В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-6645/20212а-3401/2021
Строка 020а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «16» ноября 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:председательствующего-судьи Кобзевой И.В.,
судей Калугиной С.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сотникова Олега Игоревича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов Воронежа № 10/1 от 08 декабря 2020 года о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности рассмотреть вопрос о зачислении в запас и выдаче военного билета,
по апелляционной жалобе Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа и ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» на решение Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 13 июля 2021 года,
(судья районного суда Оробинская О.В.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянова В.Е., Сотникова О.И. и его представителя по доверенности Горшенева М.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Сотников О.И. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа № 10/1 от 08 декабря 2020 года о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, выдаче справки взамен военного билета, возложении обязанности выдать военный билет.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области».
В обоснование требований административный истец указал, что с 19 января 2006 года состоял на воинском учете в Военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа. При постановке на воинский учет был признан временно негодным к военной службе в связи с состоянием здоровья. В следующие призывы также признавался временно негодным к военной службе по состоянию здоровья. Истец являлся в военный комиссариат по всем повесткам, проходил все требуемые обследования и выполнял все предписания врачей. На протяжении восьми лет военный комиссариат признавал его временно негодным практически каждый призыв.
08 декабря 2020 года призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа в отношении Сотникова О.И. вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Сотников О.И. полагает, что решение административного ответчика нарушает его права, является немотивированным и необоснованным.
В этой связи истец просил решение призывной комиссии Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 08 декабря 2020 года о признании Сотникова О.И. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований отменить; обязать призывную комиссию Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Сотникова О.И. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, выдать Сотникову О.И. военный билет.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 июля 2021 года заявленные Сотниковым О.И. требования удовлетворены (л.д.134,135-144).
В апелляционной жалобе, с учетом дополнений к ней, Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа и ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» ставят вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 164-170).
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянов В.Е. доводы жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме.
Сотников О.И. и его представитель по доверенности Горшенев М.А. пояснили, что решение районного суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 34 указанного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что из учетной карты призывника Сотникова О.И., 12 сентября 1989 года рождения, усматривается, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 49).
19 января 2006 года военным комиссариатом Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа истец был принят на воинский учет (л.д.49-50).
16 октября 2007 года решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Сотникову О.И. была предоставлена отсрочка в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 июля 2012 года (л.д. 50).
С 11 мая 2012 года по 09 июля 2012 года Сотников О.И. проходил медицинское обследование в МБУЗ ГО г. Воронежа ГП № 1 поликлиника № 2 (л.д.81,82,85).
09 октября 2012 года Сотникову О.И. была вручена повестка о необходимости явиться в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа к 08:45 15 октября 2012 года (л.д.59). По результатам прохождения медицинского освидетельствования 19 октября 2012 года врачами-специалистами была определена категория годности Сотникова О.И. «Г-временно не годен к военной службе».
25 октября 2012 года решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Сотникову О.И. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 апреля 2013 года, он направлен на лечение и обследование в поликлинику по месту жительства (л.д. 50,60).
С 30 января 2013 года по 11 апреля 2013 года Сотников О.И. проходил медицинское обследование в МБУЗ ГО г. Воронежа ГП № 1 поликлиника № 2 (л.д.100,105,106).
С 17 мая 2013 года по 21 мая 2013 года Сотников О.И. находился на стационарном обследовании в кардиологическом отделении ВГКБСМП № 8 (л.д. 88, 113-116).
24 мая 2013 года Сотникову О.И. была вручена повестка о необходимости явиться в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа к 08:00 14 июня 2013 года (л.д.61).
С 24 июня 2013 года по 28 июня 2013 года военным комиссариатом Сотников О.И. был направлен на повторное обследование в кардиологическое отделение БУЗ ВО «ВГКБ № 17» (л.д. 89, 117).
09 июля 2013 года Сотникову О.И. была вручена повестка о необходимости явиться в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа к 09:20 20 сентября 2013 года (л.д.62).
07 октября 2013 года Сотникову О.И. была вручена повестка о необходимости явиться в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа к 09:00 13 октября 2013 года (л.д.63).
14 октября 2013 года он получил повторное направление на обследование в больницу № 10 «Электроника» для сдачи обязательных результатов обследования.
07 ноября 2013 года Сотников О.И. являлся в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа согласно выданной ему под роспись повестке, медицинских заключений не представил, однако мероприятий по призыву Сотникова О.И. на военную службу в этот день не было проведено. До исполнения Сотникову О.И. 27 лет (12 сентября 2016 года) он в установленном законом порядке не был призван на военную службу.
08 декабря 2020 года решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Сотников О.И. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 12).
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Сотников О.И. зачислен в запас (л.д. 62) и ему выдана справка АС № 0100182 взамен военного билета (л.д. 12,13-14).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные Сотниковым О.И. требования о признании незаконным решения призывной комиссии Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа № 10/1 от 08 декабря 2020 года о признании Сотникова О.И. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, которым утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы истца, поскольку в отношении Сотникова О.И. мероприятия по организации призыва на военную службу в юридически значимый период с 01 апреля 2013 года и до достижения истцом возраста 27 лет не осуществлялись, повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись и не вручались, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у заявителя отсутствовала.
Суд первой инстанции в оспариваемом решении пришел к выводу о том, что каких-либо сведений и доказательств, с достоверностью подтверждающих факт проведения в отношении Сотникова О.И. мероприятий по призыву на военную службу в период с апреля 2013 года по сентябрь 2016 года, материалы дела не содержат, представленные ответчиками объяснительные и докладные записки (л.д.57,58,66,71,72,73,79), рапорт от 17 декабря 2013 года (л.д.65), обращения военного комиссара к начальнику ОП № 6 УМВД России по г. Воронежу о доставлении Сотникова О.И. суд не принял во внимание, поскольку они не подтверждают факт надлежащего извещения административного истца о явке в военный комиссариат.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку.
Из анализа приведенных выше норм закона следует, что на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) являться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиками не представлено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что административные ответчики осуществляли необходимые мероприятия, связанные с призывом Сотникова О.И. на военную службу, и предпринимали меры по вручению повестки призывнику Сотникову О.И. в период с апреля 2013 года до достижения им возраста 27 лет.
Доводы административных ответчиков о том, что в адрес Сотникова О.И. неоднократно направлялись повестки о необходимости явиться в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, в том числе предпринимались меры к его доставлению, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, доказательств надлежащего извещения Сотникова О.И. о необходимости явиться в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа в спорный период в суд апелляционной инстанции также представлено не было.
При таких обстоятельствах у призывной комиссии Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа отсутствовали законные основания для принятия в отношенииСотникова О.И. решения 10/1 от 08 декабря 2020 года о том, что он не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.
Таким образом, на основании указанных выше норм закона требования административного истца удовлетворены судом верно. Выводы суда первой инстанции основаны на установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельствах, подтвержденных собранными по делу доказательствами, которым суд в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку при правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, которая являлась предметом проверки и была отклонена по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа и ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: