УИД 66RS0052-01-2022-000444-83

Гр. дело 2-796/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сухой Лог                                     28 декабря 2022 года

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Теленкова И.А.,

при секретаре судебного заседания Лаптевой А.А.,

с участием представителя истца помощника Сухоложского городского прокурора Амиевой К.И., представителя ответчика Администрации ГО Сухой Лог Пановой А.А., представителя ответчика МУП «Горкомсети» Бердюгиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухоложского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сухой Лог, муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис-СЛ», муниципальному унитарному предприятию «Горкомсети», Свердловской области в лице губернатора о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Сухоложский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. С учетом уточнённых исковых требований, просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Сухой Лог по непринятию мер, направленных на устранение нарушений законодательства о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, путем непередачи прав на соответствующие объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Сухой Лог, по концессионным соглашениям. Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог принять меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства о теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, передав права на соответствующие объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Сухой Лог, путем заключения концессионных соглашений в соответствии с действующим законодательством, в срок до 31.12.2023.

В обоснование иска указано, что Сухоложской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области от 17.02.2022 № 7/1-23-2022 «О проведении проверки исполнения законодательства о концессионных соглашениях» проведён комплекс надзорных мероприятий в обозначенной сфере.

Установлено, что городским округом Сухой Лог не заключены концессионные соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Бездействие Администрации ГО Сухой Лог по проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005№ 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу, так как возникает угроза срывов отопительных периодов на 2022 – 2023, 2023 – 2024 годов.

В Постановлении Главы городского округа Сухой Лог от 25.10.2013 № 2242-ПГ в ред. от 23.06.2021 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, организации благоустройства и повышения энергетической эффективности в городском округе Сухой Лог» приведены данные о том, что, согласно данным мониторинга, коммунальная инфраструктура городского округа Сухой Лог характеризуется высоким, более 70 процентов, износом основных фондов и значительными издержками на производство услуг. Так, срок эксплуатации свыше 20 лет имеют 80% тепловых сетей, 80% сетей водоснабжения, 80% сетей водоотведения. Утечки и неучтенные расходы воды в 2018 году составили 1895900 кубических метров, или более 47,4% от общего объема поданной в сеть воды. Протяженность инженерных сетей, нуждающихся в замене, в 2018 году составила 197,91 километров, или 53% от общей протяженности, в том числе сетей теплоснабжения - 36,0 километров, сетей водоснабжения - 100,3 километров, сетей водоотведения - 61,61 километров. Следует также отметить, что большинство коммунальных инженерных систем городского округа Сухой Лог были введены в эксплуатацию в период с 1950 по 1980 годы и построены без учета современных требований к энергоэффективности. Применяемые морально устаревшие технологии и оборудование не позволяют обеспечить требуемое качество поставляемых населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Остаются нерешенными проблемы наличия обязательной водоподготовки на котельных, а также резервных источников электропитания основных сооружений, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (котельных, центральных тепловых пунктов, насосных станций, водозаборов, сооружений водоподготовки и очистки сточных вод). Использование устаревших материалов и оборудования приводит к повышенным потерям тепловой энергии, снижению температурного режима в жилых помещениях, повышению объемов водопотребления, снижению качества коммунальных услуг. Средства, необходимые для развития и модернизации существующей коммунальной инфраструктуры, могут быть привлечены за счет введения инвестиционной надбавки к тарифам, а также за счет средств бюджетов всех уровней.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация городского округа Сухой Лог обязана незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.

Согласно письменным отзывам МУП «Жилкомсервис-СЛ» от 01.06.2022, 09.09.2022, МУП «Жилкомсервис-СЛ» указывает, что не принимает решений о заключении концессионных соглашений, требований по иску к предприятию не заявлено (л.д. 13-14, 559-60).

Как следует из письменных возражений Администрации ГО Сухой Лог от 07.12.2022, ответчик исковые требования не признает, указывает, что требования к МУП «Жилкомсервис-СЛ», МУП «Горкомсети» на заявлены. В настоящее время всеми объектами теплоснабжения ГО Сухой Лог на праве хозяйственного ведения владеет МУП «Жилкомсервис-СЛ», объектами водоснабжения и водоотведения МУП «Горкомсети». Указанные объекты используются предприятиями в том числе с целью извлечения прибыли. В действиях Администрации ГО Сухой Лог отсутствуют признаки бездействия по заключению концессионного соглашения, поскольку в 2020 году на территории ГО Сухой Лог осуществлялась работа по заключению концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры. По итогам открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, находящихся в собственности ГО Сухой Лог, признан несостоявшемся. Постановлением Главы ГО Сухой Лог от 04.03.2022 № 292-ПГ утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, концедентом по которым выступает ГО Сухой Лог. В настоящее время концессионных соглашений не заключено, причиной незаключения является отсутствие потенциальных инвесторов (л.д. 113-118).

Согласно письменным возражениям Губернатора Свердловской области от 16.12.2022, высшим должностным лицом Свердловской области не допущено виновных, противоправных действий (бездействий), влекущих возможность применение к нему меры по возложению обязанности устранить допущенные нарушения. Уклонение от заключения концессионного соглашения Губернатором Свердловской области не допускалось.

Самостоятельное выступление с инициативой о заключении концессионного соглашения и создание необходимых условий для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки, является обязанностью органа местного самоуправления.

Право принятия решения о проведении конкурса как элемента формы распоряжения муниципальной собственностью также находится в дискреции муниципального образования.

Открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, находящихся в собственности ГО Сухой Лог, проводившийся органом местного самоуправления в 2020 году, признан несостоявшимся, соглашение, к которому должен был присоединиться субъект Российской Федерации – Свердловская область, не заключено.

Проекты концессионных соглашений, конкурсной документации на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования ГО Сухой Лог, в течение 2021-2022 годов на рассмотрение Губернатору Свердловской области не направлялись и не поступали.

Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении иска в части требований к Губернатору Свердловской области отказать (л.д. 127-148).

Как следует из письменных возражений Думы городского округа Сухой Лог от 22.12.2022, третье лицо исковые требования не признает, указывает, что требования к МУП «Жилкомсервис-СЛ», МУП «Горкомсети» на заявлены. В настоящее время всеми объектами теплоснабжения ГО Сухой Лог на праве хозяйственного ведения владеет МУП «Жилкомсервис-СЛ», объектами водоснабжения и водоотведения МУП «Горкомсети». Указанные объекты используются предприятиями в том числе с целью извлечения прибыли. В 2020 году на территории ГО Сухой Лог осуществлялась работа по заключению концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры. По итогам открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, находящихся в собственности ГО Сухой Лог, признан несостоявшемся. Причиной незаключения является отсутствие потенциальных инвесторов.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Амиева К.И. поддержала заявленные требования иска по изложенным в нём доводам.

Представитель ответчика администрации ГО Сухой Лог Панова А.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 07.12.2022, пояснила, что законом на ответчика не возложена обязанность по заключению концессионных соглашений. Дополнительно пояснила, что в ГО Сухой Лог концессионные соглашения не заключались. После 2020 года, кроме ежегодного составления перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, иных действий, направленных на заключение концессионных соглашений, ответчиком не производилось.

Представитель ответчика МУП «Горкомсети» Бердюгина Г.Н. в судебном заседании иск не признала, выразила согласие с доводами представителя Администрации ГО Сухой Лог.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, ходатайств и отзывов на иск не представили.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Заслушав участвующих в заседании лиц, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования ГО Сухой Лог находятся объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе объекты, поименованные в соответствующих перечнях, содержащихся в материалах дела (л.д. 7-51, 56-83, 111, 148-162, 171-177).

Ряд объектом переданы в пользование хозяйствующим субъектам МУП «Горкомсети», МУП «Жилкомсервис-СЛ» в целях оказания населению коммунальных услуг на основании соглашений о передаче имущества, не являющихся концессионными соглашениями (л.д. 84-110, 148-209).

Как следует из возражений представителя ГО Сухой Лог в 2020 году на территории ГО Сухой Лог осуществлялась работа по заключению концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры. Были проведены соответствующие мероприятия. По итогам открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, находящихся в собственности ГО Сухой Лог, признан несостоявшемся. Указанные действия ответчика истцом не оспорены, подтверждаются материалами дела.

04.03.2022 постановлением Главы ГО Сухой Лог № 292-ПГ утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, концедентом по которым выступает ГО Сухой Лог в 2022 году (л.д. 55-83).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который дополнен статьей 41.1.

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что передача прав владения и (или) пользования объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности ГО Сухой Лог может быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Административным ответчиком Администрацией ГО Сухой Лог на момент рассмотрения дела концессионные соглашения не заключены.

Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении ежегодно утверждаемых объектов начиная с 2021 года Администрацией ГО Сухой Лог не проводились.

Фактически действия административного ответчика, направленные на заключение концессионного соглашения, после 2020 года сводились к лишь к ежегодному утверждению перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений

Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику с 2021 года осуществить мероприятия по передаче имущества по концессионным соглашениям, не установлены.

Доводы представителя ответчика Администрации ГО Сухой Лог об отсутствии закрепленной законом обязанности ответчика на заключение концессионных соглашений суд признает несостоятельными, поскольку передача прав владения и (или) пользования объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности ГО Сухой Лог, может быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, иной порядок приведет к нарушению вышеприведенных норм действующего законодательства.

Таким образом, объекты муниципального имущества, предназначенные для оказания услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории муниципального образования ГО Сухой Лог должны быть переданы в пользование хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, однако Администрацией ГО Сухой Лог действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из объектов не решен, в связи с чем со стороны Администрации ГО Сухой Лог имеет место незаконное бездействие, которое создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания.

Следовательно, исковое заявление в части требований к ответчику Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая отсутствие со стороны Губернатора Свердловской области, МУП «Жилкомсервис-СЛ», МУП «Горкомсети» действий, направленных на нарушение прав неопределённого круга лиц, в защиту которых выступает Сухоложский городской прокурор, исковое заявление в отношении указанных ответчиков удовлетворению не подлежит.

Обсуждая сроки принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений, суд, с учетом принципов разумности и справедливости, а также специфики финансирования ответчика и объема работ, находит возможным установление такого срока до 31.12.2023.

Руководствуясь ст.ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.01.2023.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░

2-796/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сухоложский городской прокурор
Ответчики
МУП "Жилкосервис-СЛ"
Администрация ГО Сухой Лог
МУП "Горкомсети"
Суд
Сухоложский городской суд Свердловской области
Судья
Баркова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
suholozhsky.svd.sudrf.ru
01.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.09.2022Передача материалов судье
05.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
21.11.2022Производство по делу возобновлено
07.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2022Судебное заседание
11.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее