Дело № 2-923/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапец А.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республика Карелия (межрайонное) о включении периодов в стаж и перерасчете размера страховой пенсии по старости,
установил:
Остапец А.И. обратился в суд по тем основаниям, что в период с 1984 года работает в Петрозаводском отряде ведомственной охраны ЖДТ. По роду работы с 10.02.1992 по 12.02.1992 истец выезжал в командировку в г. Кандалакша. При обращении в Управление Пенсионного фонда РФ по РК в г. Сортавала (межрайонное) с заявлением о перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с командировкой в г. Кандалакша, ему было отказано, в том числе и по тем основаниям, что он временно выезжал в командировку и это не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы. Истец считает данный отказ незаконным. Просит обязать Пенсионный фонд включить в трудовой стаж период работы в командировке в районе Крайнего Севера с 10.02.1992 по 12.02.1992 и обязать произвести перерасчет пенсии с момента подачи заявления в Пенсионный фонд.
В судебном заседании Остапец А.И. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что в командировку направлялся на основании приказа работодателя, его командировка была связана непосредственно с профессиональной деятельностью и проходила в г. Кандалакша Мурманской обл.
Представитель ответчика Хроменкова О.А., действующая на основании доверенности, требования истца не признала. Указала, что Остапец А.И. выезжал в командировку в г. Кандалакша, относящийся к РКС. Однако выезд истца в командировку в РКС не может служить основанием для наличия у него смешанного стажа, поскольку данный стаж может исчисляться в том случае, если работа в указанном районе носила стабильный характер и осуществлялась в организациях, расположенных в этих районах.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Установлено, что Остапец А.И. является получателем трудовой пенсии по старости с 13.05.2018.
Из заявления истца следует, что с 10.02.1992 по 12.02.1992 он направлялся работодателем в служебную командировку в г. Кандалакша Мурманской области.
В соответствии с п. п. 4, 6 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях» в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, стаж работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в РКС. При этом к смешанному стажу следует относить работу в указанных районах, когда она носила стабильный характер и производилась в этих районах.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029» (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).
Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1980-7 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника.
В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации.
Таким образом, районные коэффициенты и процентные надбавки имеют особый порядок начисления к заработной плате в отличие от других видов выплат компенсационного характера.
Учитывая изложенное, районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на фактический заработок работника.
Следовательно, работник, направляемый в служебную командировку, имеет постоянное место работы в определенной организации и для выполнения какого-либо поручения направляется в другую организацию, расположенную в иной местности, временно, а после выполнения данного задания возвращается на свое постоянное место работы.
Районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ТК РФ, в соответствии с которыми при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также положениями п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, предусматривающими, что работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., не предоставляются, в связи с чем суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, так истец получает заработную плату по месту своей постоянной работы с учетом установленного коэффициента, отчисления в Пенсионный фонд производятся исходя из начисленной заработной платы по основному месту работы, факт нахождения Остапец А.И. в указанной выше командировке не свидетельствует о наличии у него смешанного стажа работы в РКС, поскольку работодателем истца в этот момент являлась организация, расположенная в г. Сортавала - местности приравненной к РКС, а направление истца в командировку в РКС носило временный характер.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований Остапец А.И. не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Иск Остапец А.И. оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2018 года.
.