Дело № 2-2015/2022
УИД23RS0004-01-2022-002357-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Анапа 24 октября 2022 года
Судья Анапского районного суда Краснодарского края Салий О.Н.,
при секретаре Даулетовой Д.А.,
c участием истца Зениной Г. Д.
представителя истца, допущенного к участию в судебном заседании по устному ходатайству Кашо В. С.
представителя ответчика – Администрации МО город-курорт Анапа Афисова В. В.ча, действующего по доверенности № 103-07-5/22 от 10.01.2022 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зениной Г. Д. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Зенина Г.Д. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности на земельный участок, указав, что истец является собственником жилого дома общей площадью 25,8 кв.м., кадастровый 000 по адресу: (...). Указанный дом был приобретен по договору купли-продажи недвижимости от 00.00.0000 у Ш.О.А., право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЕ 000 от 15.07.2008г. и записью регистрации права в ЕГРН 000 от 14.07.2008г. Дом располагается на неприватизированном земельном участке площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 000, находящимся в муниципальной собственности, что отражено в п.1 договора купли-продажи недвижимости от 01.04.2008г. данный участок первоначально предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования Ш.З.П., которая являлась собственником дома. Затем продала дом Ш.Л.А. При продаже дома Ш.О.А. произошла фактическая передача земельного участка, но право бессрочного пользования переоформлено не было. В 2017 г. истец обратилась в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Регистрация была приостановлена в соответствии с уведомлением от 00.00.0000 000, основание - «из представленных документов не усматривается факт выделения земельного участка предыдущему собственнику». В 2018 г. истец начала процесс межевания земельного участка и обратилась в Росреестр с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости. В ответ получила решение от 00.00.0000 за 000 об отказе в связи с тем, что в соответствии с п.4 ч.2 ст.15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости, а согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000 находится в бессрочном пользовании Ш.З.П. Из кадастрового паспорта от 00.00.0000 000 следует, что земельный участок с кадастровым номером 000 находится в бессрочном пользовании Ш.З.П., на основании инвентаризационной описи от 04.05.2005г. Указанные документы подтверждают право бессрочного пользования участком предыдущего собственника жилого дома. В выписке из похозяйственной книги №00.00.0000, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996 г.г. указано, что в пользовании Ш.Б.Н. по адресу: (...), имеется земля площадью 0,15 га. В выписке из похозяйственной книги №00.00.0000, 1998, 1999, 2000, 2001 г.г., указано, что в пользовании хозяйства Ш.Б.Н., с 1999 г. - Ш.З.П. по адресу: (...), имеется земля площадью 0,15 га. В выписке из похозяйственной книги №00.00.0000, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 г.г. указано, что в собственности хозяйства Ш.З.П. по адресу: (...), имеется земля площадью 0,17 га, а с 2005 г. - 0,15 га. Из исторической справки 000 от 00.00.0000, составленной ГУП (...) «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» на домовладение по адресу: (...) видно, что оно первоначально числилось за Ш.Б.Н., находилось на земельном участке площадью, согласно решению суда 1693 кв.м. После того, как Ш.Б.Н. умер 19.02.1999г. в наследство на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 00.00.0000 №Р2951 вступила Ш.З.П., которая по договору дарения жилого дома от 00.00.0000 подарила дом Ш.О.А., а Ш.О.А. по договору купли-продажи недвижимости от 00.00.0000 продала дом Зениной Г.Д., которая владеет им по настоящее время. При регистрации текущих изменений 00.00.0000 в результате более точного обмера зафиксировано изменение площади земельного участка с 1693 кв.м, до 1500 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 000 по адресу: (...), с/о Виноградный, (...), имеет вид разрешенного использования: ИЖС и площадь - 1500 кв.м. Сведения о собственнике или иных правообладателях отсутствуют. В межевом плане земельного участка с кадастровым номером 000 по адресу: (...), с/о Виноградный, (...), составленном кадастровым инженером Филимоненко К.Ф. 00.00.0000, указана уточненная площадь участка - 1566 кв.м. При обращении истца в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права бессрочного пользования земельным участком за Ш.З.П., 00.00.0000 отказано, в связи с тем, что право бессрочного пользования земельным участком у граждан действующим законодательством не предусмотрено. Возможно оформление участка в собственность при предъявлении документа, удостоверяющего или устанавливающего право на земельный участок. При обращении истца в Управление Росреестра с заявлением о регистрации за ней права собственности на земельный участок, 00.00.0000 отказано, в связи с тем, что Росреестра не устроила форма выписки из похозяйственной книги 000, выданной администрацией Виноградного с/о. Другую выписку администрация выдать отказалась, сославшись на отсутствие постановления о предоставлении истцу земельного участка в бессрочное пользование. Считает, что при купле-продаже жилого дома от 00.00.0000 к истцу перешло право постоянного (бессрочного пользования) земельным участком, на котором располагается жилой дом, и она имеет право на оформление земельного участка в собственность. Просит суд признать за Зениной Г. Д. право собственности на земельный участок, площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), с/о Виноградный, (...).
Истец Зенина Г.Д., представитель истца по устному ходатайству Кашо В.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО г-к Анапа по доверенности Афисов В.В. в судебном заседании иск не признал, возражал против его удовлетворения, при этом суду пояснил, что указанный земельный участок находится в третьей горно-санитарной зоне в связи с чем, не может быть предоставлен в собственность. Также просил применить срок исковой давности.
Представитель 3/лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах неявки суду не сообщил.
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия истца и представителя 3/лица.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а именно собственников жилого дома.
Согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом, а ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исключается умаление прав человека и гражданина и допускается их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании федерального закона.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст. ст. 11,12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права, поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Основания приобретения права собственности определены в ст. 218 ГК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Соответственно, для приобретения права собственности в силу приобретательной давности необходимо наличие одновременно нескольких условий: владение должно осуществляться в течение установленного законом времени; владеть имуществом необходимо как своим собственным; владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Таким образом, добросовестность владения означает, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, а добросовестность давностного владельца определяется на момент получения имущества во владение.
Статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
В силу п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ, принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Из п.3 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Согласно ч.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно ст.552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Судом установлено, что Зенина Г.Д. является собственником жилого дома общей площадью 25,8 кв.м., кадастровый 000, по адресу: (...).
Указанный дом приобретен по договору купли-продажи недвижимости от 01.04.2008г. у Ш.О.А., право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЕ 000 от 15.07.2008г. и записью регистрации права в ЕГРН 000 от 14.07.2008г.
Жилой дом располагается на неприватизированном земельном участке площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 000, находящимся в муниципальной собственности, что отражено в п.1 договора купли-продажи недвижимости от 01.04.2008г. Данный участок первоначально предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования Ш.З.П., которая являлась собственником дома. Затем продала дом Ш.Л.А. При продаже дома Ш.О.А. произошла фактическая передача земельного участка, но право бессрочного пользования переоформлено не было.
В 2017 г. Зенина Г.Д. обратилась в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Регистрация была приостановлена в соответствии с Уведомлением от 00.00.0000 000, основание - «из представленных документов не усматривается факт выделения земельного участка предыдущему собственнику».
В 2018 г. Зенина Г.Д. обратилась в Росреестр с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости. В ответ получила решение от 10.07.2018 за №23/18-112604 об отказе в связи с тем, что в соответствии с п.4 ч.2 ст.15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости, а согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000 находится в бессрочном пользовании Ш.З.П.
Из кадастрового паспорта от 14.12.2012 000 следует, что земельный участок с кадастровым номером 000 находится в бессрочном пользовании Ш.З.П., на основании инвентаризационной описи от 04.05.2005г.
Указанные документы подтверждают право бессрочного пользования участком предыдущего собственника жилого дома.
В выписке из похозяйственной книги №26 закладка 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996 г.г. указано, что в пользовании Ш.Б.Н. по адресу: (...), имеется земля площадью 0,15 га.
В выписке из похозяйственной книги №3 закладка 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 г.г., указано, что в пользовании хозяйства Ш.Б.Н., с 1999 г. - Ш.З.П. по адресу: (...), имеется земля площадью 0,15 га.
В выписке из похозяйственной книги №6 закладка 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 г.г. указано, что в собственности хозяйства Ш.З.П. по адресу: (...), имеется земля площадью 0,17 га, ас 2005 г.-0,15 га.
Из исторической справки №360 от 05.03.2012, составленной ГУП (...) «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» на домовладение по адресу: (...) видно, что оно первоначально числилось за Ш.Б.Н., находилось на земельном участке площадью, согласно решению суда 1693 кв.м. После того, как Ш.Б.Н. умер 19.02.1999г. в наследство на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 00.00.0000 №Р2951 вступила Ш.З.П., которая по договору дарения жилого дома от 00.00.0000 подарила дом Ш.О.А., а Ш.О.А. по договору купли-продажи недвижимости от 00.00.0000 продала дом Зениной Г.Д., которая владеет им по настоящее время. При регистрации текущих изменений 00.00.0000 в результате более точного обмера зафиксировано изменение площади земельного участка с 1693 кв.м, до 1500 кв.м.Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 000 по адресу: (...), с/о Виноградный, (...), имеет вид разрешенного использования: ИЖС и площадь - 1500 кв.м. Сведения о собственнике или иных правообладателях отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Испрашиваемый истцом в собственность земельный участок, расположен в границах округов санитарной охраны курорта, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 года № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае».
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (пункт 2 статьи 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ.).
Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона, района (статья 1 Федерального закона № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 № 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае» придан статус федерального курортного региона, предназначенного для отдыха и лечения детей, подростков и родителей с детьми.
Границы и режим округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 года № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае».
Согласно пункту 3 статьи 10 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу этого Закона.
Таким образом, утвержденные до вступления в силу Закона округа и зоны санитарной охраны курортов не утрачивают своего правового значения.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что указанная норма обеспечивает преемственность сложившихся отношений в сфере охраны окружающей среды посредством сохранения ранее созданных особо охраняемых природных территорий. Подобное правовое регулирование согласуется и с требованиями Конституции Российской Федерации, согласно которым земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов установлен также пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Аналогичная позиция изложена в решениях Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № АКПИ18-1204, Арбитражного суда Ставропольского края от 16 марта 2021 г. по делу № А63-12267/2020.
На территории муниципального образования город-курорт Анапа установлены границы 1-й, 2-й, 3-й зоны горно-санитарной охраны курорта Анапа.
На основании представленных в дело документов установлено нахождение спорного земельного участка в границах зоны санитарной охраны города-курорта Анапы, которые не утратили данный статус и продолжают входить в состав земель особо охраняемых территорий (статья 96 Земельного кодекса) и подлежат особой охране на основании пункта 3 статьи 4 Закона № 7-ФЗ (в который Законом № 406-ФЗ внесены изменения, не коснувшиеся курортов). Согласно пункту 5 статьи 58 Закона № 7-ФЗ земли таких территорий не подлежат приватизации. Кроме того, в отношении курорта Анапа в предусмотренном Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» порядке не приняты нормативные акты об исключении его из числа особо охраняемых природных территорий.
Бесспорных доказательств, опровергающих достоверность названных обстоятельств, и свидетельствующих о возможности приватизации спорного земельного участка, заявитель не представил.
Более того, принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приватизацию. Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 № 1882/09). Наличие у общества исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, не устраняет действовавший в спорный период запрет на передачу в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте (пункты 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в редакции действующей до вступления в силу Закона № 406-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Статьей 2 Закона № 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово «природная». При этом в пункте 3 статьи 10 данного Закона закреплено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до вступления в силу Закона № 406-ФЗ, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления его в силу.
Земельный кодекс определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе, за исключением случае изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В отношении ограниченных в обороте земельных участков действует правило о недопустимости отказа в случае, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 этой статьи.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178–ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Такой же запрет закреплен и статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ).
До принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из категорий (подпункт «ж» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в первоначальной редакции). Законом № 496-ФЗ курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий. В то же время, пункт 3 статьи 10 Закона № 406-ФЗ предусматривает, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законом о земле и других природных ресурсах.
Спорный земельный участок, на который претендует истец, находится в границах земель третьей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Анапы, которые не утратили данный статус и продолжают входить в состав земель особо охраняемых территорий (статья 96 ЗК РФ) и подлежат особой охране на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона №7 ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», в который Законом № 406-ФЗ внесены изменения, не коснувшиеся курортов. Согласно пункту 5 статьи 58 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земли таких территорий не подлежат приватизации.
Доказательства, опровергающие названные обстоятельства и свидетельствующие о возможности приватизации спорного земельного участка истцом суду не представлены.
Учитывая изложенное, судом сделан вывод о том, что нахождение спорного земельного участка в зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых требованиями природоохранного и земельного законодательства установлен запрет на отчуждение.
Кроме того, как следует из ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (ред. от 27.12.2019) « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками удостоверялось выдачей государственных актов о праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».
Иные сведения: справки, информации, временные свидетельства не являются правоустанавливающими документами на спорный земельный участок.
Право постоянного (бессрочного) пользования ни истцом, ни бывшими собственниками жилого дома по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Виноградный, (...), не оформлялось, такое право у истца не возникло.
Представителем ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Согласно статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав », лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
С учетом указанных разъяснений, положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации ситуации, суд приходит к выводу, что на исковые требования истца о признании права собственности на земельный участок исковая давность не распространяется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Зениной Г.Д.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Зениной Г. Д. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края.
Судья
Анапского районного суда О.Н. Салий