Решение по делу № 2-359/2024 от 29.12.2023

дело № 2-359/2024

61RS0045-01-2023-003019-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2024 года с. Покровское

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Карачиной А.А.,

при секретаре Бутове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, Администрации Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, Правительству Ростовской области об обязании обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Неклиновского района Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Неклиновского района Ростовской области, об обязании обеспечить земельные участки, инженерной инфраструктурой.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой ... проведена проверка по обращению Нечаевой Ю.Е., Токаревой К.А. о нарушении прав многодетных семей при реализации ими права на получение земельных участков, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.

В нарушение требований федерального законодательства администрацией ... предоставлены земельные участки гражданам, имеющим право бесплатного, однократного предоставлении земельного участка в ..., в отсутствие объектов инфраструктуры. Кроме того, на протяжении длительного периода времени вопрос об обеспечении их необходимой инфраструктурой не решен.

В связи с допущенными администрацией района нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, ряд многодетных семей не имеют фактической возможности на протяжении длительного времени реализовать свое законное право для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность и последующего его освоения.

В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки, переданные в ... многодетным семьям, сформированы в 100-150 метрах от электролинии, 450 метрах от газо-, водоснабжения, дорога отсутствует. Кроме того, в ... планируется строительство водопровода, срок реализации которого не определен, так как в настоящее время осуществляется только разработка проектно-сметной документации в рамках муниципального контракта, заключённого ...
... с ООО «Новый проект», срок выполнения работ по которому до .... Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков в ... необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность освоения предоставленных земельных участков для освоения под жилищное строительство, не выполнена.

С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой района в администрацию ... ... внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении в собственность бесплатно земельных участков семья, имеющим 3-х и более детей. Согласно поступившей информации приняты меры к устранению нарушений закона, однако до настоящего времени они не устранены.

Просят суд обязать администрацию ... в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, предоставляемые семьям, имеющим 3-х и более детей, под жилищное строительство, в ..., объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение), а также автомобильными дорогами.

Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МУП «Управление Водоканал», ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», ПАО «Россети Юг». В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ Неклиновского района «Управление капитального строительства», в качестве соответчиков - Правительство Ростовской области, Администрация Новобессергеневского сельского поселения Ростовской области.

В судебном заседании помощник прокурора Неклиновского района Кривошеева А.В. поддержала заявленные исковые требования, суду показала, что в рамках поступившего обращения от Нечаевой Ю.Е., было установлено, что ей и Токаревой К.А. были предоставлены земельные участки, которые не обладают требованиями, предъявляемым качественным земельным участкам, обеспеченного жилищно-коммунальной инфраструктурой. Было выявлено, что земельные участки были сформированы ориентировочно на расстоянии в 100-150 метров от линий электропередач, 450 метров от линии газо-водоснабжения. Кроме того, отсутствует дорога. Указанные условия препятствуют строительству домовладения, а также нарушают права и интересы несовершеннолетних. Вместе с тем, на данных физических лиц, то есть, заявителей, возлагается дополнительная обязанность по обеспечению коммунальной инфраструктурой за собственный счёт, что в соответствие с требованиями законодательства недопустимо. В своём исковом заявлении они отразили ссылки на нормативную базу, в соответствие с которой считает возможным и необходимым возложить обязанность по обеспечению коммунальной инфраструктуры на администрацию .... В силу приведенных норм, данные полномочия относятся именно к полномочиям органов местного самоуправления. Законодательством установлено, что при предоставлении данных земельных участков, они уже должны были быть обеспеченны всем необходимым. Просила суд удовлетворить требования.

