Решение по делу № 33-8741/2021 от 25.06.2021

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Панченко Н.В. Дело №33-8741/2021

24RS0002-01-2021-000330-35

2.044г.

9 августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Баимовой И.А., Сударьковой Е.В.

при помощнике судьи: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску Семенова Семена Валерьевича к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о сокращении численности и штата работников, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Семенова С.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2021 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении исковых требований Семенова Семена Валерьевича к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа от 21 декабря 2020 г. «О сокращении численности и штата работников», взыскании компенсации морального вреда».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Семенов С.В. обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о сокращении численности и штата работников от 21.12.2020 года, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что 15.05.2012 года истец принят на работу ведущим специалистом в спортивный комплекс ст.Ачинск Дирекции социальной сферы – структурного подразделения Краснояркой железной дороги-филиала открытого акционерного общества «РЖД», с ним был заключен трудовой договор от 15.05.2012 года, а также с 01.12.2015 года принят кладовщиком на 0,5 ставки по совместительству. 21.12.2020 года работодатель издал приказ «О сокращении численности и штата работников» , ссылаясь на концепцию реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденную протоколом заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 14.09.2018 года . С указанными документами работодатель его не ознакомил, однако 31.12.2020 года он был ознакомлен с приказом о сокращении от 21.12.2020 года. С указанным приказом истец не согласен, в связи с чем просил признать незаконным и подлежащим отмене данный приказ «О сокращении численности и штата работников», взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

Впоследствии исковые требования Семеновым С.В. были уточнены в части оснований для признания приказа о сокращении незаконным и подлежащим отмене, указав, что в силу ст.82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае если сокращение численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, однако работодатель его уведомил за два месяца, в связи с чем истец просил признать незаконным и подлежащим отмене приказ «О сокращении численности и штата работников» от 21.12.2020 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Семенов С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправомерное применение судом законодательства, регламентирующего порядок увольнения при ликвидации организации, тогда как фактической ликвидации работодателя не происходило, указывая на факт предвзятого отношения судьи к истцу, выражение им предпочтения в сторону ответчика.

В судебное заседание Семенов С.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ОАО «РЖД» Васютину О.А. (доверенность от 02.12.2020 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

На основании ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Согласно с п.2 ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

В силу ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

В силу ст.373 ТК РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 15.05.2012 г. между Семеновым С.В. и ОАО «РЖД» в лице начальника Дирекции социальной сферы - структурного подразделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» заключен трудовой договор, Семенов С.В. принят на должность ведущего специалиста Спортивного комплекса станции Ачинск, кроме этого им занималось 0,5 ставки должности кладовщика спортивного комплекса.

Протоколом заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 14.09. 2018 г. утверждена Концепция реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД» на период до 2021 г., в выписке из которой усматривается, что в концепцию включены мероприятия по оптимизации комплекса объектов социальной инфраструктуры, в том числе и в отношении спортивного комплекса на станции Ачинск. По данным штатного расписания Дирекции социальной сферы, утвержденного начальником Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» на 01.10.2020 г., в штате Дирекции социальной сферы имеется структурное подразделение – спортивный комплекс станции Ачинск с количеством штатных единиц – 19.

В штатном расписании Дирекции, действующем с 01.01.2021 г., указанное структурное подразделение исключено в полном объеме.

Приказом начальника Красноярской железной дороги от 21.12.2020 г. , в целях приведения штатного расписания Дирекцией социальной сферы – структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в соответствие объему выполняемых работ, в связи с выводом из состава объектов социального назначения ОАО «РЖД» спортивного комплекса станции Ачинск, в рамках реализации Концепции реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД» на период до 2021 г., приказано начальнику Дирекции социальной сферы, в том числе, сократить в штатном расписании дирекции 18 штатных единиц, согласно приложению №2, в котором указан Перечень штатных единиц, сокращаемых из структуры Дирекции социальной сферы, а именно спортивного комплекса станции Ачинск, всего 18 единиц.

На основании приказа от 21.12.2020 г. начальником Дирекции социальной сферы издан приказ от 21.12.2020 г., где в тех же целях приказано сократить численность и штат работников по следующим должностям и профессиям, с указанием должности и фамилии лица, ее занимающего, в том числе по должностям ведущий специалист и кладовщик – Семенов С.В.

22.12.2020 г. председателю первичной профсоюзной организации Дирекции социальной сферы вручено уведомление с приложением документов начальника Дирекции о сокращении 18 штатных единиц спортивного комплекса станции Ачинск в связи с выводом этого объекта из состава объектов социального назначения ОАО «РЖД», предложено в течение 7 рабочих дней направить свое мотивированное мнение по данному проекту локального нормативного акта в письменной форме.

На данное уведомление первичной профсоюзной организацией ДСС 24.12.2020 г. рассмотрен приказ от 21.12.2020 г. проверено соблюдение работодателем норм трудового законодательства, коллективного договора, запрошены дополнительно документы – проекты приказов о проведении мероприятий по сокращению штата работников по спортивному комплексу станции Ачинск.

28.12.2020 г. работодателю вручена выписка из решения первичной профсоюзной организации ДСС от 28.12.2020 г. о рассмотрении обращения от 21.12.2020 г. по проекту приказа о расторжении трудового договора с работниками спортивного комплекса станции Ачинск.

31.12.2020 г. Семенов С.В. ознакомлен с приказом от 21.12.2020 г. и предупреждением от 23.12.2020 г. о предстоящем увольнении в связи сокращением численности (штата), в приказе указал, что с увольнением не согласен, т.к. нарушена процедура сокращения, отсутствует мотивированное мнение первичной профсоюзной организации, считает данное сокращение массовым. При ознакомлении с приказом работник также просил предоставить для ознакомления Концепцию и протокол заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 14.09.2018 г.

Из предупреждения от 23.12.2020 г. следует, что на основании приказа от 21.12.2020 г. в связи с проводимыми мероприятиями по сокращению численности (штата) работников предупреждают о том, что работник подлежит увольнению по сокращению по ст. 81 ТК РФ через два месяца со следующего дня после получения уведомления, в течение 2-х месячного срока для трудоустройства будет предложена другая имеющаяся работа (должность).

В день уведомления и после его вручения Семенову С.В. неоднократно были предложены вакантные должности в различных подразделениях ОАО «РЖД», от которых работник отказался.

Дав оценку приведенным обстоятельствам, суд первой инстанции установил, что изданный во исполнение данного приказа начальника Красноярской железной дороги оспариваемый истцом приказ начальника Дирекции социальной сферы от 21.12.2020 г. , определяющий конкретные должности и работников, занимающих 18 штатных единиц данного подразделения Дирекции социальной сферы, в том числе и ведущего специалиста, кладовщика Семенова С.В., является распорядительным актом представителя работодателя, позволяющим начать процедуру уведомления работника об увольнении в связи с проводимыми мероприятиями по сокращению численности (штата) работников.

При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, последующая процедура расторжения трудового договора с Семеновым С.В. должна осуществляться с соблюдением правил, гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Проверяя соблюдение работодателем порядка увольнения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расторжение трудового договора с работником ликвидируемого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (часть четвертая статьи 81 ТК РФ).

Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на неверном толковании положений части 4 ст.81 ТК РФ, сделанным без учета имеющихся в деле доказательств, из которых следует, что спортивный комплекс станции Ачинск не является обособленным структурным подразделением. Согласно Положению о спортивном комплексе станции Ачинск, утвержденному начальником Дирекции социальной сферы структурного подразделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» <данные изъяты> спортивный комплекс является подразделением Дирекции социальной сферы, данное подразделение включено в перечень подразделений Дирекции, которое в свою очередь включено в перечень структурных подразделений Красноярской железной дороги.

Таким образом, юридически значимыми для дела обстоятельствами в рассматриваемом случае является соблюдение работодателем порядка увольнения по п.2 ч.1 ст.82 ТК РФ – в связи с сокращением численности или штата работников.

Главой 27 Трудового кодекса РФ установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, в том числе в связи с сокращением численности или штата работников организации.

Из материалов дела следует, что уведомление о предстоящем сокращении вручено истцу 31.12.2020 года, приказом работодателя он уволен с 10.03.2021 года, который в рамках настоящего дела не оспаривается.

Рассматривая вопрос о наличии массового сокращения при издании спорного приказа, суд первой инстанции обоснованно применил критерий массового сокращения, указав, что количество штатных единиц Дирекции социальной сферы на 01.10.2020 года составляло 185.5 единиц, сокращение 18 штатных единиц спортивного комплекса составляет 9,7 процента штатных единиц подразделения.

В п. 6.5 Отраслевого соглашения также определены критерии массового увольнения работников по сокращению численности или штата является увольнение 5 и более процентов работников организации, филиала, иного структурного подразделения в течение 90 календарных дней. Для целей Соглашения при определении критериев массового увольнения под иным структурным подразделением понимается структурное подразделение, руководитель которого наделен правом приема и увольнения работников.

Соглашаясь с доводами истца и его представителя о том, что имело место массовое сокращение, суд первой инстанции не установил оснований для признания незаконным оспариваемого приказа от 21 декабря 2020 года «О сокращении численности и штата работников» со ссылкой на несоблюдение работодателем при его издании требований ч. 1 ст. 82 ТК РФ, предусматривающих необходимость извещения первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении штатов не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а также требований п. 2 ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающих извещение органов занятости о сокращении штата и высвобождении истца с указанием его должности, профессии, специальности и квалификации также не менее чем за три месяца.

Так, в разделе 2 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2020-2022 годы, утвержденного 30.04.2019 г., определено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель своевременно (не менее чем за 2 месяца, а в случае массового высвобождения – не менее чем за 3 месяца) представляет информацию о принятом решении о высвобождении работников и возможном расторжении с ними трудовых договоров в органы государственной службы занятости населения и выборный орган соответствующей первичной организации Профсоюза.

Судом установлено, что уведомление профсоюзного органа и центра занятости населения в г. Ачинске о предстоящем увольнении работодателем произведено, что подтверждено в судебном заседании свидетелем <данные изъяты> председателем ППО Дирекции социальной сферы, в КГКУ «Центр занятости населения г. Ачинска» 31.12.2020 г. направлена информация о высвобождении сотрудников.

Как следует из пояснений истца, после вручения ему уведомления об увольнении по сокращению 31.12.2020 г., приказом работодателя с 10.03.2021 г. он уволен, данный приказ им также оспаривается в судебном порядке.

Между тем, приведенными выше положениями закона обязанность работодателя уведомлять работника за три месяца не предусмотрена, а уведомление выборного профсоюзного органа организации не за три, а за два месяца, не является основанием для признания незаконным оспариваемого истцом приказа.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны работодателя при издании приказа от 21.12.2020 г. , указав на отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов истца, в связи с чем отказал Семенову С.В. в удовлетворении исковых требований к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа от 21.12.2020 г. о сокращении численности и штата работников, взыскании компенсации морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы Семенова С.В., содержащие несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях работодателя при издании оспариваемого приказа нарушений трудовых прав истца, судебная коллегия во внимание не принимает, так как отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора. Ссылка истца на лишение его права действиями работодателя на имеющиеся вакансии является несостоятельной, так как предметом настоящего спора является приказ начальника Дирекции социальной сферы от 21.12.2020 г. определяющий конкретные должности и работников, занимающих 18 штатных единиц данного подразделения Дирекции социальной сферы, в том числе и ведущего специалиста, кладовщика Семенова С.В., который является распорядительным актом представителя работодателя, позволяющим начать процедуру уведомления работника об увольнении в связи с проводимыми мероприятиями по сокращению численности (штата) работников.

Доводы апелляционной жалобы истца, содержащие несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что имело место ликвидация структурного подразделения – спортивного комплекса г.Ачинска, в связи с чем расторжение трудового договора с работником осуществляется по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации, судебная коллегия находит заслуживающими внимания по основаниям, приведенным в мотивировочной части апелляционного определения, в связи с чем указанные выводы суда первой инстанции подлежат исключению из мотивировочной части решения.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что работодатель обязан уведомить работника за три месяца при массовом увольнении, судебная коллегия во внимание не принимает, так как приведенными выше положениями закона такая обязанность не предусмотрена, а уведомление выборного профсоюзного органа не за три, а за два месяца не влечет признание процедуры увольнения незаконным.

Доводы апелляционной жалобы истца о предвзятом отношении со стороны суда не подтверждаются материалами дела, из которых следует, что оснований для отвода судьи, предусмотренных ст.16 ГПК РФ, судом при разрешении заявления стороны истца об отводе судьи, не установлено.

Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ачинского городского суда от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Семенова С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 13 августа 2021 года.

33-8741/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Семен Валерьевич
Ответчики
ОАО РЖД
Другие
Машинец А.И.
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Киселева Альбина Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
05.07.2021Судебное заседание
09.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2021Передано в экспедицию
09.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее