Дело № 2а-2980/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 30 июня 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края, в составе: председательствующего судьи: Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Зилевой Е.В.,
с участием представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ Сироткина А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савостикова Алексея Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерствр обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации об обязании установить приборы учета,
установил:
истец обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации об обязании установить приборы учета, в обоснование заявленных требований, указал, что Савостиков Алексей Владимирович и члены семьи проживают в служебной квартире по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, которая принадлежит Министерству обороны Российской Федерации. На неоднократные обращения к руководителю ФГКУ «Востокрегиожилье» МО РФ, начальнику ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, руководителю «Департамента имущественных отношений» МО РФ, руководителю «Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций» Министерства обороны Российской федерации, об установки приборов индивидуального учета тепловой и газовой энергии получен отрицательный ответ.
Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации установить приборы индивидуального учета по адресу: <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Истец, представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Истец представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ представил возражения на исковое заявление, приобщённые к материалам дела в которых с заявленными требованиями не согласился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ обязанность по техническому обслуживанию, капитальному и текущему ремонта здания возложена в соответствии с Уставом на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 30, ст. 39 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное жилое помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. ч. 1, 14 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно по десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона РФ №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Обязанность собственников обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену предусмотрена и в пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Савостиков А.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № данное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № создано федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»).
Согласно п. 17 Устава ФГАУ «Росжилкомплекс», утв. Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом изменений внесенных приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, основной целью деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Также в силу пункта 19 Устава основным видом деятельности учреждения являются в том числе содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за Министерствам обороны. В пунктах 20.4, 20.5 Устава к видам деятельности Учреждения отнесено: деятельность заказчика-застройщика, организация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, объектов недвижимого имущество, в том числе жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (в том числе по обеспечению объектов оборудованием, материалами, поставка которых возложена на заказчика-застройщика, их приемку учет, хранение, своевременную передачу подрядным организациям), пуско-наладке сдаче объектов в эксплуатацию в установленном порядке; техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда.
Таким образом, Министерством обороны РФ переданы функции по техническому обслуживанию, содержанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации независимо от того, закреплено ли жилое помещение в оперативном управлении за Учреждением.
Установку индивидуальных приборов учета в жилом помещении следует относить к текущему ремонту.
Согласно Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Таким образом, доводы представителя ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на то, что помещение не передано в управление учреждению, являются несостоятельными и не освобождают Учреждение от исполнения возложенных на него функций
Равно как ссылки на п. 11 Устава о том, что Учреждение не отвечает по обязательствам собственника, не влечет отказа в иске к данному ответчику.
С учётом изложенного в удовлетворении требований Савостикова Алексея Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации надлежит отказать.
Отсутствие технической возможности установки ИПУ в помещении истца надлежащими доказательствами не подтверждено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Савостикова Алексея Владимировича к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить; обязать ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации установить индивидуальные приборы учета в квартире по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований Савостикова Алексея Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Дата принятия решения суда в окончательной форме 07.07.2021 года.
Председательствующий Н.А. Чижова