Дело № 2-2186/2022
УИД 24RS0024-01-2022-002659-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Гридневой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Коростелевой Т. В., к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» о выдаче лекарственного средства и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор в интересах Коростелевой Т.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Губернские аптеки» и Министерству здравоохранения Красноярского края о выдаче лекарственного средства и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что Коростелева Т.В. в соответствии с имеющимся у нее заболеванием наблюдается в КГБУЗ «Канская МБ» с диагнозом G20 Болезнь Паркинсона. В связи с диагнозом Коростлевой Т.В. решением врачебной комиссии от 18.05.2022г. назначен препарат «Разагилин» таб. 1 мг № (1 стандарт», выдан рецепт серии 04-22 № от 18.05.2022г. За получением лекарства Коростелева Т.В. обратилась 26.05.2022г. в аптеку ЦРА № АО «Губернские аптеки» по адресу: <адрес>, однако, в выдаче лекарства ей было отказано, сославшись на его отсутствие, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Данное лекарство Коростелева Т.В. должна принимать ежедневно, по состоянию на 14.06.2022г. Коростелева Т.В. лекарственным препаратом не была обеспечена. На момент рассмотрения дела судом 08.07.2022г. Коростелева Т.В. обеспечена выписанным препаратом «Разагилин таб. 1 мг №». Коростелева Т.В. является пенсионером по возрасту. Учитывая изложенное, истец полагает, что ответчики нарушили право Коростелевой Т.В. на бесплатное получение льготного лекарства в установленный срок, в связи с длительным необеспечением лекарством причинили Коростелевой Т.В. нравственные страдания, а также возможного ухудшения состояния здоровья в случае неупотребления лекарства
На основании изложенного, прокурор просил по тексту иска взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» компенсацию морального вреда в пользу Коростелевой Т.В. в размере 5 000 руб., выдать лекарственное средство «Разагилин таб. 1 мг №» в течение 3 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель процессуального истца – Канского межрайпрокурора Коробова Е.В. исковые требования поддержала, уточнив их, поддерживала исковые требования только в части компенсации морального вреда, с учетом того, что Коростелева Т.В. на текущий момент времени уже обеспечена необходимым количеством лекарственного средства, просила считать данные пояснения уточнением исковых требований. Материальный истец Коростелева Т.В. в судебном заседании участия не принимала, будучи извещенной надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «Губернские аптеки» Бескоровайная Е.А. (на основании доверенности) в судебном заседании участия не принимала, просила его провести в свое отсутствие, направив письменные возражения на иск, которыми исковые требования не признала, пояснив, что АО «Губернские аптеки» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку льготное обеспечение лекарственными препаратами относится с расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Организацией, обеспечивающей лекарственными препаратами льготополучателей, является Министерство здравоохранения Красноярского края. С рецептом Коростелева Т.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием препарата в аптеке, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, информация о постановке рецепта на отложенный спрос вносится в Процессинговый центр, только 03.06.2022г. от министерства здравоохранения Красноярского края поступило обращение, в соответствии с которым Минздрав края предложил осуществить закуп лекарственных препаратов за счет собственных средств в рамках выделенных субсидий персонифицировано для конкретных льготополучателей. Приобретение (закуп) товаров, в т.ч. лекарственных препаратов и медицинских изделий, осуществляется Обществом в соответствии с ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ, минимальный срок закупа товара составляет около трех недель, не считая срока поставки товара поставщиком. АО «Губернские аптеки» были проведены мероприятия по закупу медицинских изделий и лекарственных препаратов, ДД.ММ.ГГГГ препарат поступил на уполномоченный склад, а затем ДД.ММ.ГГГГ перемещен в Аптеку №, о чем льготополучатель немедленно уведомлен, ДД.ММ.ГГГГ при личном визите в аптеку Коростелева Т.В. была обеспечена выписанным лекарственным препаратом. Таким образом, АО «Губернские аптеки» предприняло все зависящие от него меры по организации отсроченного обслуживания льготополучателя в порядке, установленном действующим законодательством, в связи с изложенным просили в удовлетворении иска в отношении АО «Губернские аптеки» отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края Пахомова Т.Ю. (на основании доверенности) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, также представила отзыв на иск, согласно которому лекарственный препарат «Разагилин» не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р, а также не включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Данный препарат назначается исключительно при наличии решения врачебной комиссии медицинской организации, по результатам которой в Министерство должна быть направлена дополнительная заявка на препарат с копией решения врачебной комиссии, что отражено в письме министерства в адрес медицинских организаций от ДД.ММ.ГГГГ № с-71-809. Рецепт 04-22 № был оформлен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, рецепт отметки о срочности обеспечения не содержал, и предъявлен пациенткой в аптеку ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в аптечных пунктах АО «Губернские аптеки» в г. Канске данный препарат отсутствовал, в связи с чем, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, последним днем предоставления препарата пациентке являлось ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ министерство обратилось в АО «Губернские аптеки» с просьбой о приобретении препаратов в счет средств субсидии, в том числе, и 7 упаковок «Разагилин, таб. 1 мг №» для Коростелевой Т.В. В настоящее время в отношении пациентки произведен закуп лекарственного препарата в количестве 7 упаковок, которые в полном объеме выданы ДД.ММ.ГГГГ Коростелевой Т.В., пациентка обеспечена препаратом до февраля 2023 г.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими процессуальными правами.
В силу ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части третьей данной статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания.
Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, суд полагает, что рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ, и, исследовав письменные материалы дела, учитывая позицию представителя процессуального истца по делу – помощника Канского межрайонного прокурора Коробовой Е.В., суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях. Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона №178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ). Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п.1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи. Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 22.10.2018г. №-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. №-п, органом исполнительной власти края, к компетенции которого относится обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является Министерство здравоохранения Красноярского края.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Коростелева Т.В. в соответствии с имеющимся у нее заболеванием наблюдается в КГБУЗ «Канская МБ» с диагнозом G20 Болезнь Паркинсона. В связи с диагнозом Коростелевой Т.В. решением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ назначен препарат «Разагилин» таб. 1 мг № (1 стандарт), выдан рецепт серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ
За получением лекарства Коростелева Т.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в аптеку ЦРА № АО «Губернские аптеки» по адресу: <адрес>, однако, в выдаче лекарства ей было отказано, сославшись на его отсутствие, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Данное лекарство Коростелева Т.В. должна принимать ежедневно, на момент обращения прокурора с иском в суд Коростелева Т.В. лекарственным препаратом не была обеспечена; вместе с тем, на дату ДД.ММ.ГГГГ Коростелева Т.В. обеспечена выписанным препаратом «Разагилин таб. 1 мг №».
Согласно п.2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Письмом от 02.06.2022 г. АО «Губернские аптеки» уведомило Министерство здравоохранения об отложенном спросе на препараты по региональной льготе. В случае невозможности закупа министерством здравоохранения Красноярского края лекарственных препаратов, АО «Губернские аптеки исключительно по поручению Минздрава края осуществляют закуп лекарственных препаратов за счет субсидий при наличии неиспользованного остатка денежных средств на соответствующей целевой статье на основании договора о предоставлении субсидий, заключенного между Министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки». ДД.ММ.ГГГГ от министерства в адрес АО «Губернские аптеки» поступило письмо, согласно которому Министерство здравоохранения Красноярского края поручало произвести закуп и отпуск лекарственных препаратов, в том числе, и «Разагилин таб. 1 мг №» в количестве 14 штук персонифицировано для Коростелевой Т.В. за счет собственных средства в рамках выделенных субсидий.
На основании приведенных выше нормативных положений следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, осуществляется Министерством здравоохранения Красноярского края.
После установления факта отсутствия препарата «Разагилин таб. 1 мг №» в аптеке № по адресу: <адрес> для обеспечения Коростелевой Т.В. АО «Губернские аптеки» предприняло меры по организации отсроченного обслуживания пациента, поставив рецепт на отсроченное обслуживание, проинформировав Минздрав края о наличии отложенного спроса.
Исходя из того, что в отношении Коростелевой Т.В., являющейся пенсионером по возрасту, не имеющей право на получение государственной социальной помощи, но в связи с заболеванием имеющей право на льготное лекарственное обеспечение, в т.ч. по решению врачебной комиссии имеющего право на бесплатное обеспечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Разагилин таб. 1 мг №», обеспечение пациента указанным препаратом в соответствии с предоставленными государством гарантиями осуществлено в установленный 10-дневный срок не было, учитывая при этом, что Коростелева Т.В., имея диагноз «Болезнь Паркинсона», должна принимать указанное лекарство ежедневно, суд полагает, что Министерством здравоохранения Красноярского края не приняты надлежащие меры к обеспечению истца бесплатно лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям в связи с имеющимся у него заболеванием.
Суд при этом учитывает, что лекарственный препарат с МНН «Разагилин» не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, а также не включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекартсвенные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-% скидкой (приложение № к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. постановлением Правительства Красноярского края от 21.12.2021 № 920-п). Соответственно, данный препарат назначается исключительно при наличии решения врачебной комиссии медицинской организации, по результатам которой в Министерство здравоохранения края должна быть направлена дополнительная заявка на препарат с копией решения врачебной комиссии (письмо Министерства здравоохранения Красноярского края в адрес медицинских организаций края от 20.01.2020 № с-71-809)
С учетом вышесказанного, доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края о том, что в целях обеспечения в 2022г. пациентов лекарственным препаратом МНН «Разагилин» министерством был заключен государственный контракт № 2022/16/418 от 07.12.2021 г. на поставку 12 упаковок препарата, с учетом остатков препарата, закупленного в 2020-2021г.г. и заявленной потребности учреждений в препарате в 2022 г. в количестве 36 упаковок (3 пациента по 12 упаковок), объем приобретенного препарата покрывал потребность пациентов на 5 месяцев (до июня 2022 г.), однако, в 2022 г. появились новые пациенты – 4 человека, которым также по решениям врачебной комиссии был назначен «Разагилин», но потребности которых не учитывались при закупе, при этом, в адрес министерства медицинскими организациями не были направлены дополнительные заявки, в связи с чем для обеспечения новых пациентов был использован ранее приобретенный препарат, а дополнительная закупка препарата в оперативном порядке оказалась невозможной в связи с отсутствием у министерства денежных средств, суд во внимание не принимает, поскольку данные обстоятельства не освобождают ответчика от возложенных непосредственно на него обязанностей в части обеспечения лекарственными препаратами лиц, в них нуждающихся, своевременно и в нужном количестве, в том числе, в части обеспечения Коростелевой Т.В. лекарственным препаратом МНН «Разагилин» по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, с которым истица обратилась в аптеку ДД.ММ.ГГГГ, и отпуск лекарственного препарата по которому был произведен только ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства, на которые ссылается Министерство здравоохранения края, в части того, что в апреле 2022 г. АО «Губернские аптеки» отказало министерству в закупке лекарственных препаратов в связи с отсутствием лимитов по договору субсидии без заключения дополнительного соглашения об увеличении суммы договора и изменения условий оплаты по договору в связи с изменившейся экономической ситуацией, в связи с чем у Министерства отсутствовала фактическая возможность приобретения препарата и обеспечения пациентки и через использование механизма субсидирования, также, по мнению суда, в данном случае не могут быть признаны как освобождающие ответчика от ответственности, в том числе, и с учетом того, что отсылка идет к событиям апреля 2022 г., а с рецептом Коростелева Т.В. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, исходя из особенностей обеспечения лекарственным препаратом в данном случае, о чем упоминал в своих доводах сам ответчик (относительно того, что данный препарат назначается исключительно при наличии решения врачебной комиссии медицинской организации, по результатам которой в Министерство здравоохранения края должна быть направлена дополнительная заявка на препарат с копией решения врачебной комиссии).
Процессуальным истцом в интересах Коростелевой Т.В. заявлены исковые требования о взыскании в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей в связи с нарушением права на бесплатное получение льготного лекарства, длительным необеспечением, чем истцу причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям.
Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др. В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 ГК РФ).
Аналогичный подход отражен в абз. 2 п. 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ответчиком Министерством здравоохранения Красноярского края не принято надлежащих мер к организации обеспечения Коростелевой Т.В. лекарственным препаратом «Разагилин таб. 1 мг №», необходимым ей по жизненным показаниям, в связи с чем, истцу причинены нравственные страдания, которые с учетом имеющихся материалов и обстоятельств дела, степени страданий Коростелевой Т.В., обусловленных переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным принятием лекарственного препарата, назначенного врачом, получение которого ему гарантировано государством, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, переживания истца по поводу поиска средств на приобретение лекарства и самого лекарственного препарата, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о компенсации морального вреда обоснованно и подлежит частичному удовлетворению в сумме 1 000 рублей, подлежащих взысканию с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, с ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Коростелевой Т. В. к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» о компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края (ИНН 2466212607, ОГРН 1082468040357) в пользу Коростелевой Т. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт 04 06 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УВД г. Канска Красноярского края, код подразделения 242-030) в счет компенсации морального вреда – 1 000 рублей.
В остальной части исковых требований, в том числе, к ответчику АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека № 11), - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2022 года.
Судья А.М. Блошкина