Дело № 2-509/2022 УИД 32RS0010-01-2022-000278-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего Конториной А.С.,
при секретаре Фединой А.О.,
с участием:
истца Серцовой О.Л. представителя истца - Жильцова О.А.
представителя ответчика – администрации Жуковского муниципального округа Брянской области – Офицерова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.Л. к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
О.Л. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец ФИО1, решением <адрес>ого суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, мать ФИО2 решением Володарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Постановлением администрации <адрес> Брянской <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение ей предоставлено не было. В настоящее время она зарегистрирована в пгт. Большое Полпино, <адрес>.
Просит суд, с учетом уточненных исковых требований, обязать администрацию Жуковского муниципального округа Брянской области предоставить ей на основании договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади, установленным в Жуковском муниципальном округе Брянской области применительно к условиям населенного пункта по городу Брянску.
В судебном заседание истец О.Л. и её представитель Жильцов О.А. уточненные исковые требования поддержали по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика - администрации Жуковского муниципального округа Брянской <адрес> – Офицеров О.С. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что О.Л. состоит в очереди на получение жилья и ей будет предоставлено жилое помещение, согласно очередности. В противном случае будут нарушаться права других лиц, имеющих статус детей - сирот. Кроме того, считает, что ответчиком по данному делу должен выступать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Представитель третьего лица - Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно. Ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Представитель третьего лица – сектора семьи, охраны материнства и детства администрации Жуковского муниципального округа Брянской области в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Департамента строительства Брянской области в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о месте и времени рассмотрения дела. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела установлено, что в свидетельстве о рождении О.Л. в графе отец указан ФИО1, а в графе мать указана ФИО2. (л.д. 10).
Решением Володарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери О.Л. (л.д. 12-13).
Решением Володарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери О.Л. (л.д. 14-16).
Согласно паспортным данным, О.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, РП. Большое Полпино, <адрес> (л.д. 40).
Из постановления администрации <адрес> Брянской <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ О.Л. поставлена на очередь на получение жилья, как относящаяся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. 18).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и уведомления № КУВИ-002/2021-27136061 от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что за О.Л. не значится квартир, индивидуальных домовладений в <адрес> и Брянской <адрес> (л.д.22,23).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По смыслу закона, жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме данных лиц, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.9 ст.8 вышеуказанного закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления, предусмотренных в Федеральным законе от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации, обстоятельств.
На территории Брянской области порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан регламентируется Законом Брянской области от 29.12.2012 г. № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
В силу ст.1 вышеназванного Закона Брянской области жилые помещения указанной категории лиц предоставляются однократно, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
Истец О.Л., имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения. Будучи поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, О.Л. имеет право на однократное предоставление по месту жительства благоустроенного жилого помещения не ниже установленных жилищных норм.
Разрешая ходатайство представителя ответчика администрации Жуковского муниципального округа Брянской области о замене не надлежащего ответчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области суд исходит из следующего.
Указом Губернатора Брянской области от 07 декабря 2021 года № 165 «О передаче функций департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в департамент строительства Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области» (далее - Указ № 165) функции по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), а также контролю за деятельностью муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем детей-сирот с 1 января 2022 года переданы департаменту строительства Брянской области.
Согласно данному Указу № 165 формирование и ведение сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, будет осуществляться департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В связи с тем, что вышеуказанные полномочия переданы в департамент строительства Брянской области и организацию исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также контроль за деятельностью муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем детей-сирот с 1 января 2022 года осуществляет департамент строительства Брянской области, который привлечен в качестве третьего лица.
При этом согласно ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 Закона Брянской области № 107-З от 29.12.2012 года «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Брянской области» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В определении №250-О-П от 05 февраля 2009 года Конституционный суд РФ закрепил, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями.
Законом Брянской области №124-З от 02.12.2011 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц.
Таким образом, действующим законодательством четко определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ходатайство администрации Жуковского муниципального района Брянской области о замене ненадлежащего ответчика удовлетворению не подлежит.
Поскольку до настоящего времени О.Л. не обеспечена жилым помещением, при этом в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.1 Закона Брянской области от 29.12.2012 № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» она имеет право на получение жилого помещения, то при таких обстоятельствах требования О.Л. о понуждении администрации Жуковского муниципального округа Брянской области выделить ему благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта по месту жительства, по нормам предоставления площади, установленным в Жуковском муниципальном округе Брянской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что исполнение решения суда изменит очередность предоставления жилья, что приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, ранее включенных в список, суд считает, что они не могут быть основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, так как ни Федеральным, ни Законами Брянской области не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск О.Л. к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, удовлетворить.
Администрации Жуковского муниципального округа Брянской области предоставить О.Л. на основании договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади, установленным в Жуковском муниципальном округе Брянской области применительно к условиям населенного пункта по городу Брянску.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2022 года.
Председательствующий подпись А.С. Конторина
Копия с подлинником верна
Судья А.С. Конторина