№ 7а–89/19
В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д
Р Е С П У Б Л И К И Б У Р Я Т И Я
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 апреля 2019 г. г. Улан-Удэ
Председатель Верховного Суда Республики Бурятия Кириллова А.А., рассмотрев жалобу Максимова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Закаменского района Республики Бурятия от 23 октября 2018 года и решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года, постановленные в отношении Максимова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка Закаменского района Республики Бурятия от 23 октября 2018 года, оставленным без изменения решением Закаменского районного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года, Максимов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Не согласившись с приведенными судебными актами, Максимов А.В. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные постановления и прекратить производство по делу.
Изучив истребованное по жалобе дело об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В силу п.2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В силу ч. 6 ст. 27.12этого же Кодекса, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02 октября 2018 года в 22 час. 45 мин. в г. Закаменск, по ул. Больничная водитель Максимов А.В., управляя транспортным средством марки "<...>" государственный регистрационный знак <...> с признаками опьянения, не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Привлекая Максимова А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья, с выводами которого согласился судья районного суда, исходил из того, что факт невыполнения водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения нашел свое подтверждение, сославшись при этом на акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством от 02 октября 2018№ 25 (л.д. 9).
С данными выводами судов согласиться нельзя.
В соответствии с п. 2 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (далее - Порядок) целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В п. 4 Порядка закреплено, что медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования: а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером); б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя; в) определение наличия психоактивных веществ в моче; г) исследование уровня психоактивных веществ в моче; д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.
Пунктом 8 Порядка установлено, что в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящему приказу (далее - Акт).
Согласно п. 9 Порядка после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку.
При этом отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования при медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. (п. 12 Порядка)
В п. 19 Порядка предусмотрено, что медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" составляется, в том числе, в случае отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;
При этом из совокупного толкования п. 4 и п. 19 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) следует, что медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится при отказе освидетельствуемого от лабораторных исследований уровня психоактивных веществ как в моче, так и в крови.
Пунктом 6 Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, являющихся приложением № 3 к приведенному выше Порядку, утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н, установлено, что при наличии у свидетельствуемого острых заболеваний, состояний, представляющих угрозу его жизни, или если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования свидетельствуемый заявляет о невозможности сдачи мочи, производится отбор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки (флакона) объемами 10 мл и 5 мл.
Из материалов дела следует, что Максимов А.В., объясняя свой отказ от прохождения от медицинского освидетельствования ссылался на невозможность сдачи мочи. Об этом он, в частности указал в протоколе об административном правонарушении. Данное обстоятельство признавалось и сотрудниками ГИБДД МВД по РБ <...> В.В. (л.д. 22), <...> А.Л. (л.д. 33) и <...> А.Ю. (л.д. 34). В частности последние,будучи допрошенными судом первой инстанции показали, что отказ от прохождения медицинского освидетельствования был обусловлен невозможностью сбора биологического материала в виде мочи на протяжении одного часа. Врач <...> К.П., проводившая медицинскоеосвидетельствование суду показала, что Максимов на протяжении 1-1,5 часа не мог собрать мочу. После этого, он отказался от прохождениямедицинского освидетельствования.
При заявлении Максимова о невозможности сдачи мочи по истечении 30 минут после направления на исследование, в соответствии с требованиями пункта 6 приведенных Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, у него надлежало осуществить отбор крови из поверхностной вены для соответствующего исследования, чего осуществлено не было.
Сведений о том, что Максимову предлагалось осуществить забор крови, от чего он отказался, материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения и как следствие недопустимости акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица от 02 октября 2018 года N 25, как доказательства.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Закаменского района Республики Бурятия от 23 октября 2018 года и решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ в отношении Максимова А.В. подлежат отмене, а производство по указанному делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Жалобу Максимова А.В. - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Закаменского района Республики Бурятия от 23 октября 2018 года и решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ в отношении Максимова А.В. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств.
Председатель Верховного Суда
РеспубликиБурятия А.А. Кириллова