеет квалифицирующие признаки в отношении тяжкого вреда здоровью, как опасного для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни человека; наличие раневого канала по ходу которого имелись сквозные повреждения щитовидной железы, трахеи и пищевода, непротиворечиво свидетельствуют о возможности образования данного ранения плоским, односторонне- или обоюдоострым колюще-режущим предметом, типа ножа; наличие двух точек приложения травмирующего предмета (раны передней поверхности шеи и левой надключичной области) свидетельствует, что имело место не менее чем двукратное воздействие травмирующего предмета.

Основанная на показаниях осужденного версия защиты о направленности умысла осужденного только на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, не соответствует действительности, и опровергается совокупностью исследованных и проанализированных судом доказательств.

При решении вопроса о направленности умысла виновного суд правильно исходил из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывал способ и орудие преступления, характер и локализацию телесных повреждений в области жизненно важных органов человека, а также предшествующее преступлению поведение виновного, его взаимоотношения с потерпевшим, с которым виновный поссорился накануне покушения на убийство и который вызывал у осужденного неприязнь и желание нанести удары ножом. Форма вины, мотивы, цель и способ покушения на причинение смерти И. судом установлены правильно, а также исследованы иные обстоятельства, имеющие значение для правильной правовой оценки содеянного и назначения виновному справедливого наказания.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нанесение осужденным со значительной силой удара в жизненно важные органы и выбор для этого в качестве орудия преступления предмета с колюще-режущими свойствами, которым возможно нарушить анатомическую целостность тканей человека, свидетельствуют о наличии умысла на лишение жизни.

Нанесенный удар ножом в область шеи над ключицей являлся достаточным для лишения жизни, что с учетом характера причиненного им ранения являлось очевидным для осужденного и что не наступило в результате активного сопротивления потерпевшего и своевременного оказания ему медицинской помощи. Поэтому отказ виновного от повторения действий по реализации умысла на убийство И. следует расценивать как покушение на убийство.

При решении вопроса о направленности умысла виновного суд первой инстанции правильно исходил из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывал способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений, в том числе в области жизненно важных органов человека, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного, его взаимоотношения с жертвой.

Утверждения осужденного о том, что непосредственным поводом для совершения им преступления явилось аморальное поведение И. являются надуманными, поскольку потерпевший аморальных или противоправных действий не совершал, а напротив просил Каховского уйти из жилища потерпевшего, тем самым предотвратить конфликт.

По делу судом первой инстанции с необходимой полнотой установлена форма вины, выяснены мотивы, цель и способ причинения виновным ранений И., а также исследованы иные обстоятельства, имеющие значение для правильной правовой оценки содеянного.

Осужденный осознавал общественную опасность своих действий и предвидел возможность наступления общественно опасных последствий в результате своих действий и желал их наступления, которые не наступили по независящим от Каховского обстоятельствам. Отказ осужденного от повторного преступного посягательства в этой ситуации правильно оценен как покушение на намеченное преступление.

Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой, всесторонне, в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ исследовал, а также проанализировал собранные доказательства, сопоставил их между собой и дал им надлежащую оценку.

Каких-либо противоречий, ставящих под сомнение виновность осужденного в совершении преступления, в выводах суда не содержится.

Действия виновного правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ. Правовые основания для переквалификации его действий на п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ по делу отсутствуют.

Наказание осужденному в виде лишения свободы назначено с соблюдением требований уголовного закона, ст. ст. 6, 43, 60, 61, 63, 66 УК РФ и в пределах, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 105 УК РФ.

При этом суд учел конкретные обстоятельства содеянного, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства, в силу которых убийство не было доведено до конца, данные о личности осужденного, наличие смягчающих и отягчающего обстоятельств, мотивировав их признание в этом качестве, а также влияния назначенного наказания на исправление виновного и условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд в силу п.п. «и, к» ч. 1 ст. 61 УК РФ признал явку с повинной, активное способствование расследованию преступления, оказание иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, которая выразилась в просьбе Каховского к Ф. о вызове скорой помощи для потерпевшего, а в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ частичное ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░. 1.1 ░░. 63 ░░ ░░), ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. 64, ░░. 73 ░░ ░░, ░░░ ░ ░. 6 ░░. 15 ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░. 6 ░░. 15 ░░ ░░), ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░ 43 ░░ ░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. «░» ░. 1 ░░. 58 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. «░» ░. 3.1. ░░. 72 ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 151, 1099-1101 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 389.13, ░.1 ░.1, ░.2 ░░. 389.20, ░░. 389.28, ░░. 389.33, ░░. 391 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                             ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░                                                                           ░.░. ░░░░░░░

                                                                                      ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

22-1473/2024

Категория:
Уголовные
Истцы
Прокуратура Великого Новгорода
Другие
Каховский Александр Юрьевич
Темняк Наталья Викторовна
Суд
Новгородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
17.09.2024Передача дела судье
03.10.2024Судебное заседание
03.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее