Дело № 5-352/2021
УИД 25RS0026-01-2021-000804-32
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
пгт Лучегорск 21 июня 2021 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Шупейко В.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Пожарского муниципального района Приморского края,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола об административном правонарушении № от 12.05.2021 Администрация Пожарского муниципального района Приморского края руководителем, которой является глава Пожарского муниципального района Козак В.М. 30 марта 2021 года в 14 часов 05 минут на автодороге от <адрес> до <адрес>, являясь юридическим лицом – главой Пожарского муниципального района, к собственности которого относится данный участок дороги, а также являясь ответственным за состояние дороги <адрес> до <адрес> допустил образование на поверхности проезжей части с грунтовым покрытием неровностей в виде выбоин, колейности глубиной 35 см шириной 40 см, поставив по угрозу безопасности дорожного движения, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017, чем нарушил требования п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель администрации Пожарского муниципального района – глава администрации Пожарского муниципального района Козак В.М. не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно части 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, исходя из совокупности положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом в присутствии законного представителя юридического лица, либо в его отсутствие при надлежащем извещении, при этом копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что лицу, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, не была представлена возможность участвовать при его составлении и пользоваться правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Согласно ст. 24.1 Устава Пожарского муниципального района Приморского края администрацию Пожарского района возглавляет глава Пожарского муниципального района.
Решением Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 16.03.2021 на должность главы Пожарского муниципального района избран Козак В.М., который вступил в должность с 26.03.2021 на основании распоряжения № л/с от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица – администрации Пожарского муниципального района – глава Пожарского муниципального района Козак В.М., извещался должностным лицом административного органа путём направления 28.04.2021 извещения, которое получено канцелярией администрации Пожарского муниципального района. Сведений о получении лично законным представителем юридического лица – главой администрации Пожарского муниципального района Козаком В.М. указанного извещения в материалах дела не имеется, что свидетельствует о ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении.
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещённым законным представителем. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведётся такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении составленного 12.05.2021 в 14 часов 30 минут в отношении юридического лица администрации Пожарского муниципального района, а также материалов дела протокол об административном правонарушении составлен в присутствии ведущего специалиста 3 разряда юридического отдела администрации Пожарского муниципального района Поткиной О.П., которая действовала на основании общей доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ на представление интересов главы Пожарского муниципального района Приморского края и администрации Пожарского муниципального района, где её полномочия как защитника законного представителя юридического лица в конкретном деле об административном правонарушении не прописаны. Следовательно, доказательств надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат. Кроме того, учитывая изложенное, материалы дела, также не содержат сведений о вручении либо направлении законному представителю юридического лица – главе администрации Пожарского муниципального района Козаку В.М. копии протокола об административном правонарушении от 12.05.2021, что нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, протокол об административном правонарушении от 12.05.2021 №, составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району Мухиной К.С., содержит недостатки, которые препятствуют производству по делу, поскольку содержат неопределённость в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно в протоколе указано, что он составлен в отношении юридического лица - администрации Пожарского муниципального района, а в тексте описания правонарушения расписаны действия юридического лица - главы Пожарского муниципального района, к собственности которого относится участок дороги, на котором допущены нарушения.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая, что должностным лицом допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, объективных доказательств совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, что является основанием для прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Пожарского муниципального района прекратить на основании п. 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней, через Пожарский районный суд Приморского края, со дня получения его копии.
Судья В.В. Шупейко