Решение по делу № 2-7219/2023 от 30.05.2023

УИД 11RS0001-01-2023-007049-76 Дело № 2-7219/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Тебеньковой Н.В.,

при секретаре Чалановой М.В.,

с участием:

представителя истца Тарасевича А.Н.,

представителя третьего лица Куликова Д.А.,

рассмотрев 20 сентября 2023 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре гражданское дело по исковому заявлению Каваляускайте Людмилы Константиновны к ООО "Торговая инвестиционная компания", ТУ Росимущества в Республике Коми о признании отказа в регистрации заявки на приобретение имущества на комиссионных началах недействительным, об обязании зарегистрировать заявку в электронном журнале приема и регистрации заявок, об обязании проверить процедуру реализации имущества,

установил:

Каваляускайте Л.К. обратилась в суд с иском к ООО "Торговая инвестиционная компания", ТУ Росимущества в Республике Коми, в котором просила признать незаконными действия ООО "Торговая инвестиционная компания" об отказе в принятии заявки истца в рамках реализации автомобиля на комиссионных началах, обязать зарегистрировать заявку в электронном журнале приема и регистрации заявок с фактической датой подачи, направить в адрес истца решение о принятии заявки, реквизитов на оплату и договор купли-продажи, обязать

о признании отказа в регистрации заявки на приобретение имущества на комиссионных началах недействительным, об обязании зарегистрировать заявку в электронном журнале приема и регистрации заявок, об обязании проверить процедуру реализации имущества ТУ Росимущества в Республике Коми проверить процедуру реализации имущества на соответствие с условиями контракта.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что онам подала электронную заявку для участия в процедуре реализации автомобиля ... однако в принятии данной заявки истцу отказано.

К участию в деле привлечены СОСП по Республике Коми, УФССП по Республике Коми, НО «Фонд юристов Республики Коми».

В судебном заседании представитель истца требования иска и доводы в его обоснование поддержал.

Представитель третьего лица НО «Фонд юристов Республики Коми» в судебном заседании также поддержал исковые требования.

Истец и ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежаще.

Иные третьи лица УФССП по Республике Коми, СОСП УФССП по Республике Коми представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом согласия сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих, случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).

В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. В частности, к таким мерам относятся и обращение взыскания на имущество должника, и наложение ареста на имущество должника (ст. 68 Закона об исполнительном производстве).

Порядок обращения взыскания на имущество должника установлен ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и включает в себя изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1).

На основании Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724, Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 функции по организации реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Часть 7 статьи 87 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает, что судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация - принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

Как установлено судом, в производстве Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми (ныне – СОСП по Республике Коми) находится на исполнении сводное исполнительное производство №...-ИП, совокупный размер задолженности НО «Фонд юристов Республики Коми» по которому составляет 5 434 816,17 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ** ** ** наложен арест на имущество должника.

Согласно акту описи и ареста имущества должника от ** ** **, произведен арест имущества должника – автомобиля ..., с правом пользования данным имуществом должником, которому разъяснен установленный режим хранения арестованного имущества.

** ** **, ** ** ** судебным приставом-исполнителем вынесены постановление об участии в исполнительном производстве специалиста – ООО «Аксерли» для оценки арестованного автомобиля.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ** ** ** составлена заявка на реализацию арестованного имущества на комиссионных началах, с установлением цены в размере 313 800 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ** ** ** цена реализуемого имущества снижена на 15% и установлена в размере 266 730 руб.

На основании государственного контракта на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории Республики Коми от ** ** **, заключенного между ТУ Росимущества по Республике Коми и ООО «ТОРГОВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ», указанное юридическое лицо приняло на себя обязательства по поручениям заказчика оказать услуги по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество на территории Республики Коми в соответствии с условиями контракта, включая возможные работы, определенно не упомянутые в контракте, но необходимые для конечного результата услуг (п. 1.2 контракта).

В силу п. 1.3. Контракта заказчик поручает на условиях, установленных контрактом, письменными поручениями и указаниями заказчика совершать от его имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество в соответствии с техническим заданием на выполнение работ.

На основании п. 2 технического задания, являющегося приложением №1 к государственному контракту, определены способы реализации имущества – на комиссионных началах или на торгах.

В силу п. 6.2. технического задания размещение информации о реализуемом имуществе: При размещении информации о реализации в публичных источниках информации указывать, что реализация арестованного имущества осуществляется от имени и по поручению заказчика в разрезе каждого поручения заказчика.

При реализации имущества на комиссионных началах:

- публикация информации на сайте Исполнителя, не менее чем на одном сайте в сети Интернет, специализирующемся на продаже имущества (поисковые системы сети Интернет ресурсами (сайтами/страницами) не являются).

- при публикации на сайте Исполнителя информации о реализации на комиссионных началах арестованного имущества в обязательном порядке указывать дату размещения информации, которая должна быть сохранена как минимум до окончания исполнения Контракта.

в случае реализации имущества без проведения торгов, размещать на сайте Исполнителя, иных сайтах в сети Интернет, в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты подписания акта приема-передачи документов У имущества с документами либо получения иного процессуального документа / истечения срока приостановления исполнительных действий, информацию о реализуемом имуществе и фотографии реализуемого имущества, принятого в натуре, позволяющие судить об имуществе, а также карту прохода к месту реализации имущества и, если реализация проходит в помещении какого-либо здания, - подробный ситуационный план здания, позволяющий добраться до места и время приема заявок на приобретение имущества, обеспечить доступ и проходной режим в месте реализации имущества.

Согласно регламенту по приобретению арестованного имущества, находящегося на реализации на комиссионных началах, утвержденному ООО «Торговая инвестиционная компания», продажа на комиссионных началах имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество без проведения торгов осуществляется организатором торгов в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Претендентом на приобретение имущества может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала и (или) любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора приобретаемого имущества (реализуемого на комиссионных началах).

Комиссионная продажа имущества представляет форму его реализации, в соответствии с которой имущество передается специализированной организации (Росимуществу) для последующей продажи. Соответственно, в этом случае отношения, возникшие между Росимуществом и специализированной организацией, регулируются нормами гражданского законодательства о договоре купли-продажи (гл. 30 ГК), о договоре комиссии (гл. 51 ГК), а также иными нормативными актами (например, Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами

На основании ч. 10 ст. 87 Закона Об исполнительном производстве, переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию. Если имущество должника не было реализовано в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%. Данное постановление направляется в Росимущество и является основанием для дальнейшей реализации имущества.

Как установлено судом, ** ** ** Каваляускайте Л.К. направила заявку в электронном виде для участия в процедуре реализации имущества – автомобиля ..., на комиссионных началах, ** ** ** данная заявка была отклонена.

** ** ** истец вновь направила заявку для участия в процедуре реализации имущества, однако ** ** ** данная заявка была вновь отклонена ответчиком.

Основанием для отказа в принятии указанных заявок послужило то обстоятельство, что Каваляускайте Л.К. состоит в родственных отношениях с членом правления НО «Фонд юристов Республики Коми» ФИО5, а именно является его супругой.

Согласно выписке из Единого реестра юридических лиц, председателем правления и лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности является ФИО5, супругой которого является Каваляускайте Л.К.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось и не подлежит дополнительному установлению.

На основании п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку процедура реализации имущества на комиссионных началах законодательно не урегулировано, суд применяет к рассматриваемым правоотношениям сходные положения о реализации имущества должника на торгах.

Порядок реализации имущества должника на торгах в рамках исполнительного производства регламентированы Главой 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 89 данного закона реализация на торгах имущества должника производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее – организатор торгов). Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества.

Согласно ч. 2 ст. 90 указанного закона порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст. 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.

Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.

В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

В силу ч. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

В п. 70 Постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 ГК РФ). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.

Из анализа приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что основанием для признания проведенных торгов недействительными является совокупность двух обстоятельств: нарушение норм закона при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего такую сделку. При этом основанием для признания торгов недействительными выступают такие нарушения проведения торгов, которые привели бы к иным результатам в случае совершения действий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2).

На основании ст. 53 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются настоящим Кодексом, другим законом и учредительным документом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.) (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительным документом некоммерческой организации является устав, который утверждается ее учредителями (участниками, членами, собственниками имущества), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).

На основании ст. 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией (п. 1). К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации (п. 2).

ФИО5 согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц являлся единоличным исполнительным органом НО «Фонд юристов Республики Коми» и осуществлял текущее руководство данной организацией в пределах компетенции единоличного исполнительного органа.

Таким образом, поскольку ФИО5 выступал фактически в качестве руководителя юридического лица, установленные для него и членов его семьи ограничения для участия в торгах, проводимых в рамках реализации имущества должника – юридического лица, установленные в п. 5 ст. 449 Гражданского кодекса РФ, применимы к спорным правоотношениям.

Следовательно, Каваляускайте Л.К. являясь близким родственником председателя правления юридического лица – должника, в силу прямого указания на то закона не могла принимать участие в процедуре реализации имущества, и отказ в принятии ее заявки являлся правомерным.

Кроме того, как установлено судом, к дате судебного заседания сроки реализации имущества истекли, и ввиду отсутствия соответствующих заявок на приобретение реализуемого имущества автомобиль с актом возврата имущества направлен в подразделение службы судебных приставов, что исключает повторное рассмотрение заявки истца ответчиком ООО "Торговая инвестиционная компания", равно как и контроль процедуры реализации данного автомобиля ТУ Росимущества в Республике Коми.

С учетом изложенного, требования иска Каваляускайте Л.К. не подлежат удовлетворению.

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Каваляускайте Людмилы Константиновны к ООО "Торговая инвестиционная компания", ТУ Росимущества в Республике Коми о признании отказа в регистрации заявки на приобретение имущества на комиссионных началах недействительным, об обязании зарегистрировать заявку в электронном журнале приема и регистрации заявок, об обязании проверить процедуру реализации имущества - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Н.В. Тебенькова

2-7219/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Каваляускайте Людмила Константиновна
Ответчики
ООО "Торговая инвестиционная компания"
ТУ Росимущества в Республике Коми
Другие
ГМУ ФССП России
Тарасевич Андрей Николаевич
СОСП по РК
УФССП по РК
Кашкар Юлия Николаевна
НО "Фонд "Союз юристов Республики Коми"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Тебенькова Наталья Валентиновна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.07.2023Предварительное судебное заседание
31.07.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее