Решение по делу № 33-1041/2022 от 09.02.2022

Докладчик Филимонова И.В.

Апелляционное дело № 33-1041/2022

УИД 21RS0023-01-2021-008050-87

Дело № 2-5155/2021

Судья Ермолаева Т.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 марта 2022 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А.,

судей Филимоновой И.В., Стародубцевой Л.И.

при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Павловой Татьяны Александровны к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Павловой Т.А. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленного требования указано, что Павлова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать решением суда от 13 декабря 2006 года лишена родительских прав, 4 апреля 2008 года умерла; сведения об отце отсутствуют. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2007 года № 350 опекуном малолетней Павловой Т.А. назначена ФИО Павлова Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> Актом главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 ноября 2015 года установлен факт невозможности ее проживания в данной квартире попечителя в связи с тем, что она не является нанимателем или членом семьи нанимателя данной квартиры, в квартире проживает 3 человека. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2015 года № 1767 Павлова Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по состоянию на 15 октября 2021 года состоит в указанном списке под номером 131, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Павлова Т.А. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Прокурор Алексеева К.Г. иск поддержала, пояснив, что жилищные условия Павловой Т.А. с момента постановки на учет не изменились.

Ответчик администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, третьи лица – администрация Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание суда первой инстанции явку своих представителей не обеспечили.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Павловой Т.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.

Указанное решение обжаловано администрацией г. Чебоксары по мотивам незаконности и необоснованности. В своей апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие у Павловой Т.А. права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из времени поступления заявления и объема субвенций, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на указанные цели. Однако вопрос наличия и объем субвенций для предоставления жилого помещения истцу на дату рассмотрения дела судом не исследовался. Судом не учтено, что аукционы по закупке соответствующих жилых помещений признаются несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на их участие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Павлова Татьяна Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать решением Чебоксарского районного суда Чувашской Ресупблики от 13 декабря 2006 года лишена родительских прав, 4 апреля 2008 года умерла; сведения об отце отсутствуют.

Жилого помещения на праве собственности Павлова Т.А. не имеет, что подтверждается сведениями из ЕГРН, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>

Актом главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 ноября 2015 года установлен факт невозможности ее проживания в данной квартире.

Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2015 года № 1767 Павлова Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Павловой Т.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции подлежат отклонению в силу следующего.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 указанного Закона).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Чувашской Республике регулируются Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений».

Согласно части 2 статьи 23.1 этого Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Факт нуждаемости Павловой Т.А. в улучшении жилищных условий и ее право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика и третьими лицами не оспаривается.

Таким образом, принимая во внимание, что Павлова Т.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у нее права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Павловой Т.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в соответствующий список на получение жилья и достижения истцом совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.

Из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы, связанные с отсутствием заявок на участие в аукционах по закупке жилых помещений указанным лицам, также не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары Чувашской Республики – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня ее принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи И.В. Филимонова

Л.И. Стародубцева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 марта 2022 года.

Докладчик Филимонова И.В.

Апелляционное дело № 33-1041/2022

УИД 21RS0023-01-2021-008050-87

Дело № 2-5155/2021

Судья Ермолаева Т.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 марта 2022 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А.,

судей Филимоновой И.В., Стародубцевой Л.И.

при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Павловой Татьяны Александровны к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Павловой Т.А. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленного требования указано, что Павлова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать решением суда от 13 декабря 2006 года лишена родительских прав, 4 апреля 2008 года умерла; сведения об отце отсутствуют. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2007 года № 350 опекуном малолетней Павловой Т.А. назначена ФИО Павлова Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> Актом главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 ноября 2015 года установлен факт невозможности ее проживания в данной квартире попечителя в связи с тем, что она не является нанимателем или членом семьи нанимателя данной квартиры, в квартире проживает 3 человека. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2015 года № 1767 Павлова Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по состоянию на 15 октября 2021 года состоит в указанном списке под номером 131, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Павлова Т.А. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Прокурор Алексеева К.Г. иск поддержала, пояснив, что жилищные условия Павловой Т.А. с момента постановки на учет не изменились.

Ответчик администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, третьи лица – администрация Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание суда первой инстанции явку своих представителей не обеспечили.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Павловой Т.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.

Указанное решение обжаловано администрацией г. Чебоксары по мотивам незаконности и необоснованности. В своей апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие у Павловой Т.А. права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из времени поступления заявления и объема субвенций, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на указанные цели. Однако вопрос наличия и объем субвенций для предоставления жилого помещения истцу на дату рассмотрения дела судом не исследовался. Судом не учтено, что аукционы по закупке соответствующих жилых помещений признаются несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на их участие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Павлова Татьяна Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать решением Чебоксарского районного суда Чувашской Ресупблики от 13 декабря 2006 года лишена родительских прав, 4 апреля 2008 года умерла; сведения об отце отсутствуют.

Жилого помещения на праве собственности Павлова Т.А. не имеет, что подтверждается сведениями из ЕГРН, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>

Актом главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 ноября 2015 года установлен факт невозможности ее проживания в данной квартире.

Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2015 года № 1767 Павлова Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Павловой Т.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции подлежат отклонению в силу следующего.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 указанного Закона).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Чувашской Республике регулируются Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений».

Согласно части 2 статьи 23.1 этого Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Факт нуждаемости Павловой Т.А. в улучшении жилищных условий и ее право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика и третьими лицами не оспаривается.

Таким образом, принимая во внимание, что Павлова Т.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у нее права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Павловой Т.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в соответствующий список на получение жилья и достижения истцом совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.

Из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы, связанные с отсутствием заявок на участие в аукционах по закупке жилых помещений указанным лицам, также не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары Чувашской Республики – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня ее принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи И.В. Филимонова

Л.И. Стародубцева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 марта 2022 года.

33-1041/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлова Татьяна Александровна
заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
администрация Калининского района г. Чебоксары
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Министерство финансов Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Филимонова Инна Валерьевна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
09.02.2022Передача дела судье
09.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2022Передано в экспедицию
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее