Решение по делу № 33-1381/2023 от 30.06.2023

Дело № 33-1381/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                  10 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Миронова А.А.,

судей

Байрамаловой А.Н., Никоновой Ж.Ю.,

при секретаре

Тадиной К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в лице Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности

по апелляционной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 04 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Никоновой Ж.Ю., объяснения представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю
Озорниной Н.П., представителя ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и третьего лица Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Наумик Е.В., судебная коллегия

установила:

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю обратилось в суд с иском, впоследствии уточненным, к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что в Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю поступило обращение
ФИО1. о разливе жидких бытовых отходов из выгребных ям жилых домов на прилегающую территорию по адресам на ул. Сопочная и ул. Дзержинского в г. Петропавловске-Камчатском. Актами санитарно-гигиенического и эпидемиологического обследования от 12 мая 2022 года
№ 3111/06 и от 29 июня 2022 года № 4395/06 установлено, что излив жидких бытовых отходов происходит из выгребных ям дома № 28 по улице Сопочная и домов №№ 32, 34 по улице Дзержинского в г. Петропавловске-Камчатском. Дома № 30, 32, 32а, 34 по ул. Дзержинского являются домами блокированной постройки. У дома № 34 по улице Дзержинского управляющая организация отсутствует, собственником квартир № 2, 5, 6 дома по ул. Дзержинского является Петропавловск-Камчатский городской округ. Истец полагает, что ответчиком как собственником указанного имущества своим бездействием, выразившимся в необеспечении очистки выгреба по мере наполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев, допущено наполнение выгреба выше, чем
0,35 метров до поверхности, что привело в разливу жидких бытовых отходов по территории, прилегающей к домам № 28 по ул. Сопочная и № 34 по
ул. Дзержинского, тем самым нарушены требования п. 22
СанПиН 2.1.3684-21. На основании изложенного, истец просил суд возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа исполнить требования п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 22 СанПиИ 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 3, а именно до 30 июня 2023 года принять меры по очистке выгреба от дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Дзержинского, д. 34; в дальнейшем не допускать наполнение выгреба от указанного дома выше, чем 0,35 метров до поверхности земли; очищать выгреб по мере заполнения не реже 1 раза в
6 месяцев.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал», Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Судом постановлено решение, которым исковые требования
удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация Петропавловск-Камчатского городского округа ставит вопрос об отмене решения. Указывает, что дом
№ 34 по улице Дзержинского является жилым домом блокированной застройки, которая не исключает наличие в таком доме общего имущества, являющейся неотъемлемой частью жилого дома, возводимого и принимаемого в эксплуатацию как единый технический комплекс, составляющий общее имущество собственников этих жилых помещений. В этой связи, для упорядочения условий предоставления коммунальных услуг или благоустройства единой придомовой территории владельцы блоков имеют право заключить единый договор с обслуживающей организацией по правилам, схожим с выбором управляющих компаний. В районе данного жилого дома отсутствует централизованная система водоотведения, функции по водоотведению жидких бытовых отходов из указанного дома не осуществляются. На основании изложенного, несмотря на то, что дом
№ 34 является домом блокированной застройки, учитывая отсутствие подключения указанного дома к централизованной системе водоотведения, предположительный септик (выгребная яма), используемый жильцами дома для слива жидких бытовых отходов, относится к общему имуществу дома, в связи с чем, собственники жилых помещений отвечают по обязательствам относительно вывоза жидких бытовых отходов пропорционально доли в праве на общее имущество многоквартирного дома. Кроме того, администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа. Также, для разрешения возникшего спора необходимо установить факт нахождения септика на территории многоквартирного дома № 34 по улице Дзержинского. Акт санитарно-гигиенического и эпидемиологического обследования от
12 мая 2022 года № 3111/06 не указывает на протекание жидких бытовых отходов с предположительного выгреба рядом с домом № 34. В материалах дела имеется акт Управления от 12 сентября 2022 года, согласно которому на расстоянии трех метров от жилого дома № 34 расположен, предположительно, выгреб для жидких бытовых отходов, накрытый деревянными досками. Между указанным выгребом и дорогой имеются следы протекания жидких бытовых отходов и их распространения по близлежащей территории, в том числе на дорогу. В ходе выездного обследования по улице Дзержинского рядом с указанным домом не обнаружено сооружений (септиков) для сбора жидких бытовых отходов. При этом представленные в дело акты составлены в короткий промежуток времени и содержат противоречивую информации, что может указывать на недостоверность акта санитарно-гигиенического эпидемиологического обследования от 12 мая 2022 года.

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю направило в суд письменные возражения на апелляционную жалобу, согласно которым оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.

Краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал», Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле (их представителей).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и третьего лица Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, обжалуемое решение суда просила отменить и в удовлетворении иска отказать.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Согласно п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются неправильное истолкование закона (п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, в связи с чем, постановленное судом решение подлежит отмене.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю о возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что именно администрация обязана осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, принимать эффективные организационные, административные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в отсутствие в указанном доме управляющей компании обязанность по очистке выгреба, недопущению в дальнейшем его наполнения и очистке необходимо возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа.

Судебная коллегия по гражданским делам не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон
№ 7-ФЗ), ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.п. 4, 5, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация водоотведения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определяются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон
№ 416-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ, в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные настоящей статьёй, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В силу ст. 6.1 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

На основании п. 1 ст. 3 Закона Камчатского края от 30 июля 2015 года № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края» полномочия органа местного самоуправления - Петропавловск-Камчатского городского округа в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона
№ 416-ФЗ, переданы уполномоченному исполнительному органу государственной власти Камчатского края.

В силу п. 19 ст. 1 ВК РФ, сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с блоком 7 приказа Росприроднадзора от 22 мая
2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).

Как следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю 03 мая 2022 года поступило обращение ФИО1. по вопросу течи канализационных вод по улице Сопочная в
г. Петропавловске-Камчатском от дома № 28 по улице Сопочная, домов
№ 30, 32, 32а, 34 по улице Дзержинского, обследовании данного участка, производстве бактериальных проб, привлечении виновных лиц к административной ответственности.

По данному факту 11 мая 2022 года Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю выдано поручение главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» на проведение государственной работы: проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований; определению возможного источника излива ЖБО на придомовых территориях улиц Сопочная, д. 28 и Дзержинского, д. 30, 32, 32а, 34.

11 мая 2022 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» проведено обследование территории жилых домов № 28 по улице Сопочная, № 30, 32, 32а, 34 по улице Дзержинского в
г. Петропавловске-Камчатском. По результатам проведенного обследования составлен акт от 12 мая 2022 года № 3111/06, согласно которому, в частности, установлено, что на расстоянии 3 м от жилого дома № 34 по
ул. Дзержинского расположен, предположительно выгреб для ЖБО, накрытый деревянными досками. Между выгребом с ЖБО и дорогой имеются следы протекания ЖБО и их распространения по близлежащей территории, в том числе на дорогу (фото № 3, 4). К акту обследования приложен фотоматериал в количестве пяти фотографий.

28 июня 2022 года Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю выдано поручение главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» аналогичное по содержанию поручению от 11 мая 2022 года.

28 июня 2022 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» проведено обследование территории жилых домов № 28 по улице Сопочная, № 30, 32, 32а, 34 по улице Дзержинского в
г. Петропавловске-Камчатском. По результатам проведенного обследования составлен акт от 29 июня 2022 года № 4395/06, согласно которому, в частности, установлено, что на расстоянии 3 м от жилого дома № 34 по
ул. Дзержинского расположен, предположительно, выгреб для ЖБО, накрытый деревянными досками. Между выгребом с ЖБО и дорогой имеются следы протекания ЖБО и их распространения по близлежащей территории, в том числе на дорогу (фото № 3, 4). К акту обследования приложен фотоматериал в количестве семи фотографий.

Из ответа Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 09 июня 2022 года следует, что указанные дома являются жилыми домами блокированной застройки, что ввиду отсутствия общего имущества у домов блокированной застройки устраняет требование о содержании единого объекта путем выбора одной из форм его управления, однако владельцы блоков имеют право заключить единый договор с обслуживающей организацией по правилам, схожим с выбором управляющих компаний. Полномочиями, связанными с управлением жилыми домами блокированной застройки Управление не располагает. Петропавловск-Камчатский городской округ, в частности является собственником жилых помещений №№ 2, 5, 6 в доме № 34 по улице Дзержинского. Согласно информации Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, в Реестре имущества, находящегося в государственной собственности Камчатского края, не содержится сведений об объектах имущества - септик для жилых домов № 28 и № 34 по улице Дзержинского. Также в реестре имущества, находящегося в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, не содержится сведений об объектах недвижимости, относящихся к водоотведению ЖБО, расположенных вдоль указанных домов.

Из материалов дела видно, что дом № 28 по ул. Сопочная и дом № 34 по ул. Дзержинского в г. Петропавловске-Камчатском не оснащены централизованной системой водоотведения, в целях водоотведения используются выгребы для жидких бытовых отходов, которые не подключены к централизованной системе водоотведения, не являются частью указанной системы и не сбрасываются в водные объекты.

Таким образом, фракции, выкачиваемые из выгребных ям, являются жидкими отходами и относятся к сточным водам.

Учитывая, что выгребные ямы не входят в систему централизованного водоотведения, полномочия Петропавловск-Камчатского городского округа в части содержания и контроля за выгребными ямами не передавались органам государственной власти Камчатского края.

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Как следует из ч. 16 ст. 161 ЖК РФ, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

В силу ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 03 апреля 2013 года № 290, откачка жидких бытовых отходов, содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории, вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Согласно подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября
2003 года № 170 (далее - Правила № 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

С учетом приведенных положений закона и установленных обстоятельств, за надлежащее содержание выгребной ямы ответственность перед собственниками жилых помещений несет управляющая организация либо лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, а в случае отсутствия у дома общего имущества - непосредственно собственники помещений.

Из дела видно, что Петропавловск-Камчатский городской округ является собственником 42,31 % помещений в доме № 34 по ул. Дзержинского, и 24,71 % помещений в доме № 28 по ул. Сопочная в г. Петропавловске-Камчатском.

По данным ЕГРН, дом № 34 по ул. Дзержинского в г. Петропавловске-Камчатском 1958 года постройки, является многоквартирным домом, общая площадь дома - 212 м?, состоит из шести квартир.

Из технического паспорта на указанный дом следует, что общая площадь дома составляет 212 кв.м, в каждую квартиру оборудован отдельный вход, общее имущество у дома отсутствует.

С учетом изложенного и на основании ч. 6 ст. 15 ЖК РФ, п. 2
ст. 49 ГрК РФ, СНиП 31-02-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 22 марта 2001 года № 35, дом № 34 по ул. Дзержинского в
г. Петропавловске-Камчатском относится к домам блокированной застройки.

Кроме того, как установлено вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года по делу № 33-1154/2023, на основании приказа Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11 апреля 2011 года № 80 «О закреплении на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» участок дороги в районе жилых домов №№ 17, 28 по ул. Сопочная и № 34 по ул. Дзержинского в г. Петропавловске-Камчатском входит в состав проезда индивидуальной жилищной застройки ул. Сопочная, который закреплен на праве оперативного управления за МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа». В технические задания муниципальных контрактов № 0138300000418000855_259923 и № 0138300000421000790 на выполнение работ по содержанию внутриквартальных проездов, проездов индивидуальной жилищной застройки микрорайона «4 км - КП» не включены работы по очистке канав, водоотводных лотков, водоприемных колодцев по ул. Сопочная и ул. Дзержинского в связи с отсутствием в составе проездов указанных инженерных коммуникаций. Данные коммуникации на праве оперативного управления учреждению не передавались.

Согласно актуализации схемы водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа, на 2022-2023 годы запланировано строительство сети, протяженностью 210 м, и подключение дома № 28 по ул. Сопочная в г. Петропавловске-Камчатском к сетям водоотведения.

По сообщению КГУП «Камчатский водоканал», мероприятия по подключению к сетям водоотведения потребителя, строительстве канализационных сетей и их подключение к дому № 28 по ул. Сопочная в г. Петропавловске-Камчатском не осуществлялись.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из ст.ст. 47, 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, к числу полномочий администрации относятся, в числе прочего, исполнение полномочий по решению вопросов местного значения городского округа.

Согласно п. 3 Приложения № 1 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 года № 411 «О функциях и полномочиях Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение», в границах городского округа Управление полномочно решать вопросы по дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, по организации мероприятий по охране окружающей среды, по организации благоустройства территории городского округа.

В силу п.п. 1.1.1, 1.2.3, 1.2.13 Приложения № 2 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 года № 411 «О функциях и полномочиях Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение», Управление осуществляет муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, организует благоустройство территории городского округа, мероприятия по охране окружающей среды.

В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 года № 412 «О функциях и полномочиях Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения» Управление полномочно решать вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальном жилищном фонде Петропавловск-Камчатского городского округа.

Как следует из подп. 1.1.3 п. 1 Приложения № 2 к указанному постановлению, Управление выполняет функции по участию в содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством.

На основании изложенного, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда и Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства являются органами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, юридическими лицами, которые созданы для реализации городским округом полномочий по решению вопросов местного значения в пределах своей компетенции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что лицами, выступающими от имени собственников муниципальных жилых помещений, автомобильных дорог городского округа, а также осуществляющими охрану окружающей среды и благоустройство территории города Петропавловска-Камчатского, являются указанные юридические лица.

Поскольку часть жилых помещений в домах № 28 по ул. Сопочная и № 34 по ул. Дзержинского в г. Петропавловске-Камчатском принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда, а автомобильная дорога, расположенная в районе вышеуказанных жилых домов, принадлежит Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства, то есть на данных органах лежит обязанность по надлежащему содержанию муниципального имущества, в том числе, по организации очистки выгребных ям, по обустройству на дороге ливневых стоков и их очистке, соответственно, у администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отсутствует обязанность содержать указанное муниципальное имущество и осуществлять муниципальный контроль в данной части.

При указанных обстоятельствах, у администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не имеется обязательств в области решения приведенных вопросов местного значения.

При этом, необходимо отметить, что предусмотренных ч. 3
ст. 40 ГПК РФ оснований для привлечения Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда и Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства, к участию в деле в качестве соответчика ни у суда первой, ни у суда апелляционной инстанции не имелось. Процессуальный истец не лишен возможности обратиться к ним с исковыми требованиями в отдельном производстве.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции правильным признано быть не может и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 327.1-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 04 апреля 2023 года отменить.

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в лице Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности в срок до 30 июня 2023 года принять меры по очистке выгреба от дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Дзержинского, д. 34, выше, чем 0,35 метров до поверхности земли; очищать выгреб по мере заполнения, не реже 1 раза в 6 месяцев, оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1381/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора КК в лице главного государственного санитарного врача по КК
Ответчики
Администрация ПК ГО
Другие
КГУП "Камчатский водоканал"
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.kam.sudrf.ru
05.07.2023Передача дела судье
10.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее