2-576/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2021 года
Дубненский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Лозовых О.В.,
При секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о приостановлении деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Пантеон», в котором просил приостановить деятельность ООО «Пантеон» по утилизации медицинских и биологических отходов, а также деятельности по сбору, транспортированию, обработке. утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления, на производственном участке, расположенном на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес>, до получения в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на «Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>» и установления размера санитарно-защитной зоны по объекту производства по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения прокурора <адрес> проведена проверка соблюдения Конституции Российской Федерации, требованиям природоохранного законодательства в деятельности <данные изъяты> на производственной площадке предприятия по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки установлено, что ООО «<данные изъяты> зарегистрировано как юридическое лицо – ДД.ММ.ГГГГ, имеет в собственности земельный участок с кадастровым №, вид разрешенного использования - для размещения производственного участка для утилизации медицинских и биологических отходов. На указанном земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по утилизации медицинских и биологических отходов через установленный «Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>». Указанная деятельность ООО «<данные изъяты> нарушает требования федерального законодательства, поскольку установленный срок действия заключения Государственной экологической экспертизы на новую технику «Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>», выданного ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО «<данные изъяты> ФИО1», с ДД.ММ.ГГГГ истек. Вышеуказанное свидетельствует, что ООО «Пантеон» при эксплуатации «Комплекса термического обезвреживания отходов <данные изъяты>» обязано получить положительное заключение государственной экологической экспертизы, в связи с чем заместитель прокуратура обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле – ФИО4 исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика - ООО «<данные изъяты> - ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которых у ответчика нет необходимости получения в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>», поскольку проект технической документации на новую технику Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>» прошел государственную экологическую экспертизу в 2010 г. По мнению контролирующих органов действие экспертизы истекло и ограничено сроком в 3 года (п. 4 выводов экспертизы), однако федеральные законы и иные нормативно-правовые актов, регулирующие деятельность в области обращения с отходами, не предусматривают обязательности проведения повторной экспертизы после истечения срока действия государственной экологической экспертизы. Истечение срока действия положительного заключения Государственной экологической экспертизы на проекты технической документации на новую технику и технологию (при условии, что техника и технология внедрены (применены) до истечения данного срока) не является основанием для повторного прохождения Государственной экологической экспертизы в отношении технической документации на технику и технологию, не являющихся новыми. Основаниями для повторной Государственной экологической экспертизы являются только реализация объекта Государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение Государственной экологической экспертизы. Доводы прокурора об отсутствии у ответчика санитарно-защитных зон несостоятелен, поскольку постановление Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО <данные изъяты>» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, обжаловано обществом в судебном порядке. Ссылка прокурора на п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.№ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон» не может быть принята во внимание, поскольку правообладатели капительного строительства, введённых в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, ООО <данные изъяты>» приобрел земельный участок с № по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а сведения о собственности были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ вступила в законную силу ч. 14 ст. 26 ФЗ №342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные акты РФ» (действовала с ДД.ММ.ГГГГ и утратила силу ДД.ММ.ГГГГ), где отражено, что если зона с особыми условиями использования территории не была установлена до официального опубликования настоящего закона либо не установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ При этом, ч. 14 ст. 26 ФЗ №455-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные акты РФ» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает установление границ зон не позднее ДД.ММ.ГГГГ С учетом изложенного, на ООО <данные изъяты>» распространяется законодательство, предусматривающее установление санитарной зоны до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку право собственности на земельный участок у ответчика возникло с ДД.ММ.ГГГГ На дату проведения проверки прокуратурой <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), равно, как и в настоящий момент, действует редакция ФЗ №455-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой срок для установления санитарной зоны был продлен до ДД.ММ.ГГГГ Ответчик намерен представить проект санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, прокуратурой не представлено доказательств превышения нормативов содержания вредных веществ или выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения.
Представитель третьего лица - Министерства экологии и природопользования <адрес> - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, согласно которого исковые требования прокурора <адрес> просил удовлетворить в полном объеме. В письменных пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ, содержащихся в материалах гражданского дела, Министерство экологии и природопользования <адрес> полагает, что доводы прокурора основаны на неправильном толковании норм материального права, в частности ст. 11 ФЗ №174-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об экологической экспертизе», поскольку отсутствуют основания для представления на Государственной экологической экспертизе проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение Государственной экологической экспертизы, по истечении срока действия такого заключения, если речь не идет о реализации объекта Государственной экологической экспертизы с отступлением от документации, получившей положительное заключение Государственной экологической экспертизы, о внесении изменений в документацию после получения положительного заключения Государственной экологической экспертизы, в случаях, когда объект Государственной экологической экспертизы не был реализован в течение срока действия положительного заключения Государственной экологической экспертизы (но планируется к реализации). Кроме того, на ООО <данные изъяты> распространяется законодательство, предусматривающее установление санитарной зоны до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку право собственности на земельный участок у ответчика возникло с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, согласно которого просил удовлетворить заявленный иск прокурора, поскольку действия ООО «<данные изъяты>», осуществляемые в нарушение требований закона, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей, нарушают их права на благоприятную среду обитания, поскольку деятельность по утилизации медицинских и биологических отходов с помощью «Комплекса термического обезвреживания отходов <данные изъяты> является источником воздействия на среду обитания. Правительством РФ не было утверждено Положение о санитарно-защитных зонах, поэтому до ДД.ММ.ГГГГ при установлении санитарно-защитных зон применяется «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, ООО «Пантеон» в силу - Правила № и СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 обязано разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и предоставить его в Управление Роспотребнадзора по <адрес>.
Суд, выслушав участников процесса, изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>» зарегистрировано как юридическое лицо - ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из п. 2 Положения об обособленном подразделении ООО <данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ФИО6, целыми деятельности подразделения являются производственная деятельность (технологический производственный процесс), связанная с утилизацией отходов, обезвреживанием любых отходов с целью исключения их опасности или снижения ее уровня допустимого значения (л.д. 23-26).
На основании договора купли продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты> ФИО1», именуемое в дальнейшем продавец, и ООО <данные изъяты>», именуемое в дальнейшем покупатель, <данные изъяты>» перешли в собственность следующие объекты:
- земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 5 000 кв. м с разрешенным использованием – для размещения производственного участка для утилизации медицинских и биологических отходов;
- асфальта-бетонное покрытие, расположенное по адресу: <адрес>;
- ограждение (с воротами), расположенное по адресу: <адрес>;
- площадка термического обезвреживания отходов, расположенных по адресу: <адрес>.
Кроме того, ООО <данные изъяты>» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ООО <данные изъяты> ФИО1» (правопредшественник - ОАО «<данные изъяты> ФИО1») прибрело в собственность «Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>».
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения прокурора <адрес> о проведении проверки № от «21» мая 2020 года старшим помощником прокурора города ФИО4 с участием государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природопользования <адрес>, проведена проверка соблюдения Конституции Российской Федерации, требованиям природоохранного законодательства в деятельности ООО «<данные изъяты>» на производственной площадке предприятия по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> установлено, что ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано как юридическое лицо – ДД.ММ.ГГГГ, имеет в собственности земельный участок с кадастровым №, вид разрешенного использования - для размещения производственного участка для утилизации медицинских и биологических отходов.
На указанном земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» осуществляет деятельность по утилизации медицинских и биологических отходов через установленный «Комплекс термического обезвреживания отходов «IMA 2006F».
Ход и результаты прокурорской проверки зафиксированы в предоставленных в материалы дела актах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и 26.11 2020 г., согласно которым в ходе проверки установлено, что на одной из площадок территории размещены 2 металлических контейнера, накрытые сверху пластмассовым листом с 4 автомобильными шинами. Контейнеры полностью наполнены черными полиэтиленовыми мешками с содержащимися в них медицинскими отходами. На некоторых мешках имеется надпись «Токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности класса «Г», без указаний медицинского учреждения, мешки связаны у горловины в узел, каких-либо бирок и обозначений не имеют. Некторые мешки порваны и визуально видны пустые стеклянные пузырьки из—под лекарственных средств, шприцы медицинские без иголок. Возле указанных контейнеров, на земле обнаружены 2 картонные коробки с находящимися в них 8 бутылками, объемом не менее 3 литров, с находящимися в них различным объемом жидкости. Ко всем 8 бутылкам приклеены белые листы с наименованием «Слив органических отходов. Циклогексан: этил ацетат». В помещении сортировки на момент проверки имеются 2 холодильные установки с находящимися в них просроченной продукцией: контейнеры с сиропом шоколадным, творожным сыром «Хохланд», сэндвичами «Бургер», упаковками готовых блюд «Говядина в пряном соусе с пене», коробки с тарталетками, вакуумные упаковки с мясом, а также 20 контейнеров с наполненными в них просроченной пищевой продукцией. Рядом с холодильными установками на деревянных поддонах лежат упаковки с полиэтиленовыми бутылками минеральной воды различных наименований. В отдельной части помещения сортировки на деревянных поддонах в картонных коробках расположена просроченная продукция: «Смесь молочная жидкая ультрапастеризованная для коктейля». В 20 метрах от склада сортировки на земле на площади 1 кв. метра имеется насыпь из продуктов горения - зола с осколками стеклянных медицинских пузырьков. В помещении мойки, примыкающей к основному административному зданию обнаружены 8 контейнеров, полностью заполненные черными, розовыми полиэтиленовыми мешками с содержащимися в них медицинскими отходами, а также отдельно лежит без упаковки в контейнерах медицинские халаты. Мешки каких-либо бирок и обозначений не имеют. Также в помещении мойки, при входе имеется брезентовое покрытие, в котором также лежат черные полиэтиленовые мешки с содержащимися в них медицинскими отходами и полиэтиленовыми крышками для стаканчиков. На территории участка ООО «Пантеон» также имеются два металлических контейнера, негерметично покрытые синей прорезиненной тканью, которые полностью загружены продуктами горения - золой, часть золы лежит возле контейнеров.
Как следует из заключения Государственной экологической экспертизы на новую технику «Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО «<данные изъяты> ФИО1», установленный срок действия заключения истек ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 выводов эксперта) (л.д. 27-37). Иного заключения в материалы гражданского дела не представлено.
При этом, как следует из общих сведений об объекте экспертизы, отраженных в указанном выше заключении, Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты> ТУ №2008 предназначен для термического обезвреживания (сжигания) методом высокотемпературного горения отходов и очистки образовавшихся при этом газов от вредных веществ до предельно-допустимых концентраций. Комплекс относится к оборудованию коммунального хозяйства и позволяет обезвреживать твердые отходы классов опасности Б и В по СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-99, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду при традиционных методах утилизации. Высокотемпертаурному обезвреживанию (сжиганию) будут подвергаться следующие виды опасных отходов:
- полимерные материалы (шприцы, системы переливания крови, капилляры, бахилы, пеленки, памперсы, пакеты, зеркала гинекологические одноразовые, прокладки);
- стекло (ампулы, банки, бутылки, пробирки);
- металл (иглы, перья);
-текстиль (пеленки, памперсы, бинты, марля, вата, подголовники, одноразовое операционное белье, хирургическая одежда);
- резина (одноразовые перчатки, грелки, трубки, катеторы);
- бумага (коробки из-под лекарств, одноразовая посуда,
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что ход и результаты прокурорской проверки зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что <данные изъяты>» занимается сжиганием биологических отходов с древесными опилками.
Таким образом, указанная деятельность ООО «<данные изъяты>» нарушает требования федерального законодательства, ввиду следующего.
Так, статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает. что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ФИО1 как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
- обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ФИО1 и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 33 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Как следует из п. 8 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что необходимость представления на государственную экологическую экспертизу проекта технической документации на установку «Комплекс термического обезвреживания отходов <данные изъяты>», которая ранее получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года), по истечению срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы может быть обусловлена реализацией объекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, внесением изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также, если объект государственной экологической экспертизы не был реализован в течение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Так, согласно проведенным актам прокурорской проверки, не оспоренным ответчиком, ООО <данные изъяты>» при эксплуатации «Комплекса термического обезвреживания отходов «<данные изъяты> высокотемпертаурное обезвреживание (сжигание) биологических отходов не только классов Б и В с учетом видов опасных отходов, на которые разработана проектная документация, получившая положительное заключение ДД.ММ.ГГГГ, но и опасных отходов 1-4 классов опасности класса «Г», а также иных отходов отраженных в актах прокурорской проверки.
При этом, указанные в актах прокурорской проверки виды опасных объектов не были включены в проект технической документации «Комплекса термического обезвреживания отходов <данные изъяты>», относительно которого экспертная комиссия при даче заключения от ДД.ММ.ГГГГ произвела оценку воздействия на окружающую среду и установила соответствие технической документации требованиям нормативно правовых актов Российской Федерации, регулирующим отношения в области обращения с отходами производства.
С учетом изложенного, в нарушение п. 8 ч. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ответчиком производилась реализация объекта - Комплекса термического обезвреживания отходов <данные изъяты>» с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, учитывая, что государственная экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, то эксплуатация оборудования без её проведения является не допустимой.
При таких обстоятельствах, необходимость представления на государственную экологическую экспертизу проекта технической документации на установку «Комплекс термического обезвреживания отходов «<данные изъяты>», которая ранее получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, по истечению срока действия положительного заключения обусловлена реализацией объекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации, получившей положительное заключение.
Доводы ответчика – ООО <данные изъяты>» и представителя третьего лица - Министерства экологии и природопользования <адрес> об отсутствии законных оснований для повторного прохождения Государственной экологической экспертизы в отношении технической документации «Комплекса термического обезвреживания отходов <данные изъяты>» в связи с истечением срока действия положительного заключения Государственной экологической экспертизы, суд считает несостоятельным, поскольку из представленных материалов дела следует, что ООО «<данные изъяты>» при эксплуатации «Комплекса термического обезвреживания <данные изъяты>» производило высокотемпертаурное обезвреживание (сжигание) биологических отходов с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разрешая требования заместителя прокурора о приостановлении деятельности ООО «<данные изъяты>» по утилизации медицинских и биологических отходов, по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления, на производственном участке, расположенном на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, до установления санитарно-защитной зоны по объекту производства по адресу: <адрес> суд руководствуется следующим.
Из материалов гражданского дела следует, что в ходе проведения проверки в мае 2020 года прокуратурой <адрес> установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по сжиганию просроченной пищевой продукции, то есть осуществляет деятельность, связанную с размещением и обезвреживанием отходов производства и потребления.
Вопреки требований действующего законодательства, ООО «<данные изъяты>» на производственный участок по обезвреживанию (утилизации) отходов по адресу: <адрес>, размер санитарно-защитной зоны не установлен. В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ООО <данные изъяты>» о соответствии санитарно-эпидемиологическом требованиям осуществляемой деятельности не обращался.
Учитывая, что установление санитарно-защитной зоны проводится в целях соблюдения требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов на объекты производства, а также определят особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зон, то осуществление деятельности на производстве без её установления является не допустимой.
Вышеуказанные нарушения требований природоохранного законодательства являются административными правонарушениями, предусмотренными ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий) и ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ (невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы).
Как следует из представленного в материалы дела вступившего в законную силу постановления Дубненского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса об АП с назначением ему наказания в виде предупреждения, выраженном в официальном порицании лица, совершившего административное правонарушение.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
В пункте 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарнозащитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII указанных санитарных правил, согласно которой для промышленных объектов второго класса мусоросжигательные,мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год опасности ориентировочные размеры санитарно-защитных зон составляют 500 метров.
При этом критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3).
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (п.2.5).
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п.3.1).
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п.4.1)
Санитарно-защитная зона устанавливается на основании решения и санитарно- эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (п.4.3).
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебнопрофилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (п.5.1).
В санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции (п.5.2).
В связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила N 222) определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п. 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее -объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» отражено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с требованиями пункта 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80, объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно пункту 3 Правил N 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
- территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Основные положения об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий были закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), дополнившим Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) статьей 106.
Согласно части 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий (в том числе СЗЗ), в котором в числе прочего должен быть определен исчерпывающий перечень объектов, вокруг которых устанавливаются СЗЗ, или критерии таких объектов, виды территорий, а также требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон, за исключением случаев, если требования к таким предельным размерам и (или) правилам определения размеров зон установлены федеральным законом.
Изменения в Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.8 ст.5 вышеуказанных изменений, которые внесли изменения в ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГ установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи."
В отношении СЗЗ это означает, что Правительством РФ не было утверждено Положение о СЗЗ, поэтому до ДД.ММ.ГГГГ при установлении СЗЗ применяется "Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N222.
При таких обстоятельствах, ссылка ответчика на продление срока для установления санитарной зоны до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ФЗ №455-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ суд считает несостоятельным, поскольку основано на неверном толковании норм материального права.
Таким образом ООО «<данные изъяты>» в силу Правил N 222 и СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 обязано разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и предоставить его в Управление Роспотребнадзора по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действия ООО «Пантеон», осуществляемые в нарушение требований закона создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей, нарушают их права на благоприятную среду обитания, поскольку деятельность по утилизации медицинских и биологических отходов с помощью «Комплекса термического обезвреживания отходов №» является источником воздействия на среду обитания.
Учитывая, что ООО «<данные изъяты>» нарушает требования законодательства в области охраны окружающей среды, у суда имеются достаточные основания полагать, что осуществляемая ими хозяйственная деятельность создает опасность негативного воздействия на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
С учетом изложенного, суд считает надлежащим приостановить деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Пантеон» по утилизации медицинских и биологических отходов, а также деятельности по сбору, транспортированию, обработке. утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления, на производственном участке, расположенном на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес>, до получения в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на «Комплекс термического обезвреживания отходов <данные изъяты> установления размера санитарно-защитной зоны по объекту производства по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты>» о приостановлении деятельности - удовлетворить.
Приостановить деятельность Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» по утилизации медицинских и биологических отходов, по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления, на производственном участке, расположенном на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, до:
- получения в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на Комплекс термического обезвреживания отходов №
- установления санитарно-защитной зоны по объекту производства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись