Решение по делу № 2-847/2017 от 29.08.2017

Дело № 2-847/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года                                                                         с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием старшего помощника прокурора Кош-Агачского района Бештаовой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Константинова Мергена Чагандаевича к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС при Отделении МВД Кош-Агачского района Республики Алтай, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Константинов М.Ч. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС при Отделении МВД России по Кош-Агачскому району Республики Алтай, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в период с 08.09.2002 по 14.06.2003 временно содержался под стражей в ИВС при Отделении МВД России по Кош-Агачскому району, где условия содержания не соответствовали требованиям ст.3 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека:

1) С 08.09.2002 по 14.06.2003 в камерах не было установлено санузла, в углу стояло ведро вместо санузла, умывальник и раковина отсутствовали в помещениях камеры. В санузел выводили только в 6 часов утра и 8 часов вечера, но это на улице, где невозможно нормально облегчиться. В камере был жуткий запах из ведра, наполненного мочой, которое стояло более 12 часов.

2) С 08.09.2002 по 14.06.2003 осужденным и обвиняемым не выдавались спальные принадлежности: матрас, одеяло, подушка, простынь, наволочка, пододеяльник. В камерах отсутствовали кровати, стол и стулья, где можно было бы спать, сидеть и кушать. Он спал на полу, подстелив свои вещи. От пола было холодно и сыро.

3) В камере отсутствовал положенный стол. Он кушал на полу, застелив газету или пакет.

4) В камере был очень тусклое освещение, ремонты не проводились. Зимой в камере очень холодно от пола, притом без матраса, очень сильно простудил позвоночник и почки. Теперь он страдает от хондроза и геморроя.

5) 13.10.2015 он сидел в том же ИВС Кош-Агачского района МО МВД России. Но в сравнении с 2002-2003 годами многое изменилось: в камерах поставили двухъярусные кровати; стали выдавать матрас, одеяло, подушку; сделали стол, где можно спокойно покушать. Но санузел был не тронут, приходилось 30 дней ходить в туалет, на тоже ведро, что стояло и ранее. Запах мочи перебивал аппетит во время еды. Умывальник был сделан, но не по требованиям, установленным законом. Это очень грубое нарушение временного содержания под стражей ИВС по Кош-Агачскому району МО МВД России.

Истец просил взыскать с ответчика Министерства финансов Российской Федерации денежную компенсацию в счет устранения последствий причиненного ему вреда здоровью, моральных и душевных страданий в сумме 300 000 рублей.

Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 31.08.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации, также указанным определением в качестве третьих лиц привлечены Министерство внутренних дел Республики Алтай, Отделение МВД России по Кош-Агачскому району Республики Алтай.

Истец Константинов М.Ч. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.

Представитель Отделения МВД России по Кош-Агачскому району в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, представил письменное возражение на иск, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований Константинова М.Ч. отказать в полном объеме, полагает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства того, что условия содержания в ИВС Отделения МВД России на момент его содержания были ненадлежащими.

Представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. В письменных возражениях представитель по доверенности просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав, что истец по требованию о компенсации морального вреда в связи с незаконными действиями должностных лиц не освобожден от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и в соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ обязан представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличие обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний. В нарушении ч.1 ст.56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства того, что условия его содержания в ИВС Отделения МВД России по Кош-Агачскому району за период с 08.09.2002 по 14.06.2003, 13.10.2015 были ненадлежащими. Требуя компенсацию за причиненный моральный вред, истец при этом не представилдоказательств, подтверждающих его содержание под стражей, а также отсутствия надлежащих условий содержания в период нахождения в изоляторе. Более того, документы, регистрационные журналы, содержащие сведения о нахождении Константинова М.Ч. в изоляторе временного содержания МО МВД России в указанный им период с 08.09.2002 по 14.06.2003, уничтожены в связи с истечением срока их хранения, что лишает возможности проверить обоснованность доводов истца о содержании в ИВС. В соответствии с требованиями Приказа МВД РФ от 30.06.2012 № 655 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков храпения», договоры (хозяйственные), соглашения хранятся 5 лет. В настоящее время Константинов М.Ч. отбывает наказание за преступление, ввиду чего необходимо принимать во внимание личность истца, его индивидуальные особенности, учитывая положения ст.1101 ГК РФ. Полагает, что в таком случае, целью исковых требований является извлечение материальной выгоды, нежели защита и восстановление нарушенных прав.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что истцом не представлены доказательства тех обстоятельств, на которые он ссылается. Учитывая материальную заинтересованность истца в исходе разрешения настоящего гражданского спора, а также отсутствие иных доказательств, подтверждающих доводы Константинова М.Ч., его объяснения не могут служить достаточным и достоверным доказательством причинения ему морального вреда вследствие ненадлежащих условий содержания под стражей. Кроме того, согласно, п.8 Постановления степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Учитывая то, что истец привлекался к уголовной ответственности, и в настоящий момент отбывает наказание за совершение уголовного преступления, следует отметить данный факт, как характеризующий личность истца с негативной стороны, напрямую влияющий на степень возможного морального вреда. Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, подтверждающих доводы искового заявления, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания, а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ. Таким образом, для компенсации морального вреда по указанным истцом основаниям, в установленном законом порядке должна быть установлена незаконность действий (бездействия), причинивших, по мнению заявителя, физические и (или) нравственные страдания. Исходя из того, что с 15.09.2015 глава 25 ГПК РФ утратила силу в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дела об оспаривании незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и (или) их должностных лиц рассматриваются в порядке, установленном КАС РФ. Не смотря на то, что исковое заявление Константинова М.Ч. не содержит требования о признании незаконными действий (бездействия) тех или иных государственных органов и (или) их должностных лиц, характер спорных правоотношений свидетельствует о том, что требование о компенсации морального вреда вытекает именно из признания действий (бездействия) незаконными. Для обращения в суд с заявлением об обжаловании незаконных действий (бездействия) должностного лица либо органа государственной власти (административным заявлением) статьей 219 КАС РФ установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Как следует из искового заявления, моральный вред причинен истцу в период с 08.09.2002 по 14.06.2003. Исковое заявление же датировано 07.08.2017, то есть по истечении срока, значительно превышающего 3 месяца с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав. Таким образом, истцом пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, а решение вопроса о компенсации морального вреда в рамках настоящего дела напрямую вытекает из признания либо непризнания действий (бездействия) органов государственной власти в порядке, установленном КАС РФ.

Представитель третьего лица Министерства внутренних дел Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании старший помощник прокурора Бештаова Ю.Н. возражала против удовлетворения требований истца о взыскании вреда, причиненного здоровью.

Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1; статья 46).

В силу положений п.1 ст.8 и ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.

Согласно п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения, являются личными неимущественными правами гражданина.

На основании ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии с правилами, установленными ст.1101 ГК РФ.

В силу ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

При определении размеров компенсации морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

По смыслу п.2 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п.1 ст.1070 ГК РФ, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069ГК РФ.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 3 ст.125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

На основании подп.1 п.3 ст.158 БК РФ главным распорядителем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

На основании подпункта 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 №248, действовавшего до 21.12.2016 (в настоящее время действует Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 21.12.2016 №699), МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что за период времени в 2015 году Константинов М.Ч. содержался в ИВС Отделения МВД России по Кош-Агачскому району.

В период содержания истца в изоляторе временного содержания порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулировались нормами Федерального закона от 15.07.1995 №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденными приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005.

В силу ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103), действующего в периоды содержания истца в изоляторе временного содержания, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №103 наряду со следственными изоляторами, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.

Согласно ст.15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексомРоссийской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Статья 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает права подозреваемых и обвиняемых, в числе которых, подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексомРоссийской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ст.22 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ.

На основании ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 43 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС) (п. 44 Правил).

Пунктом 45 Правил предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Согласно п.47 Правил, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п. 48 Правил).

Из информации представленной прокурором Кош-Агачского района следует, что в настоящее время документы за период с 2002 по 2003 года, подтверждающие проведение проверок на соблюдение требований закона «О содержании по стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», отсутствуют в связи с истечением срока хранения.

Из информации предоставленной ФКУ «МСЧ МВД России по Республике Алтай» от 27.09.2017 следует, что документацию по факту проведения мероприятий по контролю санитарно-гигиенического состояния и противоэпидемического режима в период с 2002 по 2003 годы в ИВС Отделения МВД России по Кош-Агачскому району направить не предоставляется возможным ввиду истечения сроков хранения документации, а также изменения устава и наименования медико-санитарных организаций МВД России.

ФКУ «МСЧ МВД России по Республике Алтай» 20.08.2015 проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ на объектах МВД со служебными, хозяйственными, производственными зданиями, сооружениями, помещениями, в которых они располагаются, и занимаемыми ими территориями, а именно в отделе МВД России по Кош-Агачскому району и по результатам проверки составлен акт №41, из которого следует, что при проведении мероприятий по надзору предварительно было установлено, что предложения, изложенные в предписании №18 от 17.08.2014 выполнены не в полном объеме, а именно: не исполнено предписание - требуется обеспечить помещения ИВС надлежащим водоснабжением и канализованием, требуется обеспечить подозреваемым и обвиняемым возможность прохождения санитарной обработки, а также помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, необходимо производить раздачу пищи в ИВС лицами, имеющими личные медицинские книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских исследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (допуск к работе с продуктами питания), требуется обеспечить проведение ремонта поверхностей пола, стен и потолка в помещении отдела и камерах ИВС, требуется обеспечить наличие уборных в камерах, должностным лицом надзорного органа в целях устранения выявленных нарушений вынесено предписание №41 от 20.08.2015.

Таким образом, в судебном заседании доводы истца о том, что в период его содержания в ИВС отделения МВД России по Кош-Агачскому району в 2015 году имели место ненадлежащие условия его содержания под стражей, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Доводы Константинова М.Ч. о наличии ненадлежащих условий содержания в ИВС при Отделении МВД России по Кош-Агачскому району в 2002-2003 году, а также доводы о причинении вреда здоровью истца подтверждения в судебном заседании не получили. Доказательств этому в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом суду не представлены.

Из журнала медицинского осмотра лиц, содержащихся в ИВС следует, что в момент содержания Константинова М.Ч. ИВС отделения МВД России по Кош-Агачскому району жалоб на состояние здоровья от последнего не поступало. В связи с чем довод об ухудшении здоровья, в связи с ненадлежащим содержанием в ИВС, ничем не подтвержден.

Согласно журналу регистрации письменных и устных предложений, заявлений и жалоб от лиц, содержащихся в ИВС отделения МВД России по Кош-Агачскому району, во время пребывания Константинова М.Ч. в ИВС ОМВД России по Кош-Агачскому району от него поступали жалобы, однако установить, что жалобы были связаны с ненадлежащими условиями содержания в ИВС из данного журнала невозможно.

Сам факт содержания истца в условиях, не отвечающих санитарным требованиям, выразившихся в отсутствии в камере санитарного узла с соблюдением необходимых условий приватности, оскорбляющих честь и достоинство личности, а также отсутствие водоснабжения, канализации, вентиляции, отсутствие возможности прохождения санитарной обработки, является основанием для компенсации истцу морального вреда, причиненного ему пребыванием в ИВС отделения МВД России по Кош-Агачскому району в условиях не соответствующих требованиям закона.

Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о пропуске срока обращения в суд основан на ошибочном толковании норм материального права.

В силу п.1 ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других материальных благ.

Требования о компенсации морального вреда не связаны с обжалованием действий (бездействий) должностных лиц государственных органов, либо с оспариванием действий (бездействий) должностных лиц органов внутренних дел и в данном случае применению подлежат нормы ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не нормы ГПК РФ, КАС РФ.

Учитывая установленные судом обстоятельства, общий период содержания истца в ненадлежащих условиях, личность истца, требования разумности и справедливости, суд считает справедливой сумму компенсации морального вреда в размере 800 рублей, которая подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в соответствии со ст.125 ГК РФ и ст.158 БК РФ.

В этой связи оснований для взыскания компенсации морального вреда с Министерства финансов Российской Федерации, ИВС отделения МВД России по Кош-Агачскому району не имеется.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку исковые требования Константинова М.Ч. удовлетворены частично и определением суда ему предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, а ответчик в силу п.п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, то расходы по государственной пошлине взысканию с ответчика не подлежат на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Константинова Мергена Чагандаевича удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Константинова Мергена Чагандаевича компенсацию морального вреда в размере 800 рублей.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Константинова Мергена, предъявленных к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, о взыскании компенсации морального вреда за счет казны Российской Федерации в размере 299 200 рублей, вреда здоровью отказать.

В удовлетворении исковых требований Константинова Мергена Чагандаевича, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС Отделения Министерства внутренних дел России по Кош-Агачскому району, о взыскании компенсации морального вреда, вреда здоровью отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                        В.А. Алеховиков

Мотивированное решение составлено 04.12.2017

2-847/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Константинов М.Ч.
Ответчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай
Дело на сайте суда
kosh-agachsky.ralt.sudrf.ru
29.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2017Передача материалов судье
31.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2017Судебное заседание
25.10.2017Судебное заседание
30.11.2017Судебное заседание
30.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее