Решение по делу № 2-974/2024 от 19.03.2024

                            Дело № 2-974/2024

УИД 61RS0020-01-2024-000658-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2024 г.                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Пушкаревой В.М.,

при помощнике судьи Мирошниченко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-974/2024 по иску ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска, заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что зарегистрированы и проживают в жилом помещении муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения в домах муниципального жилого фонда №.... от .....

Жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в 2008 году, и родители истца были включены указанный список, истец и его сын были включены в список граждан, подлежащих переселению, в 2014 году под ТЭО №.... шахты «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь», однако по независящим от них причинам проживают в непригодном для проживания жилье до настоящего времени. Им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 42 кв. метра.

Истцы предоставили весь необходимый пакет документов в Администрацию города и написали заявление о том, что желают направить положенную им социальную выплату на приобретение жилья на вторичном рынке. Администрация города заверила их, что рассмотрение вопроса о включении их семьи в список расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья возможно при наличии средств. Однако до настоящего времени конкретный срок переселения их семьи не определен.

С .... истец призван на военную службу по мобилизации и находится в зоне СВО, его сын находится с матерью, в настоящее время Администрацией города Новошахтинска истцам отказано в переселении в связи с тем, что истец и его сын зарегистрированы в спорной квартире после начала ликвидации угольного предприятия. Состояние жилого дома, в котором они зарегистрированы и проживали до момента мобилизации истца, ежегодно ухудшается, и поддерживать дом в нормальном состоянии с каждым годом становится все сложнее. Из дома остальные жильцы уже переселены, осталась не переселенной только их семья.

Считают, что Администрация города необоснованно и немотивированно отказывает их семье в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья для приобретения жилья на вторичном рынке.

Истцы в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, согласно заявлению просили дело рассмотреть в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска Ростовской области в судебное заседание не явился, согласно заявлению просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени извещён надлежащим образом, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Дело рассмотрено отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцы проживают и зарегистрированы в <адрес> в <адрес>, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности.

Истцы включены в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь», в 2014 году под ТЭО №.....

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от .... №...., очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления, очередность предоставления гражданам социальных выплат формируется исходя из случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.

По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.

Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которые лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.

Из материалов дела следует, что истцы обращались в Администрацию города с заявлением о заключении договора о предоставлении соцвыплаты, в удовлетворении которого было отказано в связи с отсутствием денежных средств.

Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилоепомещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат.

Суд также полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.

В судебном заседании проанализированы представленный в материалы дела фотоматериал, который наглядно показывает, что проживать в спорном домовладении действительно опасно для жизни, условия не соответствуют требованиям санитарных, строительных норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности. Однако, данному обстоятельству ответчиком не было дано оценки при решении вопроса об установлении очерёдности переселения граждан.

Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истцов на получение социальных выплат, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем, восстановить нарушенное право истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что требования к министерству энергетики РФ не подлежат удовлетворению, поскольку надлежащим ответчиком по делу является именно Администрация г. Новошахтинска Ростовской области в силу возложенных на указанный орган полномочий.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья– удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области (<адрес>, 346900, ИНН №...., ОГРН №....) заключить с ФИО1 (паспорт гражданина РФ серия №.... №....), действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2 (свидетельство о рождении серии №...., выдано Отделом ЗАГС Администрации г. Новошахтинска Ростовской области), зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В удовлетворении исковых требований к Министерству энергетики Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                         В.М. Пушкарева

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 16.05.2024.

Председательствующий                         В.М. Пушкарева

2-974/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондаренко Руслан Владимирович
Информация скрыта
Ответчики
Министерство энергетики Российской Федерации
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Другие
Бондаренко Наталья Георгиевна
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Пушкарева Виктория Михайловна
Дело на сайте суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
19.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2024Передача материалов судье
20.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2024Подготовка дела (собеседование)
09.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Дело оформлено
03.07.2024Дело передано в архив
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее