Дело № 2-469/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
п.Увельский 08 ноября 2017 года
Челябинской области
Увельский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Рогачевой Е.Т.,
при секретаре: Семиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казарина Ю.П. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении пенсии,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Казарин Ю.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в г. Южноуральске Челябинской области № 989396/16 от 01 декабря 2016 года об отказе в установлении пенсии. Просил возложить на ответчика обязанность зачесть в стаж для назначения досрочной пенсии период прохождения военной службы в районе Крайнего Севера с 17 августа 1982 года по 10 июня 1992 года. Также просил возложить на ответчика обязанность по назначению досрочной трудовой пенсии с 13 января 2017 года.
В обоснование исковых требований указал, что 02 ноября 2016 года он обратился в ГУ УПФ РФ в г. Южноуральске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ РФ от 01 декабря 2016 года за № 989396/16 ему было отказано в назначении данной пенсии, в специальный трудовой стаж не включен период воинской службы в Вооруженных силах СССРв районах Крайнего севера с 17 августа 1982 года по 10 июня 1992 года. С решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Трудовая деятельность соответствовала условиям, необходимым для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Рстец Казарин Р®.Рџ. РІ судебном заседании РЅР° исковых требованиях настаивал РїРѕ доводам Рё основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ.
Представитель ответчика ГУ РЈРџР¤ Р Р¤ РІ Увельском районе Челябинской области (межрайонное) РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р.Рќ. РІ судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ отзыве РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление.
Постановлением № 303п от 05 апреля 2017 года в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области, реорганизовано ГУ УПФ РФ в Увельском районе Челябинской области и ГУ УПФ РФ в г. Южноуральске Челябинской области, в форме присоединения второго учреждения к первому. ГУ УПФРв Увельском районе Челябинской области переименовано в Государственное Учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) (л.д.107-111).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
РР· содержания С‡. 1 СЃС‚.8 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 Рі. в„–400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что право РЅР° страховую пенсию РїРѕ старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, Рё женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 2 и 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
При разрешении спора судом установлено, и подтверждается записями в трудовой книжке, что Казарин Ю.П. в период с 06 августа 1979 года по 18 июня 1992 года проходил службу в Советской Армии в г. Мончегорск Мурманской области.
Данное обстоятельство также подтверждается справкой № 5 от 21 февраля 2017 года, выданной военным комиссариатом г. Южноуральска и Увельского района Челябинской области, согласно которой, Казарин Ю.П. проходил военную службу в период:
-с 06 августа 1979 года по 03 июля 1982 года – курсант Пермского военного авиационного – технического училища;
-с 04 июля 1982 года по 10 июня 1992 года в должности офицерского состава. При этом с 17 августа 1982 года по 10 июня 1992 года проходил службу в отдаленной местности в г. Мончегорск Мурманской области.
Уволен в запас с военной службы 10 июня 1992 года по ст. 59, п. «Б» (по болезни) приказом № 111 командира части № 49207 от 08 июня 1992 (л.д. 10).
02 ноября 2016 года Казарин Ю.П. обратился в ГУ УПФРв г.Южноуральске Челябинской области с заявлением о назначении пенсии, в котором просил назначить ему страховую пенсию по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии (л.д. 45-49).
По результатам рассмотрения заявления Казарина Ю.П. решением ГУ УПФРв г. Южноуральске № 989396/16 от 01 декабря 2016 года ему было отказано в установлении пенсии, по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Так, согласно решению ГУ УПФРв г. Южноуральске № 989396/16 от 01 декабря 2016 года в страховой стаж Казарина Ю.П. засчитаны периоды работы продолжительностью 34 года 05 месяцев. В стаж в районах Крайнего Севера ответчиком включены периоды продолжительностью 5 лет 4 месяца 14 дней: 16 декабря 1992 года по 28 ноября 1992 года - период работы в охране при ОВД, с 14 декабря 1992 года по 17 января 1993 года, с 01 февраля 1993 года по 09 мая 1993 года, с 09 июня 1993 года по 27 февраля 1994 года, с 08 марта 1994 года по 29 мая 1994 года, с 28 июня 1994 года по 23 марта 1995 года – период работы в ОРС комбината «Североникель», с 03 апреля 1995 года по 30 ноября 1995 года, с 04 декабря 1995 года по 06 июля 1998 года период работы в АО «Североникель» 22 ноября 1979 г. по 16 апреля 1980 г.; с 08 июня 1982 года по 20 января 1983 года; с 05 января 1989 года по 11 марта 1990 г.; с 13 марта 1990 г. по 22 июня 1993 года.
При этом, в стаж в районах Крайнего Севера не включены периоды военной службы с 06 августа 1979 года по 03 июля 1982 года, с 04 июля 1982 года по 10 июня 1992 года, а также периоды отпусков без сохранения заработной платы и учебных отпусков с 18 января 1993 года по 31 января 1993 года, с 10 мая 1993 года по 08 июня 1993 года, с 28 февраля 1994 года по 07 марта 1994 года, с 30 мая 1994 года по 27 июня 1994 года, с 01 декабря 1995 года по 03 декабря 1995 года (л.д. 42-44).
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССРот 10 ноября 1967г. № 1029 Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В силу ст. 12 указанного Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Аналогичные положения закреплены в ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды, указанные в ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Данный период засчитывается в страховой стаж в календарном порядке, то есть по фактической продолжительности, при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию.
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 судам следует учитывать, что продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», учитываются только в страховой стаж.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года № 19-0-0, от 23 декабря 2014 года № 2781-О, от 16 июля 2015 года № 1640-О).
Действовавшие в спорный период прохождения истцом военной службы Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закон СССРот 14 сентября 1956 года «О государственных пенсиях» также не предусматривали возможности зачета в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периодов военной службы.
Согласно ст. 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено включение службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации в общий трудовой стаж.
Статья 94 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» предусматривала льготный порядок исчисления периодов работы (службы) в районах Крайнего Севера при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10,11,12,29 указанного Закона.
При этом пенсия в связи с работой на Крайнем Севере была предусмотрена статьей 14 указанного Закона № 340-1.
Согласно абз. 4 ст. 14 указанного Закона к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Статья 12 Закона № 340-1 предусматривала условия назначения пенсий в связи с особыми условиями труда, при этом для назначения пенсии предусматривались требования к наличию не только общего трудового стажа, но и стажа на определенных видах работ. При этом возможности зачета в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периодов военной службы не предусмотрено.
Ссылка истца РЅР° Рнструкцию Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ предоставления социальных гарантий Рё компенсаций лицам, работающим РІ районах Крайнего Севера Рё РІ местностях, приравненных Рє районам Крайнего Севера, РІ соответствии СЃ действующими нормативными актами», утвержденной приказом Минтруда РСФСРот 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1990 РіРѕРґР° в„– 2, РЅРµ является основанием Рє удовлетворению исковых требований, поскольку статьей 30 указанной Рнструкции предусмотрен РїРѕСЂСЏРґРѕРє зачета определенных периодов трудовой Рё РёРЅРѕР№ деятельности, РІ частности, непрерывной службы РІ районах Крайнего Севера Рё РІ приравненных Рє РЅРёРј местностях офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, военных строителей, лиц СЂСЏРґРѕРІРѕРіРѕ Рё начальствующего состава органов внутренних дел (РїСЂРё условии поступления РЅР° работу РЅРµ позднее шести месяцев, Р° военнослужащих срочной службы РЅРµ позднее трех месяцев после увольнения РІ запас или отставку РІ указанных районах Рё местностях), РІ непрерывный стаж работы, дающий право РЅР° получение льгот, Р° РЅРµ РІ специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии РїРѕ старости. Данная Рнструкция РЅРµ содержит положений Рѕ возможности зачета периодов военной службы РІ стаж, необходимый для назначения пенсии РЅР° льготных основаниях.
Как следует из оспариваемого решения УПФРв Южноуральске в страховой стаж истца периоды службы с 17 августа 1982 года по 10 июня 1992 года зачтены.
Основания для зачета спорного периода в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Казарину Ю.П. к УПФРв Увельском районе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения УПФРг. Южноуральска Челябинской области №989396/16 от 01 декабря 2016 года об отказе в назначении досрочной пенсии, возложении обязанности включить период с 17 августа 1982 года по 10 июня 1992 года в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности назначить пенсию с 13 января 2017 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении исковых требований Казарину Ю.П. к УПФРв Увельском районе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения УПФРг. Южноуральска Челябинской области №989396/16 от 01 декабря 2016 года об отказе в назначении досрочной пенсии, возложении обязанности включить период с 17 августа 1982 года по 10 июня 1992 года в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности назначить пенсию с 13 января 2017 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Т. Рогачева