Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-179/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО УДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.
при секретаре Глобу Н.В.
в судебном заседании 21 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» на решение Сыктывкарского городского суда РК от 23 октября 2012 года, которым
исковые требования удовлетворены.
Обязано ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» осуществлять Калимовой А.Н. начисление мер социальной поддержки отдельно по видам коммунальных услуг – газоснабжение и энергоснабжение, начиная с декабря 2011года.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., прокурора Юдина А.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Калимовой А.Н. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» о начислении мер социальной поддержки отдельно по видам коммунальных услуг – газоснабжение и электроснабжение, начиная с декабря 2011 года.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Жилищная управляющая компания», ОАО «Расчетный центр», Калимов А.П., Калимов А.А.
В судебном заседании Калимова А.Н. на иске настаивала.
Калимов А.П. иск поддержал.
Представитель ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» с иском не согласился.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
В апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Калимов А.П. в суде апелляционной инстанции исковые требования Калимовой А.Н. поддержал.
Другие лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились. Дело рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Калимова А.Н. проживает в квартире по адресу: .... Квартира находится в общей долевой собственности Калимова А.П., Калимовой А.Н., Калимова А.А., несовершеннолетней К.О.А.., ... года рождения.
Калимова А.Н. является инвалидом, получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Сыктывкарского городского суда от 19.08.2011 на ООО «Жилищная управляющая компания» возложена обязанность произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги, начисленной по квартире по адресу: ...116, исключив начисления по графе «содержание и ремонт жилья» за период с 01.05.2008 по 01.07.2010 и начисления по графе «отопление» за период с 01.05.2008 по 01.12.2010.
На основании решения суда, в ноябре 2011 ООО «Жилищная управляющая компания» Калимовой А.Н. произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги путем исключения начислений по графе «содержание и ремонт жилья» за период с 01.05.2008 по 01.07.2010 и начисления по графе «отопление» с 01.05.2008 по 01.12.2010. В связи с чем, текущие платежи Калимовой А.Н. производились с минусовым значением.
Неправомерные начисления ООО «Жилищная управляющая компания» по строкам «содержание и ремонт жилья», «отопление» повлекли для Калимовой А.Н. переплату сумм социальной поддержки, которые, как правильно указал суд, с декабря 2011года по настоящее время правомерно удерживаются ответчиком как излишне выплаченные по пункту 15 Правил.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Жилищная управляющая компания» не является для Калимовой А.Н. поставщиком коммунальных услуг по строкам «электроснабжение», «газоснабжение». При этом ответчиком с декабря 2011 года меры социальной поддержки по строкам «электроснабжение», «газоснабжение» удерживаются, не смотря на то, что перерасчет по данным видам услуг ресурсоснабжающими организациями Калимовой А.Н. не производился.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд верно применил нормы материального права.
Определяя право Калимовой А.Н. на начисление мер социальной поддержки по строкам «электроснабжение» и «газоснабжение» в денежном выражении, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
При этом Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» размер предоставления мер социальной поддержки поставлен в зависимость от фактически занимаемой гражданином жилой площади и фактически потребленных им коммунальных услуг или стоимости топлива.
Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» внесены изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 28.2 которого устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
При этом установлено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республики Коми» №55-РЗ от 12.11.2004 установлены правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.
В силу п.1 ч.1 ст.2 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республики Коми» социальная поддержка населения в Республике Коми предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе, оплату за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц, оплату за содержание и ремонт жилого помещения (содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме); а также оплату за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (при отсутствии централизованных сетей газоснабжения и внутридомовых инженерных систем - бытовой газ в баллонах), отопление (теплоснабжение, в домах с печным отоплением и (или) другими отопительными установками на твердом топливе).
Пунктом 9 ч.1 ст.15 вышеназванного Закона предоставляется мера социальной поддержки, в том числе, в виде оплаты в размере 50 процентов за жилое помещение инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности.
В целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, Постановлением Правительства Республики Коми №115 от 05.05.2009 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение №1), которые регулируют вопросы предоставления данных мер следующим образом.
Согласно пункту 11 Правил меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Пунктом 13 Правил установлено, что расчет суммы компенсации выполняется исходя из начисленных сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Назначенные суммы компенсаций, которые не были получены гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за их получением.
Суммы компенсаций, излишне выплаченные гражданам, подлежат удержанию из сумм последующих компенсаций, а при прекращении их выплат возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, суд, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о наличии права Калимовой А.Н. на начисление мер социальной поддержки по строкам «электроснабжение» и «газоснабжение» в денежном выражении, поскольку излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки образовались в результате произведенного управляющей организацией перерасчета начислений за жилищно-коммунальные услуги по строкам «содержание и ремонт жилья» и «отопление», истец вправе получать отдельно компенсацию по видам коммунальных услуг «газоснабжение» и «энергоснабжение». Зачет компенсации по указанным видам коммунальных услуг в счет образовавшейся переплаты мер социальной поддержки влечет лишение права истца на получение в настоящее время мер социальной поддержки по оплате услуг «газоснабжение» и «энергоснабжение».
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств, что основанием к отмене решения не является.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда и настоящем определении.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда мотивированы и соответствуют закону, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда РК от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: