Решение по делу № 3-48/2014 от 17.11.2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

при секретаре Оюн С.-С.С.,

с участием представителя заявителя Ш., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» М., представителя Правительства Республики Тыва Щ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 декабря 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

А. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, указывая на то, что ей на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., инвентарный номер , ** находящееся по адресу: **, **; нежилое одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., инвентарный номер **, находящееся по адресу: **, **; двухэтажное нежилое здание складской базы общей площадью ** кв.м. с подвалом общей площадью ** кв.м., находящееся по адресу: **, **; нежилое одноэтажное здание гаража общей площадью ** кв.м., инвентарный номер **, находящееся по адресу: **, **.

Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общей площадью ** кв.м., находящемся по адресу: **. ДД.ММ.ГГГГ Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва издано распоряжение о предоставлении ей данного земельного участка в собственность. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки, составляет ** Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года № 736. Между тем, согласно отчету оценщика Т. от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ** руб. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - ** руб.; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере ** руб.

В судебное заседание А. не явилась, заявлением от 5 декабря 2014 года просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель заявителя Ш. в судебном заседании заявление по изложенным в нем основаниям поддержала.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» М. с заявлением согласился частично, пояснив, что требование заявителя о возложении на данное учреждение обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости является необоснованным, поскольку внесение таких изменений возможно только по заявлению гражданина.

Представитель заинтересованного лица по делу - Правительства Республики Тыва Щ. с заявлением не согласился, пояснив, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, в связи с чем установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере, указанном в постановлении Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года № 736, права заявителя не нарушены.

Представитель заинтересованного лица по делу - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, ходатайства об отложении судебного заседания не поступало. Суд в порядке ч. 2 ст. 257 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем 2 ч. 8 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Б. принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: нежилое одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., инвентарный номер , находящееся по адресу: **; нежилое одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., инвентарный **, находящееся по адресу: **; двухэтажное нежилое здание складской базы общей площадью ** ** кв.м. с подвалом общей площадью ** кв.м., находящееся по адресу: **; нежилое одноэтажное здание гаража общей площадью ** кв.м., инвентарный номер **, находящееся по адресу: **. Данное обстоятельство подтверждается договорами купли-продажи недвижимости от 24 мая 2013 года, заключенными между ОАО ** и А., а также свидетельствами о государственной регистрации права выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ** ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва издано распоряжение №425-з о предоставлении А. в собственность земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью ** кв.м., находящегося по адресу: **, с разрешенным использованием (назначением) под производственную базу. Пунктом 2 распоряжения отделу земельных отношений Министерства поручено заключить договор купли-продажи земельного участка с А.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданному филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ** ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общей площадью ** кв.м., составляет **

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва», опубликованным в газете «Тувинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из приложения №1 к указанному постановлению Правительства Республики Тыва следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена в размере ** (порядковый номер 6579).

Частью 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч. 2 ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» М. подтвердил, что государственная кадастровая стоимость земельных участков определена на ДД.ММ.ГГГГ - дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Заявителем суду представлен отчет индивидуального предпринимателя - оценщика Т. об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ** руб.

Ст. 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена экспертиза отчета экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.

Т. является членом Общероссийской общественной организации ** (выписка из реестра саморегулируемой организации оценщиков от ДД.ММ.ГГГГ).

Заявителем представлено экспертное заключение эксперта Общероссийской общественной организации ** К. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сказано, что отчет оценщика Т. от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости принадлежащего истцу земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заинтересованными лицами по делу суду не представлены доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательства того, что отчет оценщика не соответствует требованиям действующего законодательства или требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Исходя из содержания п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Довод представителя Правительства Республики Тыва Щ. о необходимости отказа в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок является необоснованным.

Согласно абзацам первому и второму п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Поскольку за заявителем зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке, то в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации он имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка или приобретение права аренды земельного участка.

Кроме того, п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении …земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.01.2013 N 44 утвержден Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Согласно п. 1.2 вышеуказанного Порядка цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже лицам, являющимся собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, определяется по формуле Ц = Кст x С x Ккр, где Кст - кадастровая стоимость земельного участка, указанная в кадастровом паспорте земельного участка либо в кадастровой выписке о земельном участке.

Таким образом, в соответствии с п. 1.2 вышеуказанного Порядка при продаже земельного участка цена земельного участка зависит и от его кадастровой стоимости.

Как уже было указано выше, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение о предоставлении данного земельного участка заявителю в собственность, которым отделу земельных отношений Министерства поручено заключить договор купли-продажи земельного участка с заявителем.

Следовательно, внесение в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующих рыночной стоимости этого земельного участка, нарушает права заявителя.

В силу ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Отчет оценщика Т. о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ** руб., датирован ДД.ММ.ГГГГ. С этого момент заявитель узнал о нарушении своего права.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано заявителем в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд пропущен заявителем по уважительной причине, поскольку заключение эксперта К. об экспертизе отчета оценщика Т. было составлено только ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд учитывает, что согласно абзацу десятому ст. 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, данной нормой установлен специальный срок для обращения в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

А. обратилась с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости непосредственно в суд.

Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №736. Пунктом 2 данного постановления филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ** рекомендовано внести сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости. Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №736).

При таких обстоятельствах заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Довод представителя ответчика М. о том, что в отсутствие заявления гражданина у органа кадастрового учета не имеется возможности внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, является необоснованным. Данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя о возложении на орган кадастрового учета указанной обязанности, поскольку в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

С учетом времени, необходимого для выполнения кадастровой процедуры, и содержания сведений, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, суд считает необходимым обязать орган кадастрового учета внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В судебном заседании представитель заявителя Ш. пояснила, что заявитель не просит возместить понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» М. в отзыве на заявление также просит не взыскивать с учреждения судебные расходы.

Поскольку заявитель и орган кадастрового учета фактически достигли между собой соглашения о распределении судебных расходов, полагая, что отказ от возмещения судебных расходов является правом заявителя, суд не взыскивает с органа кадастрового в пользу заявителя ** руб. в счет возмещения понесенных им судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, находящегося по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общей площадью ** кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года, в размере ** рублей.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, находящегося по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общей площадью ** кв.м., в размере ** рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 10 декабря 2014 года.

Председательствующий Болат-оол А.В.

3-48/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бочкарёва О.А.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадатсра и картографии"
Другие
Шаалы А.А.
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
17.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2014Передача материалов судье
17.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2014Судебное заседание
10.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2015Дело оформлено
11.02.2015Дело передано в архив
05.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее