Дело № 2-598/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2018 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Ардиматовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес> сельское поселение», администрации Чемальского района Республики Алтай о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес> сельское поселение» о возложении обязанности в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай специализированную службу по вопросам похоронного дела, обязании в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, на которых размещены общественные кладбища (закрытое и новое) <адрес>, и зарегистрировать на них право муниципальной собственности.
В обоснование требований прокурор ссылался на нарушение органом местного самоуправления положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон о погребении), Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении), Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84, ЗК РФ, федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ, выявленных в ходе проверки.
Определением суда от 19 сентября 2018 года принят отказ заместителя прокурора Чемальского района Республики Алтай Даниловой Ю.В. от исковых требований прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес> сельское поселение» в части требований об обязании в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, на которых размещены общественные кладбища (закрытое и новое) <адрес> и зарегистрировать на них право муниципальной собственности, производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Данилова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес> сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель соответчика - администрации Чемальского района Республики Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие. В адрес суда направил отзыв, согласно которому интересы администрации Чемальского района при рассмотрении вышеуказанного дела, не затрагиваются, поскольку Законом Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельским поселениями в Республике Алтай» деятельность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения закреплена за сельскими поселениями.
В соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
В соответствии с п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай», ч. 17 ст. 4 Устава МО «<адрес> сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона № 8-ФЗ).
Действительно, закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Статьей 9 Закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.
Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории поселения захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению последних вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Таким образом, анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
При таком положении довод о том, что статусом специализированной службы может наделяться любой хозяйствующий субъект, в том числе и не учрежденный органом местного самоуправления, является ошибочным.
Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2003 г. № 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).
Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чемальского района по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Республики Алтай в октябре 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших на территории Чемальского района.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 4 ст. 18 и п. 2 ст. 25 Закона № 8-ФЗ на территории МО «<адрес> сельское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. По данным фактам нарушений прокурором района на имя главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответа главы сельского поселения от 20.11.2017года, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, т.к. отсутствуют финансовые средства. Все мероприятия по похоронам проводят родственники умершего, которые получают денежную компенсацию за проведение похорон.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие на территории <адрес> сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
Разрешая исковые требования прокурора района, суд, с учетом системного анализа положений ст.ст.14,15 Закона о местном самоуправлении, ст.ст.8,25,29 Закона о погребении, приходит к выводу, что организация специализированной службы по вопросам похоронного дела входит в компетенцию <адрес> сельского поселения и реализация данных полномочий не связана с наличием и отсутствием в бюджете денежных средств.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления полномочий по решению вопроса местного значения приводит к несоблюдению закрепленных Федеральным законом гарантии погребения умершего и гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, реализации прав жителей <адрес> сельского поселения на получение на безвозмездной основе гарантированного законодательством перечня услуг по погребению.
Исковое заявление предъявлено прокурором в пределах его полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено.
Суд полагает возможным установить годичный срок для исполнения решения, полагая его достаточным для устранения нарушений.
Вопрос о возложении на администрацию Чемальского района Республики Алтай обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, не рассматривается в связи с отсутствием заявленных прокурором требований к администрации района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194, 198, 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес> сельское поселение» о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, удовлетворить.
Обязать сельскую администрацию МО «<адрес> сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято судом 24 сентября 2018 года.