Дело № 2-142/2024
УИД 68RS0026-01-2024-000175-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года р.п.Токаревка
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Никольской А.В.,
при секретаре Поповой О.В.,
с участием помощника прокурора Токаревского района Тамбовской области Стрелкова д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Токаревского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Токаревская центральная районная больница» об обеспечении Кочетовский фельдшерско-акушерский пункт водонагревательным устройством
установил:
Прокурор Токаревского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Токаревский районный суд Тамбовской области с иском к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Токаревская центральная районная больница» об обеспечении <данные изъяты> фельдшерско-акушерский пункт водонагревательным устройством.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведенной прокуратурой Токаревского района Тамбовской области проверки в сфере здравоохранения, было выявлено, что в <данные изъяты> фельдшерско-акушерском пункте ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» отсутствуют водонагревательное устройство, что не соответствует Федеральному закону №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлению главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» к водоснабжению и канализации зданий медицинских организаций.
Полагая, что недостаточная оснащенность <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта препятствует соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий, ссылаясь на положения ст. ст. 15, 41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 4, 19, 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», просит возложить на ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать Кочетовский фельдшерско-акушерский пункт водонагревательным устройством.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Токаревского района Тамбовской области Стрелков Д.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в письменном заявлении и.о. главного врача И.В. Курносов просил о рассмотрении дела в его отсутствие представителя, указав, что исковые требования признают в полном объеме.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, среди которых: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Положениями ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа), а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно п. 4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в клинической апробации, организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании решения прокурора Токаревского района Тамбовской области от 10.03.2024 года проведена проверка ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» с 10.03.2024 по 29.03.2024 г. по соблюдению законодательства в сфере здравоохранения.
Согласно Акту 29.03.2024 г. в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства в сфере здравоохранения, помощником прокурора Токаревского района Тамбовской области Стрелковым Д.А. выявлено, что в нарушение СП 2.1.3678-20 «Санитарно эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» в <данные изъяты> фельдшерско-акушерском пункте ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» отсутствует водонагревательное устройство.
Сам факт необходимости оснащения <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» соответствующим недостающим оборудованием – водонагревательным устройством, ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из Устава ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ», утверждённого приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 30.07.2019 года N 1204 следует, что Учреждение является некоммерческой организацией – областным государственным бюджетным учреждением, созданной для обеспечения квалифицированной, диагностической, профилактической лечебной медицинской помощи населению в в амбулаторных и стационарных условиях (пункт 2.3). Предметом деятельности Учреждения является организация и оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи населению ( п.2.2).
Учредителем и собственником учреждения является Тамбовская область, а функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет управление здравоохранения Тамбовской области (пункт 1.3).
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним в установленном порядке или приобретенного Учреждением за счет выделенных ему учредителем средств, а также недвижимого имущества (пункт 1.7).
При этом, согласно пункту 2.6 Устава Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения цен (тарифов) определяется Учредителем.
Пунктом 2.7 Устава определено, что Учреждение для достижения целей, ради которых оно создано, вправе осуществлять иные услуги, связанные с оказанием медицинских услуг и приносящие доход:
бытовые и сервисные услуги повышенной комфортности; медико-транспортные услуги;
светокопирование и аналогичная деятельность по изготовлению копий. Цены (тарифы) на оказываемые дополнительные платные услуги, указанные в настоящем пункте, устанавливаются Учреждением самостоятельно в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Учреждение вправе с согласия Учредителя и органа исполнительной власти области в сфере имущественных отношений области сдавать в аренду площади зданий и сооружений, которыми оно владеет на праве оперативного управления.
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности и приобретенное за счёт этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
Учреждение ведет учет доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Таким образом, проанализировав указанные выше положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Устав ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ», суд приходит к выводу о том, что ответчик несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПа на территории Токаревского муниципального округа, <адрес>, в соответствии со СП 2.1.3678-20 «Санитарно эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» для оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.
Непринятие ответчиками надлежащих мер по обеспечению ФАПа водонагревательным устройством является не только нарушением действующего законодательства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, исковые требования истца о возложении на ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» обязанности по оборудованию <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» водонагревательным устройством, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ следует, что в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для выполнения мероприятий по обеспечению соответствующим недостающим оборудованием (оснащением) <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» необходимо определенное время, соблюдение порядка финансирования и закупки, суд считает указанный в исковом заявлении прокурором <адрес> срок – в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, достаточным для исполнения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.04.2024 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░