Представитель ответчика ... Терещенко Д.В. возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы, изложенные в возражении, дополнении к возражению и суду показал, что прокурор не сослался ни на одну норму права, которая обязывала бы их обеспечить предоставленные семьям земельные участки с коммунально-инженерной инфраструктурой. Исковое заявление такой нормы не содержит, потому что такая норма отсутствует. Ссылка на ч. 2 ст. 2 Федерального закона “О внесении изменений в земельный кодекс”, не говорит о том, что предоставление земельных участков гражданам именно имеющих 3-х и более детей, лежит на органах местного самоуправления. В ней речь идёт лишь о том, что муниципальный район обладаем полномочиями предоставления земельных участков, что было сделано. Обязанность по обеспечению инфраструктурой у органа местного самоуправление не предусмотрена. Социальная поддержка многодетных граждан, является полномочием органов государственной власти субъектов РФ. С учётом поданного иска следует отметить, что полномочия социальной поддержки для граждан, имеющих трёх и более детей, не переданы уровню органов местного самоуправления. Указанные полномочия могут передаваться с соответствующим финансированием. Им такие полномочия с соответствующим финансированием не передавались, а возлагать такую обязанность, невзирая на норму права, указывающую на дотационность бюджета, не только нецелесообразно, но и идёт вразрез с действующим законодательством, которое разделяет полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти. Обращает внимание на положения № 414-ФЗ от ... "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а именно на п. 49, 62 ст. 44, в которых четко прописаны вопросы, связанные с обеспечением полномочий органов государственной власти, в предоставлении социальной поддержки многодетных семьям, а также вопросы, связанные с инвестиционными проектами, предусматривающие строительство инженерной инфраструктуры, которые также отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов. Истцовой стороной не приведены нормы, подтверждающие факт передачи таких полномочий им, что является одним из основания для отказа в удовлетворении заявления. Органы самоуправления муниципального образования не могут подменять органы государственной власти субъекта, в части социальной поддержки граждан. Считает, что являются ненадлежащими ответчиками. Просил в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо Нечаева Ю.Е. просила заявленные требования прокурора удовлетворить и показала, что ее семьей в 2019 году получен участок. До настоящего времени участком не пользуется, так как на месте выделенных участков растет поле, подъездных путей нет, электричество не подключено. На земельный участок невозможно попасть, его невозможно даже найти. Неодновременно подавала жалобы в органы местного самоуправления.

Представитель ответчика Правительства Ростовской области Венецкая Е.И. поддержала доводы, изложенные в возражении, и суду показала, что они являются ненадлежащими ответчиками, и представители органов местного самоуправления кое-что путают. У них множество законов о мерах социальной поддержки, и по каждой мере есть определенное регулирование. На данный момент, речь о передачи полномочий не идёт, как и о дополнительном финансировании. Согласится с доводами прокуратуры. Орган субъекта вправе оказать поддержку при выделении земельных участков для реализации мер социальной поддержки. Органы местного самоуправления предоставляют участки и сами занимаются сами их обслуживанием. Позиция Администрации Неклиновского района не состоятельно. Бюджетным законодательством предусмотрен иной подход, в случае недостаточности собственных денежных средств, муниципальный орган обращается на имя Губернатора с подготовленной обосновывающей документацией, чего не было. Полномочиями для строительства муниципальных дорог являются полномочия органов местного самоуправления. Полагает, что Правительство является ненадлежащим ответчиком в настоящем споре, поэтому в удовлетворении исковых требований к Правительству Ростовской области необходимо отказать.

Представитель ответчика Администрации Новобесергеневского сельского поселения Пономаренко Е.А. иск не признал, суду пояснил, что поддерживает позицию представителя Администрации Неклиновского района. В дальнейшем в ходе рассмотрения дела в удовлетворении требований в отношении сельского поселения просил отказать, в остальной части просил принять решение на усмотрение суда.

Третье лицо Токарева К.А., представители третьих лиц МУП «Управление Водоканал», ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», ПАО «Россети Юг», МКУ Неклиновского района «Управление капитального строительства» в судебное заседание не прибыли, надлежащим образом извещены о времени месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Так, задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ... N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 названного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ... № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ... полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, переданы органам местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится:

- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1, 2 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.... от ... ...С «О регулировании земельных отношений в ...» (далее Закон ...-ЗС) в целях индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства) право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федераций, проживающие на территории ... в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их о малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними.

Находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в частях 1 и 2 статьи 8.2 Закона ...-ЗС гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ... в прокуратуру ... от Нечаевой Ю.Е. и Токаревой К.А. поступило заявление, в котором они просили провести проверку по факту отсутствия на земельных участках, по адресу: ... (кадастровый ...) и ... (кадастровый ...), полученных ими бесплатно на основании постановления ... ... от ... и постановления ... от ... «О бесплатном, однократном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность гражданам, имеющим трех и более детей», отсутствия доступа к участкам, не имеется подъездных путей, не сформированы и не отсыпаны дороги, что препятствует активному освоению земельных участков.

В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки, переданные в ... многодетным семьям, сформированы в 100-150 метрах от электролинии, 450 метрах от газо-, водоснабжения, дорога отсутствует.

В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией ... предоставлены земельные участки гражданам, имеющим право бесплатного, однократного предоставлении земельного участка в ..., в отсутствие объектов инфраструктуры. Кроме того, на протяжении длительного периода времени вопрос об обеспечении их необходимой инфраструктурой не решен.

... в адрес администрации Новобессергевского сельского поселения (от ......) и ... (от ......) направлены письма по вопросу нарушения земельного законодательства.

С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой города в ... ... внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении в собственность бесплатно земельных участков семья, имеющим 3-х и более детей. Согласно поступившей информации приняты меры к устранению нарушений закона, однако до настоящего времени они не устранены.

В соответствии с пунктом 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ... N 372, при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. Приказом Минрегиона России от ... N 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ... N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Судом достоверно установлено, что ... длительное время после предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства не принимаются достаточные меры для обеспечения земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, позволяющей использовать их по назначению и надлежащим образом.

Принимая решения о предоставлении многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки земельных участков, не обеспеченных инфраструктурой, ... должна была осознавать необходимость принятия мер, направленных на создание условий для использования участков по целевому назначению.

В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Отсутствие у муниципального образования достаточных денежных средств для исполнения своих обязанностей основанием для отказа в удволетворе6нии иска не является.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного заседания установлено, что выявлены нарушения по обеспечению прав многодетных семей при реализации ими права на получение земельных участков, суд приходит к выводу, что требования прокурора Неклиновского района Ростовской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, Администрации Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, Правительству Ростовской области об обязании обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой удовлетворить.

Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, предоставляемые семьям, имеющим трех и более детей, под жилищное строительство в ... объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение) и дорогами местного значения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2024 года.

дело № 2-359/2024

61RS0045-01-2023-003019-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2024 года с. Покровское

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Карачиной А.А.,

при секретаре Бутове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, Администрации Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, Правительству Ростовской области об обязании обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Неклиновского района Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Неклиновского района Ростовской области, об обязании обеспечить земельные участки, инженерной инфраструктурой.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой ... проведена проверка по обращению Нечаевой Ю.Е., Токаревой К.А. о нарушении прав многодетных семей при реализации ими права на получение земельных участков, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.

В нарушение требований федерального законодательства администрацией ... предоставлены земельные участки гражданам, имеющим право бесплатного, однократного предоставлении земельного участка в ..., в отсутствие объектов инфраструктуры. Кроме того, на протяжении длительного периода времени вопрос об обеспечении их необходимой инфраструктурой не решен.

В связи с допущенными администрацией района нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, ряд многодетных семей не имеют фактической возможности на протяжении длительного времени реализовать свое законное право для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность и последующего его освоения.

В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки, переданные в ... многодетным семьям, сформированы в 100-150 метрах от электролинии, 450 метрах от газо-, водоснабжения, дорога отсутствует. Кроме того, в ... планируется строительство водопровода, срок реализации которого не определен, так как в настоящее время осуществляется только разработка проектно-сметной документации в рамках муниципального контракта, заключённого ...
... с ООО «Новый проект», срок выполнения работ по которому до .... Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков в ... необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность освоения предоставленных земельных участков для освоения под жилищное строительство, не выполнена.

С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой района в администрацию ... ... внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении в собственность бесплатно земельных участков семья, имеющим 3-х и более детей. Согласно поступившей информации приняты меры к устранению нарушений закона, однако до настоящего времени они не устранены.

Просят суд обязать администрацию ... в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, предоставляемые семьям, имеющим 3-х и более детей, под жилищное строительство, в ..., объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение), а также автомобильными дорогами.

Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МУП «Управление Водоканал», ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», ПАО «Россети Юг». В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ Неклиновского района «Управление капитального строительства», в качестве соответчиков - Правительство Ростовской области, Администрация Новобессергеневского сельского поселения Ростовской области.

В судебном заседании помощник прокурора Неклиновского района Кривошеева А.В. поддержала заявленные исковые требования, суду показала, что в рамках поступившего обращения от Нечаевой Ю.Е., было установлено, что ей и Токаревой К.А. были предоставлены земельные участки, которые не обладают требованиями, предъявляемым качественным земельным участкам, обеспеченного жилищно-коммунальной инфраструктурой. Было выявлено, что земельные участки были сформированы ориентировочно на расстоянии в 100-150 метров от линий электропередач, 450 метров от линии газо-водоснабжения. Кроме того, отсутствует дорога. Указанные условия препятствуют строительству домовладения, а также нарушают права и интересы несовершеннолетних. Вместе с тем, на данных физических лиц, то есть, заявителей, возлагается дополнительная обязанность по обеспечению коммунальной инфраструктурой за собственный счёт, что в соответствие с требованиями законодательства недопустимо. В своём исковом заявлении они отразили ссылки на нормативную базу, в соответствие с которой считает возможным и необходимым возложить обязанность по обеспечению коммунальной инфраструктуры на администрацию .... В силу приведенных норм, данные полномочия относятся именно к полномочиям органов местного самоуправления. Законодательством установлено, что при предоставлении данных земельных участков, они уже должны были быть обеспеченны всем необходимым. Просила суд удовлетворить требования.

Представитель ответчика ... Терещенко Д.В. возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы, изложенные в возражении, дополнении к возражению и суду показал, что прокурор не сослался ни на одну норму права, которая обязывала бы их обеспечить предоставленные семьям земельные участки с коммунально-инженерной инфраструктурой. Исковое заявление такой нормы не содержит, потому что такая норма отсутствует. Ссылка на ч. 2 ст. 2 Федерального закона “О внесении изменений в земельный кодекс”, не говорит о том, что предоставление земельных участков гражданам именно имеющих 3-х и более детей, лежит на органах местного самоуправления. В ней речь идёт лишь о том, что муниципальный район обладаем полномочиями предоставления земельных участков, что было сделано. Обязанность по обеспечению инфраструктурой у органа местного самоуправление не предусмотрена. Социальная поддержка многодетных граждан, является полномочием органов государственной власти субъектов РФ. С учётом поданного иска следует отметить, что полномочия социальной поддержки для граждан, имеющих трёх и более детей, не переданы уровню органов местного самоуправления. Указанные полномочия могут передаваться с соответствующим финансированием. Им такие полномочия с соответствующим финансированием не передавались, а возлагать такую обязанность, невзирая на норму права, указывающую на дотационность бюджета, не только нецелесообразно, но и идёт вразрез с действующим законодательством, которое разделяет полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти. Обращает внимание на положения № 414-ФЗ от ... "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а именно на п. 49, 62 ст. 44, в которых четко прописаны вопросы, связанные с обеспечением полномочий органов государственной власти, в предоставлении социальной поддержки многодетных семьям, а также вопросы, связанные с инвестиционными проектами, предусматривающие строительство инженерной инфраструктуры, которые также отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов. Истцовой стороной не приведены нормы, подтверждающие факт передачи таких полномочий им, что является одним из основания для отказа в удовлетворении заявления. Органы самоуправления муниципального образования не могут подменять органы государственной власти субъекта, в части социальной поддержки граждан. Считает, что являются ненадлежащими ответчиками. Просил в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо Нечаева Ю.Е. просила заявленные требования прокурора удовлетворить и показала, что ее семьей в 2019 году получен участок. До настоящего времени участком не пользуется, так как на месте выделенных участков растет поле, подъездных путей нет, электричество не подключено. На земельный участок невозможно попасть, его невозможно даже найти. Неодновременно подавала жалобы в органы местного самоуправления.

Представитель ответчика Правительства Ростовской области Венецкая Е.И. поддержала доводы, изложенные в возражении, и суду показала, что они являются ненадлежащими ответчиками, и представители органов местного самоуправления кое-что путают. У них множество законов о мерах социальной поддержки, и по каждой мере есть определенное регулирование. На данный момент, речь о передачи полномочий не идёт, как и о дополнительном финансировании. Согласится с доводами прокуратуры. Орган субъекта вправе оказать поддержку при выделении земельных участков для реализации мер социальной поддержки. Органы местного самоуправления предоставляют участки и сами занимаются сами их обслуживанием. Позиция Администрации Неклиновского района не состоятельно. Бюджетным законодательством предусмотрен иной подход, в случае недостаточности собственных денежных средств, муниципальный орган обращается на имя Губернатора с подготовленной обосновывающей документацией, чего не было. Полномочиями для строительства муниципальных дорог являются полномочия органов местного самоуправления. Полагает, что Правительство является ненадлежащим ответчиком в настоящем споре, поэтому в удовлетворении исковых требований к Правительству Ростовской области необходимо отказать.

Представитель ответчика Администрации Новобесергеневского сельского поселения Пономаренко Е.А. иск не признал, суду пояснил, что поддерживает позицию представителя Администрации Неклиновского района. В дальнейшем в ходе рассмотрения дела в удовлетворении требований в отношении сельского поселения просил отказать, в остальной части просил принять решение на усмотрение суда.

Третье лицо Токарева К.А., представители третьих лиц МУП «Управление Водоканал», ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», ПАО «Россети Юг», МКУ Неклиновского района «Управление капитального строительства» в судебное заседание не прибыли, надлежащим образом извещены о времени месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Так, задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ... N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 названного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ... № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ... полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, переданы органам местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится:

- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1, 2 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.... от ... ...С «О регулировании земельных отношений в ...» (далее Закон ...-ЗС) в целях индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства) право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федераций, проживающие на территории ... в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их о малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними.

Находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в частях 1 и 2 статьи 8.2 Закона ...-ЗС гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ... в прокуратуру ... от Нечаевой Ю.Е. и Токаревой К.А. поступило заявление, в котором они просили провести проверку по факту отсутствия на земельных участках, по адресу: ... (кадастровый ...) и ... (кадастровый ...), полученных ими бесплатно на основании постановления ... ... от ... и постановления ... от ... «О бесплатном, однократном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность гражданам, имеющим трех и более детей», отсутствия доступа к участкам, не имеется подъездных путей, не сформированы и не отсыпаны дороги, что препятствует активному освоению земельных участков.

В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки, переданные в ... многодетным семьям, сформированы в 100-150 метрах от электролинии, 450 метрах от газо-, водоснабжения, дорога отсутствует.

В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией ... предоставлены земельные участки гражданам, имеющим право бесплатного, однократного предоставлении земельного участка в ..., в отсутствие объектов инфраструктуры. Кроме того, на протяжении длительного периода времени вопрос об обеспечении их необходимой инфраструктурой не решен.

... в адрес администрации Новобессергевского сельского поселения (от ......) и ... (от ......) направлены письма по вопросу нарушения земельного законодательства.

С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой города в ... ... внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении в собственность бесплатно земельных участков семья, имеющим 3-х и более детей. Согласно поступившей информации приняты меры к устранению нарушений закона, однако до настоящего времени они не устранены.

В соответствии с пунктом 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ... N 372, при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. Приказом Минрегиона России от ... N 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ... N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Судом достоверно установлено, что ... длительное время после предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства не принимаются достаточные меры для обеспечения земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, позволяющей использовать их по назначению и надлежащим образом.

Принимая решения о предоставлении многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки земельных участков, не обеспеченных инфраструктурой, ... должна была осознавать необходимость принятия мер, направленных на создание условий для использования участков по целевому назначению.

В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Отсутствие у муниципального образования достаточных денежных средств для исполнения своих обязанностей основанием для отказа в удволетворе6нии иска не является.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного заседания установлено, что выявлены нарушения по обеспечению прав многодетных семей при реализации ими права на получение земельных участков, суд приходит к выводу, что требования прокурора Неклиновского района Ростовской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, Администрации Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, Правительству Ростовской области об обязании обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой удовлетворить.

Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, предоставляемые семьям, имеющим трех и более детей, под жилищное строительство в ... объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение) и дорогами местного значения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2024 года.

2-359/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Неклиновского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Роствоской области
Правительство Ростовской области
Администрация Неклиновского района Ростовской области
Другие
Токарева Ксения Андреевна
ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"
МКУ Неклиновского района "Управление капитального строительства"
Нечаева Юлия Евгеньевна
ПАО "Россети Юг"
МУП "Управление Водоканал"
Суд
Неклиновский районный суд Ростовской области
Судья
Карачина Анна Алексеевна
Дело на странице суда
neklinovsky.ros.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2023Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2024Подготовка дела (собеседование)
12.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее