Дело № 12-185/2022
Р Е Ш Е Н И Е
29 сентября 2022 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Волкова Л.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя должностного лица Хаертдинова Рината Менсагировича - Турбаковой Татьяны Ивановны на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 18 апреля 2022 года Хаертдинов Р.М., являющийся должностным лицом – главой администрации Нытвенского городского округа, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно постановлению, 16.12.2021 в период с 20:00 часов до 20:20 часов в ходе обследования улично-дорожной сети на месте дорожно-транспортного происшествия на пр. Ленина, а так же с пересечением ул. Чкалова, вблизи д. 21 в г. Нытва, был выявлен ряд недостатков в её содержании, который не обеспечивает безопасность дорожного движения, и усматривается угроза безопасности дорожного движения, и усматривается угроза безопасности дорожного движения:
вблизи д. № 21 ул. Чкалова, в месте расположения автобусной остановки, по направлению д. № 10, отсутствует пешеходный переход, предусмотренный проектом организации дорожного движения (далее ПОДД), чем установлено событие п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы...»;
остановочный пункт, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения в соответствии требований п. 5.3.3.7, ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», так как длина остановочной площадки составляет 16м, а так же отсутствуют дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса»;
при движении маршрутного транспортного средства, создается угроза безопасности пешеходов, переходящих проезжую часть, по направлению дома № 5 пр. Ленина со стороны ул. Чкалова г. Нытва, так как расположен на перекрестке улиц, чем нарушен треугольник видимости «пешеход-транспорт», согласно требованиям п. 7 ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы...»;
в месте расположения пешеходных переходов, вблизи д. № 3, 9, 17, 23, 39 и 50, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» отсутствуют на обратной стороне проезжей части на пешеходном переходе дорожные знаки пешеходный переход, 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», в соответствии с требованиями 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения».
В адрес главы администрации Нытвенского городского округа было выдано представление от 20.12.2021 года № 7/28568, обязывающее предоставить информацию о принятом решении и сроках реализации мероприятий в срок не более 30 дней с момента получения представления. В установленный представлением срок должностным лицом требования представления исполнены не были.
В жалобе представитель должностного лица Хаертдинова Р.М. - Турбакова Т.И. просит признать постановление мирового судьи незаконным и отменить его. В обоснование доводов жалобы указывает, что судья не дал оценку и не отразил в постановлении решение по ходатайству о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события правонарушения, ответ на представление направлен в установленный законом срок, сроки выполнения мероприятий инспектором не указывались, сообщалась лишь просьба сообщить инспектору о сроках реализации мероприятий. Не имея умысла не исполнить требования представления, администрацией были указаны реально исполнимые сроки проведения запланированных мероприятий. Кроме того, глава округа не является субъектом данного правонарушения, надлежащий субъект - МБУ "Благоустройство".
В судебное заседание представитель должностного лица Турбакова Т.И. не явилась, просит рассмотреть жалобу без ее участия, на жалобе настаивает.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому городскому округу Рязанов С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно части 27 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Как следует из материалов дела, 20.12.2021 администрацией Нытвенского городского округа получено представление Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по НГО ФИО1 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, адресованное главе администрации Нытвенского городского округа Хаертдинову Р.М.
Из представления следует, что 16.12.2021 на пешеходном переходе на пересечении ул.Чкалова и пр.Ленина вблизи д.50 в г.Нытва произошло ДТП, связанное с наездом на пешехода, в котором участник получил травмы различной степени тяжести. При осмотре улично-дорожной сети на указанном участке были установлены нарушения в её содержании, для устранения которых должностному лицу необходимо было принять меры по реализации следующих мероприятий: - оборудовать дорожные знаки «Пешеходный переход», которые расположены от д. № 50 в направлении д. № 23 и от д. № 17 в направлении д. № 5 пр. Ленина, дополнительными дорожными знаками; - обустроить проезжую часть по ул. Чкалова, от д. № 10 в направление д. № 21, пешеходным переходом; - пересмотреть вопрос организации дорожного движения на ул. Чкалова и пр. Ленина, в частности переноса остановочного павильона, расположенного вблизи д.№21 по ул.Чкалова на пр.Ленина, с изменениями в проект организации дорожного движения. Информацию о принятом решении и сроках реализации мероприятий сообщить в надзорный орган в срок не более 30 дней с момента получения представления.
19.01.2022 главой администрации дан ответ на представление от 20.12.2021, было принято решение о реализации следующих мероприятий: - запланировано на февраль 2022г. оборудовать дорожными знаками "Пешеходный переход" перекресток улиц Чкалова и пр.Ленина, в направлении от здания №50 (ТЦ "Караван") в направлении частного дома №23 по ул.Чкалова г.Нытва. Перекресток вблизи дома №17 пр.Ленина г.Нытва (магазин "Радуга") не является предметом рассмотрения представления; - запланировано на 2022г. обустроить проезжую часть от здания №10 (ИП "Антипин А.Б.") в направлении здания №21 по ул.Чкалова г.Нытва пешеходным переходом. В ходе рассмотрения вопроса об организации дорожного движения на ул.Чкалова и пр.Ленина г.Нытва (в части несоответствия расположения остановочного комплекса, расположенного вблизи д.№21 по ул.Чкалова и принятии мер по его переносу на пр.Ленина) нарушений не установлено.
Актами выявленных недостатков от 24.01.2022 установлено, что представление от 20.12.2021 должностным лицом в установленный в нём срок не исполнено.
В постановлении мирового судьи указано, что должностным лицом мероприятия по устранению нарушений, указанных в представлении, в течение 30 дней не были исполнены. Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 23.03.2022, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 16.12.2021 года с фототаблицами, представлением № 7/28568 от 20.12.2021 года, поступившим в Администрацию Нытвенского городского округа 20.12.2021 года, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 24.01.2021 года с фототаблицами, письменным объяснением Хаертдинова Р.М., выпиской из ЕГРЮЛ, постановлением Администрации № 376 от 22.12.2021 года с приложениями, рабочим проектом дорожной разметки объекта ул. Чкалова (границы объекта: пр. Ленина-МУЗ «Центральная районная больница», схемами участка автодороги улиц Чкалова и пр. Ленина, другими исследованными в судебном заседании материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, образует невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Из буквального толкования диспозиции нормы ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ следует прямое указание на то, что предписание (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства должно отвечать условию законности, т.е. представление как ненормативный правовой акт, обязательный к исполнению, должно содержать требования, соответствующие положениям действующих нормативно-правовых актов, а сами требования должны быть конкретны и реально исполнимы.
При этом представление должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить надлежащему исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, а содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение требований должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Из текста предписания следует, что главе администрации НГО необходимо рассмотреть представление и принять меры по реализации следующих мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, необходимо произвести следующие мероприятия:
- оборудовать дорожные знаки «Пешеходный переход», которые расположены от д. № 50 в направлении д. № 23 и от д. № 17 в направлении д. № 5 пр. Ленина, дополнительными дорожными знаками;
- обустроить проезжую часть по ул. Чкалова, от д. № 10 в направление д. № 21, пешеходным переходом;
- пересмотреть вопрос организации дорожного движения на ул. Чкалова и пр. Ленина, в частности переноса остановочного павильона, расположенного вблизи д.№21 по ул.Чкалова на пр.Ленина, с изменениями в проект организации дорожного движения.
Информацию о принятом решении и сроках реализации мероприятий сообщить в надзорный орган в срок не более 30 дней с момента получения представления.
Таким образом, исходя из буквального толкования представления, лицу, на чье имя внесено представление, предложено рассмотреть представление и в определенный срок сообщить о сроках реализации мероприятий, проведение которых необходимо для устранения выявленных нарушений. Требований об устранении самих нарушений в представлении не содержится.
Представление поступило в администрацию НГО 20.12.2021.
19.01.2022 главой администрации дан ответ на представление о том, что принято решение о реализации определенных мероприятий, указанных в ответе.
Таким образом, ответ на представление дан в установленный срок, в надзорный орган сообщено, какие мероприятия запланировано провести в целях устранения выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, поскольку в представлении не содержалось требование о совершении конкретных действий, которые необходимо совершить для устранения нарушений, ответ на представление дан в установленный срок, в действиях должностного лица Хаертдинова Рината Менсагировича отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, влияют на всесторонность и полноту рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
жалобу представителя должностного лица Хаертдинова Рината Менсагировича - Турбаковой Татьяны Ивановны удовлетворить, отменить постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 18 апреля 2022 года.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Хаертдинова Рината Менсагировича прекратить на основании п. 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса
Решение вступило в законную силу.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск).
Судья Л.В. Волкова