Судья: Рудаков Ю.Е. гр. дело № 33-535/2022
УИД 24RS0038-01-2021-000564-44
2.045
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.
судей - Охременко О.В.,Сударьковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску Апыхтиной Любови Владимировны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на краевой (материнский) капитал
по апелляционной жалобе представителя КГКУ УСЗН Коцюба К.А.
на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 18 октября 2021 года, которым постановлено:
«исковые требования Апыхтиной Любови Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным отказ ТО КГКУ «Управления социальной защиты населения» по Нижнеингашскому району Красноярского края в выдаче Апыхтиной Любови Владимировне сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, выраженный в письме от 17.06.2021 года № 1843.
Возложить на краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» обязанность по выдаче Апыхтиной Любови Владимировне сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае».
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» в пользу Апыхтиной Любови Владимировны судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 21 500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего взыскать 21 800 (двадцать одна тысяча восемьсот) рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Апыхтина Л.В. обратилась в суд с иском к КГКУ «УСЗН» о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на краевой материнский капитал. Свои требования истица мотивировала тем, что является многодетной матерью, в отношении своих троих малолетних детей не лишена родительских прав. На её иждивении находятся дочь А.М.А. <дата> года рождения, сын К.С.А. <дата> года рождения и дочь К.С.А. <дата> года рождения. В соответствии с Законом Красноярского края №12-5937 от 09 июня 2011 года «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае» после рождения третьего ребёнка дочери К.С.А., у нее возникло право на получение дополнительных мер социальной поддержки за счёт средств краевого бюджета, в виде сертификата на краевой материнский (семейный) капитал.
Для получения сертификата на материнский капитал она обратилась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» с заявлением о выдаче сертификата. Однако, 17 июня 2021 года ТО КГКУ «УСЗН» по Нижнеингашскому району Красноярского края ей было отказано в выдаче сертификата на краевой (материнский) семейный капитал в связи с отсутствием права на дополнительные меры поддержки, по причине того, что ранее она была лишена родительских прав в отношении дочери А.Ю.В., <дата> года рождения.
Считает, отказ ответчика в предоставлении дополнительных мер поддержки, не основанным на законе, поскольку после лишения родительских прав в отношении первого ребёнка А.Ю.В., она родила ещё троих детей, в отношении которых не лишалась родительских прав, и которые до настоящего времени находятся у нее на иждивении. Вопросов по ограничению в родительских правах или тем более лишения родительских прав в отношении последних троих детей не возникало.
Просила признать за ней право на получения дополнительных мер поддержки в виде выдачи сертификата на краевой (материнский) капитал после рождения 17.05.2021г. дочери К.С.А., возложить на УСЗН обязанность по выдаче сертификата на краевой (материнский) капитал, а также взыскать судебные издержки в размере 3800 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ УСЗН Коцюба К.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что поскольку финансирование Закона Красноярского края «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае» предусмотрено за счет средств краевого бюджета, и меры социальной поддержки являются дополнительными, субъект вправе самостоятельно определить перечень лиц и условия предоставления таких дополнительных мер поддержки семей. В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного закона его действие не распространяется на лиц, лишенных родительских прав, в связи с чем, ранее лишенная родительских прав в отношении первого ребенка Апыхтина Л.В. права на получение сертификата на краевой (материнский) капитал не имеет. Также ссылается н незаконность решения в части взыскания судебных расходов, считая их завышенными и не соответствующими требованиям разумности.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерством социальной политики Красноярского края представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено согласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения Коцюба К.А., действующая на основании доверенности от 06.07.2021г., доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным выше основаниям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики Красноярского края Рябцева И.Г., действующая на основании доверенности от 22.12.2021г., в судебном заседании пояснила, что считает доводы апелляционной жалобы обоснованными.
Истица Апыхтина Л.В., ее представитель Аневич Л.Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
С учетом мнения участников процесса, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью первой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закон Красноярского края от 09.06.2011 N 12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае" действие настоящего Закона не распространяется на лиц, лишенных родительских прав, а также лиц, состоящих в гражданстве Российской Федерации менее одного года на момент рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникнет право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае.
Как следует из материалов дела Апыхтина Л.В. является матерью А.Ю.В., <дата> года рождения, А.М.А. <дата> года рождения, К.С.А. <дата> года рождения, К.С.А. <дата> года рождения.
Решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 05.10.2017г. Апыхтина Л.В. лишена родительских прав в отношении дочери А.Ю.В., <дата> года рождения. Сведений о том, что истица была восстановлена в родительских правах в отношении старшей дочери материалы дела не содержат. После рождения дочери К.С.А., истица обратилась в территориальный отдел УСЗН по Нижнеингашскому району с заявлением о выдаче ей сертификата на материнский капитал за счет средств краевого бюджета.
Письмом от 17.06.2021г. истица была уведомлена ТО УСЗН по Нижнеингашскому району об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал в связи с рождением К.С.А.,<дата> года рождения. В качестве основания к отказу приведена ссылка на п. 2 ст.1 Закона Красноярского края № 12-5937 от 09.06.2011 года и указано на лишение истицы родительских прав в отношении А.Ю.В.
Принимая решение о признании незаконным отказа в выдаче Апыхтиной Л.В. сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 16 Закона Красноярского края № 12-5937, его положения подлежат применению к правоотношениям, возникшим в связи с рождением детей в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2026 года, в связи с чем, обстоятельства, ограничивающие право на получение сертификата, в том числе связанные с лишением родительских прав, должны рассматриваться в отношении детей, родившихся после 01.07.2011 года, а поскольку факт лишения истца родительских прав имел место в отношении её ребенка – А.Ю.В., родившейся до введения в действие Закона Красноярского края от 09.06.2011 года, то данное обстоятельство не ограничивает право на получение меры социальной поддержки.
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может, как основанными на неверном толковании норм права.
В соответствии с п.1 статьи 3 Закона Красноярского края от 09.06.2011 года № 12-5937 право на дополнительные меры социальной поддержки возникает при рождении ( усыновлении) ребенка ( детей), имеющего гражданство Российской Федерации у следующих граждан:
женщин, родивших ( усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01 июля 2011 года;
мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 июля 2011 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 09.06.2011 года № 12-5937 его действие не распространяется на лиц, лишенных родительских прав ….
Из содержания вышеприведенных положений Закона Красноярского края от 09.06.2011 года № 12-5937 следует, что законодатель признает юридически значимыми для возникновения права на дополнительные меры поддержки ряд условий, в том числе, факт лишения родительских прав. Указанное обстоятельство исключает возможность признания за лицом, претендующим на дополнительные меры социальной поддержки за счет бюджета Красноярского края возможность признания за ним права на дополнительные меры социальной поддержки в виде сертификатат на КМК в случае лишения его родительских прав в отношении любого из рожденных детей.
Таким образом, при определении права гражданина на меры социальной поддержки учитываются в комплексе все обстоятельства, связанные с личностью обратившегося за предоставлением мер социальной поддержки и независимо от периода лишения родительских прав, а также в отношении одного или нескольких детей, право истицы на получение сертификата на КМК не возникло.
Краевой материнский (семейный) капитал является дополнительной к установленным на федеральном уровне мерой поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае, установленной субъектом РФ, право на которую непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а ее установление, будучи направлено на создание благоприятных условий для воспитания детей в многодетных семьях с учетом задач социально-экономической политики государства, включая улучшение демографической ситуации, зависит от финансовых возможностей конкретного субъекта РФ. Финансирование исполнения Закона Красноярского края от 09.06.2011г. N 12-5937 предусмотрено за счет средств краевого бюджета Красноярского края, в связи чем, субъект РФ вправе определять вид и категории получателей дополнительных мер поддержки семей с детьми, принимать решения относительно размера и порядка выплат за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании незаконным отказа ТО КГКУ «Управления социальной защиты населения» по Нижнеингашскому району Красноярского края в выдаче Апыхтиной Л.В. сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, выраженный в письме от 17.06.2021 года № 1843 и возложении на ответчика обязанности по выдаче ей такого сертификата нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, постановленное по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Апыхтиной Л.В.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ решение в части возмещения понесенных истицей судебных расходов и государственной пошлины также подлежит отмене, в связи с отказом в удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 18 октября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Апыхтиной Любови Владимировны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о возложении обязанности по выдаче сертификата на краевой (материнский) капитал - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 января 2022 года.